Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
18.04.2024 / 12:36:19

ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.


Недавно в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся весьма необычный концерт, вызвавший особое внимание музыкальной общественности нашей столицы. Разумеется, Органный зал нашей консерватории весьма часто радует нас разнообразными и прекрасными концертными композициями, раскрывая творчество талантливый ташкентский музыкантов и певцов, а зачастую – и видных и высокоодарённых гостей из разных стран. Но тем не менее, особенность и строя, и композиции, и уровня исполнительской культуры этого недавнего концерта были особыми, очень своеобразными и запоминающимися.

   Этот концерт, названный его создателями «Вечер фортепианной и вокальной музыки – НА КРЫЛЬЯХ ПЕНИЯ, МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ» был сформирован творчеством своеобразного и талантливого тандема – сестё1р Мухамедовых. Здесь стоит вспомнить о том, что самобытная и высоко одарённая семья Мухамедовых уже достаточно давно заявила о себе в вокальном искусстве Узбекистана. Галина Иминовна Мухамедова, в прошлом талантливая оперная певица, а ныне – профессор кафедры академического пения консерватории, Заслуженный наставник молодёжи, опытнейший педагог, взрастивший индивидуальности десятков талантливых оперных певцов и певиц – по праву пользуется заслуженным авторитетом у нас в стране. её ученики ярко проявили ебя не только на отечественной узбекистанской сцене, но и в целом ряде зарубежных стран, выступая на самых престижных оперных и концертных сценах. Её супруг, Нурмахмат Шерович Мухамедов – опытный солист оперы, проявивший свое дарование вначале на сцене Самаркандского оперного театра, а затем и Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои – прошел значительный творческий путь, исполнил десяки оперных партий, а ныне является руководителем режиссёрского управления нашего Большого театра. И эти прекрасные творческие и личностные традиции достойно продолжают дочери этой замечательной четы – Феруза и Азиза Мухамедовы.

   Сёстры Мухамедовы и объединены семейной, родовой общностью традиций, высокой культуры, общностью высокой «планки» уровня творчества, заданной их прекрасными родителями. Обладая внешней красотой и обаянием – они и схожи, и совершенно различны по индивидуальным свойствам.

    Так, Феруза Мухамедова посвятила свою жизнь высокой цели фортепианного исполнительства. И будучи по абсолютному творчеству молодой – она успела в своем формировании достигнуть весьма весомых результатов. Одно перечисление этих результатов не может не вызвать восхищения и глубокого уважения. Ученица одной из прекрасных представительниц узбекистанской фортепианной школы – заслуженной артистки Узбекистана, профессора, проректора по науке Государственной консерватории Узбекистана Сайёры Акмаловшы Гафуровой – Лауреат Международного конкурса Феруза Мухамедова достойно несет эти высокие пианистические и исполнительские традиции. Как не упомянуть и о том, что традиции эти восходят непосредственно к иживой легенде и нашей музыкальной культуры, и Государственной консерватории – замечательной Юфелии Юнусовне Юсуповой, матери Сайёры Акмаловны! Однако, сама Феруза, обладая волей и твердостью поставленных жизненных и творческих целей – вершит свой путь весьма и весьма достойно и примечательно. Она – и доктор философии искусствоведения, и – с недавней поры! – проректор по науке и инновациям Института национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова.

   Путь Азизы Мухамедовой – тоже весьма самобытен и примечателен. Со студенческих лет проявив незаурядное дарование в области оперного исполнительства, обладая замечательным голосом амплуа «меццо-сопрано», обнаружив незаурядные артистические качества – Азиза уже несколько лет достойно служит в главном оперном театре нашей страны. И ярко и выразительно воссоздаёт целый ряд сложных оперных образов –  от наполненной юмором и иронией обаятельной Майсары – до глубоко трагичной Любаши в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Этот путь поисков и открытий вершится достойно и с прекрасными результатами.

   Своеобразным был замысел этого вечера-композиции. В  целях придать этому замыслу особую театрализованную форму, наполнить концерт-композицию действенностью и энергетикой – Феруза и Азиза Мухамедовы при поддержке их замечательных родителей обратились к ведущему мастеру оперной режиссуры, Заслуженному деятелю искусств Узбекистана Андрею Евсеевичу Слониму с просьбой стать и автором композиции, и режиссёром их творческого вечера. А зная о том, что Андрей Евсеевич умеет с особой силой «подать» каждый номер краткой и образной преамбулой, и вкрапить в ткань концерта поэтическое Слово – они договорились с ним и об этой особой черте вечера. И Андрей Евсеевич, который волей судеб был наставником и родителей сестёр Мухамедовых, и творческим руководителем Азизы с первых лет ее творчества в театре – с удовольствием включился в этот увлекательный творческий процесс формирования театрализованного вечера-композиции своеобразного «бенефиса» сестёр Мухамедовых.

    Программа сформировалась по сопоставлению произведений и авторов, на первый взгляд, контрастных и очень разных. Но эта контрастность привнесла в композицию своеобразную динамику и эффект «сопоставления» произведений и авторов, отличающихся друг от друга и стилем, и творческой манерой, и направлениями. Феруза Мухамедова солировала в фортепианных произведениях, наполняя богатством нюанса и динамикой исполнения, а вдохновенное пение Азизы сплеталось с чуткостью ведения партии фортепиано Ферузой в стройном и филигранном ансамблировании.

     Вечер открыло своеобразное исполнение Ферузой Мухамедовой лвух разных интермеццо Иоганнеса Брамса (ор. 117). Помимо высокой техничности и музыкальной яркости исполнения, Феруза Мухамедова раскрыла исконно романтическое «лицо» этих произведений. В первом некая сила, вершащая свой путь, встречается с устремлением неких роковых сил помешать этому движению, остановить, заставить сдаться. И субъект, образ которого рождает музыка, выходит из этого поединка усталым, но – не сдавшимся… А во втором интермеццо некий надчеловеческий вихрь беспощадно взметает и уносит человеческие судьбы, как листья, которые опадают с дере/вьев и уносятся неизвестно куда. И этот яркий «пролог вечера вызвал горячий отклик у многочисленных зрителей, в числе которых было много представителей яркой музыкальной общественности нашей столицы.

   Азиза Мухамедова начала свои выступления с особенного романса П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого – «Кабы знала я, кабы ведала…». В этом романсе, сроднившемся с русской народной песней, как и во многих камерных произведениях Чайковского – очерчена трагическая судьба Женщины, познавшей любовь, но брошенной возлюбленным и обречённой на тоску и одиночество. Искренность проживания и выразительное пение Азизы Мухамедовой в ансамбле с сестрой, которая вела партию фортепиано – создали полноценный мини-спектакль, вызвавший глубокое сопереживание зрительного зала.

   А затем в смене произведений и из героинь, в смене драматургии фортепианных шедевров композиторов разных стран – образовался яркий и многоцветный «остров» великих произведений разных времен, высокоталантливо воссозданный сестрами Мухамедовыми.  Знакомая многим с детства «Баркаролла» («Июнь») из «Времён года» П.И.Чайковского прозвучала у Ферузы Мухамедовой в воссоздании образа некой ладьи, плывущей по реке Жизни – то плавно-спокойной, то встречающий движение ладьи штормовыми волнами. И вновь, преодолев эти бури – ладья плыла вдаль, ощутив и новую силу, и добрую надежду…

   Азиза Мухамедова смело и заостренно воссоздала два сложнейших вокальных произведения, требующих и высоты мастерства, и невероятной энергетической экспрессии излучения эмоций. В таинственном, мистическом Гадании Марфы из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина», полным горьких предсказаний Князю Голицыну в смутное время воцарения Петра I на российский престол  – Азиза Мухамедова излучала и горечь сострадания, и осознание неотвратимости решения судьбы, и стремление предостеречь Князя от грядущих бедствий в его судьбе. И ведала, что этих роковых событий – не избегнуть. А в страстном, поубезумном рассказе цыганки Азучены из прекрасной оперы Верди «Трубадур» молодой исполнительнице удалось достигнуть невероятно сложного состояния «раздвоения души» несчастной Азучены. Она предстала и одержимой местью за сожжение матери, и страдающей от роковой ошибки сожжения в припадке безумия… собственного сына-младенца. А настоящего сына графа – трубадура Манрико она и матерински любит, и готовит его в жертву во имя отмщения преступному графу – убийце ее матери… И нельзя не отметить и прекрасную вокальную самоотдачу Азизы Мухамедовой, и ее владение контрастами исполнительской палитры, богатством нюансов, мастерством фразировки. А тонкий и истинно музыкальный, и драматургически выверенный ансамбль сестёр раскрылся здесь в полной мере.

     Не дробя повествование разнообразием чередования выступлений сестёр – отметим особо, что и в богатом «архипелаге»  прекрасных произведений узбекских композиторов – «Реке моей души» Хуршиды Хасановой (впервые исполненной в Ташкенте), и «Звёзды Улугбека»  Дилором Амануллаевой, вдохновенно  исполненных Ферузой Мухамедовой, а также – утонченного романса «Кутгил» Ойдин Абдуллаевой и «Мухаббат» Аваза Мансурова Азизой Мухамедовой было достигнуто много важного и творчески ценного.  И яркое стилистическое своеобразие каждого из этих произведений, и богатство мелодий и интонаций этих совершенных творений выдающихся узбекских композиторов – всё проявлялось живо, искренне и сиюминутно, зажигая восторженный зал.  И было очень приятно видеть, как благодарные авторы – виднейшие композиторы-творцы нашей страны! –   с радостными лицами несли цветы вдохновенным исполнительницам их творений и одаривали их благодарностями…

А затем наступил и период своеобразных путешествий по разным иным островам мировой музыкальной культуры. «Американская колыбельная» Гледис Рич и замечательное творение «Sometimes» из афроамериканских спиричуэлс были исполнены Азизой Мухамедовой сильно, с большой силой внутренней энергии, и со скрытым и пробивающимся вовне драматизмом, трепещущим как пламя свечи.

   Особенно выпукло, своеобразно, заостренно и с выраженным драматизмом исполнила Азиза Мухамедова и прекрасные в своей остроте, и необыкновенно трудные для исполнения Песню и частушки Варвары из оперы Р. К. Щедрина «Не только любовь…». В этом номере сконцентрировано многое – и «неустойчивое» состояние духа Варвары, беззаветно – и безответно! – тайно любящей героя оперы, и будоражащая душу тоска, и просветления, и горечь не сбывающихся надежд. Поистине – этот сложнейший номер символизирует ту «точку» состояния духа, когда эмоция бурлит через край, а душа осознает, что счастье с любимым невозможно. И Азиза в Ансамбле с Ферузой четко и выпукло во всей драматичной остроте сумели воссоздать это сложное состояние души. А режиссура Андрея Слонима и здесь, как в разной форме других номеров – помогла воссоздать и пластику героини, не находящей себе места от избытка чувств, а затем, устало присевшую… прямо на стул рядом с аккомпанирующей сестрой Ферузой, как бы ища у нее и сочувствия, и поддержки… И еще один редкостный номер был впервые исполнен в заключение программы. В начале XIX века знаменитая певица Мария Малибран, прожившая на земле только 28 лет, создала совершенно новаторсконе произведение. Она назвала его «Rataplan», что означает «барабан». Именно в сопровождении фортепиано и барабана, отбивающего причудливые ритмы, героиня этого произведения восторженно «импровизирует» в различных заостренно-ироничных состояниях души. Здесь ансамблю Азизы и Ферузы Мухамедовой помог юный барабанщик – учащийся военно-академического музыкального училища Изатулла Орипов. И номер прозвучал во всей полноте своей живости и новизны.  Следует отметить и вдохновенное ансамблирование на скрипке в романсе Аваза Мансурова «Мухаббат» Заместителя декана факультета «Музыкальное искусство ГКУз» Абдуллы Тажитдинова, в тонком ансамбле с  сестрами Мухамедовыми украсившего этот номер вдохновенным музицированием.

   Как и во многих своих вечерах-композициях,  Андрей Слоним соучаствовал в программе с первых моментов, предваряя каждый номер лаконичной и образной преамбулой, или помогающей войти в его смысл, или – ассоциативно связывающей его с различными явлениями жизни. Украшением вечера стали и стихи, как и всегда – не просто прочитанные, а эмоционально сыгранные Андреем Евсеевичем. И трагическая «средневековая» баллада А.Майкова «Менестрель», и полное горьких размышлений об опустошении душ стихотворение Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит…», и собственное авторское стихотворение «Идущий через века…», посвященное великому и вечному Алишеру Навои – звучали не только как своеобразные мини-спектакли, но и сплетали номера вечера в единый разнохарктерный коллаж, раскрывающий разнообразия «странствий души человеческой»…

   Видные музыканты страны, в числе которых были и проректор ГКУз Сайёра Гафурова, и ректор Института национального эстрадного искусства имени Б. Закирова, видный композитор Аваз Мансуров, и многие другие представители творческих профессий Ташкента –  высоко оценили и мастерство Ферузы и Азизы Мухамедовой, и общий уровень и динамику этого прекрасного вечера. По достоинству было оценена и мастерская режиссура Андрея Слонима, и его яркое исполнение стихов, и органичные преамбулы, сделавшие этот вечер цельным и единым. Публика горячо принимала и каждый номер в отдельности,  и композицию в целом, и высокий уровень исполнения. Оценила по достоинству собравшаяся общественность   и самобытность вокально-сценического решения композиции, и, разумеется – высокое мастерство и сестёр Мухамедовых, и их партнеров. 

  Бурной горячей овацией встретила публика и  завершение концерта, и ярко исполненную « на бис» сверх программы Азизой Мухамедовой  «Хабанеру» из оперы «Кармен», и все необычное вокально-музыкально-поэтическое действо этого замечательного вечера. И он, несомненно, надолго останется и в памяти всех, кому посчастливилось на нем присутствовать – и самим талантливым Ферузе и Азизе Мухамедовой, которым предстоит новый интерснейший путь дальнейшего восхождения к высотам профессионализма. Пожелаем же им новых радостей творчества и истинных открытий и в искусстве и себя в нем!

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

                                                                  

                                                                                                Фото Ирины Щур





Другие материалы рубрики

15.04.2024 / 17:01:59

Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева

"В честь 10-летия творческой деятельности коллектив планирует провести в 2024 году серию музыкальных мероприятий. Планы грандиозные – провести около 20 концертов, разных жанров, стилей и направлений. Из монументальных сочинений назову Реквием Дж.Верди, Симфонию № 5 Г. Малера....." Далее...

12.04.2024 / 13:51:45

"Первый соловей Узбекистана". Шерали Джураев (12 апреля 1947 – 4 сентября 2023)

С детства Шерали впитывал культуру и традиции узбекского народа. Еще ребенком он начал осваивать игру на музыкальных инструментах, а именно – на танбуре. Далее...

11.04.2024 / 14:52:24

"Мир новостей" анонсировал проведение Международного фестиваля джаза в Ташкенте

Российская газета "Мир новостей" сообщила, что с 26 апреля по 12 мая в Ташкенте пройдет VIII Международный фестиваль джаза. Далее...

10.04.2024 / 17:22:42

Долгожданный концерт!

Султан Али Рахматов - известный композитор, автор многих знаменитых хитов, близких нашему сердцу, 18-19-20-21 апреля представит свою новую концертную программу во Дворце профсоюзов Узбекистана. Далее...

07.04.2024 / 22:03:23

В продолжение темы. Успех учителя в успехе его учеников

Поистине незабываемой стала поездка творческой делегации учащихся, педагогов, концертмейстеров Республиканской специализированной музыкальной школы им. В.А. Успенского, родителей, сопровождающих пианистов в Кыргызстане для участия в III Международном конкурсе юных исполнителей "Обон" с 22 по 27 марта. Далее...





25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


25.04.2024 / 19:02:49
Русский дом в Ташкенте принял участие в международной конференции "Русский язык и литература в современном мире", посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося русского писателя В.П. Астафьева, которая прошла в Национальном университете
 
25.04.2024 / 16:07:26
Известный узбекский публицист и писатель Исмет Кучиев награжден золотым орденом "Друг Азербайджана"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте