Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.06.2025 / 11:12:11

"Популярная музыка в искусстве и медиа второй половины ХХ – начала XXI века"


Под таким названием в Российском Государственном институте искусствознания совместно с Институтом Национального эстрадного искусства (ИНЭИ) им. Батыра Закирова при Государственной консерватории Узбекистана прошла двухдневная международная научная конференция. Рассказывает автор проекта «Страницы Истории Музыкальной Эстрады Узбекистана» Александр Попов.

В конференции приняли участие почти 60 исследователей из Узбекистана, Казахстана, Турции, Японии и городов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Майкоп, Нижний Новгород, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Челябинск).

С приветственным словом к собравшимся обратилась доктор искусствоведения Галима Лукина, заместитель директора по научной работе Государственного института искусствознания.  Затем в режиме онлайн выступила Феруза Мухаммедова, проректор по науке и инновациям Института национального эстрадного искусства Узбекистана имени Батыра Закирова.

Примерно половина выступлений прошла в формате онлайн. Рассмотренные темы были очень разнообразны и в чем-то неожиданны: от русскоязычных каверов на музыку японских анимэ (Каори Юноки-Оно, кандидат культурологии Кансайского университета) до джазовых саундтреков во французских триллерах конца 1950-х гг. (Наталья Риккер, преподаватель Челябинской филармонии), от послевоенных  песен о войне на телефестивале «Песня года» (Дарья Журкова, кандидат культурологи российского Государственного института искусствознания) до поп-музыки, как инструмента формирования и продвижения медиаконтента в цифровую эпоху (Карина Исматуллаева, Университет музыки и изящных искусств в Анкаре, Турция)…

Докторант Казахстанского университета искусств Куаныш Рыскулов рассказал о специфике поп-музыки страны на примере творчества певицы и актрисы Заслуженного деятеля искусств Казахстана Жанар Дугаловой; темой доклада театроведа, продюсера Константина Сергеева стала выросшая из Тик-Тока феноменальная популярность фольклорных песен  «Матушка Земля. Белая березонька» в исполнении Татьяны Кортуковой и «Плывет веночек» Надежды и Григория Кадышевых; Анастасия Фролова и Павел Никулин из Российского гуманитарного университета проследили динамику репрезентации образа России в немецких видеоклипах 2010-20 гг.. Всего на конференции прозвучали более 50-ти докладов. Самым крупным тематическим блоком была узбекская эстрада – 14 докладов.

На конференции выступили приехавшие из Ташкента сотрудницы Института Национального эстрадного искусства имени Б. Закирова Нодира Аманова, и. о. профессора кафедры музыкально-теоретических и исторических дисциплин и Наргиз Хамдамова, заведующая кафедрой музыкально-теоретических и исторических дисциплин. Остальные выступления узбекских участников прошли в режиме онлайн.

 

Темой доклада Нодиры Амановой стала «Жанрово-стилистическая палитра узбекской эстрадной музыки и ее значение в современной культуре».

Чтобы определиться в терминах, необходимо отметить, что с обретением Узбекистаном статуса Независимого государства эстрадная музыка в стране постепенно стала трансформироваться в поп-культуру.

Докладчица привлекла внимание к тому, что поп-музыка как жанр оказывает сильное влияние на социум, играя важную роль в налаживании международных связей и процессе глобализации культур.  При этом классическая методика музыкального анализа часто не позволяет в полной мере исследовать современные композиции в поп-культуре, поскольку существует проблема нотной записи произведений. Она проявляется в невозможности полноценно отразить на нотном стане ритмические «оттяжки», звуковые эффекты, искажения тембра и других приемы поп-музыки; кроме того, нотная запись поп-музыки часто не соответствуют ее реальному звучанию, поскольку произведения современной поп-музыки «генерируются» с помощью музыкального электронного оборудования.

В докладе было отмечено, что в последнее время появились новые методы нотной фиксации электронных звуков, но они, все-таки, не в состоянии полноценно их отразить. По мнению ряда исследователей в такой ситуации для проведения стилевого анализа следует проводить целостный анализ музыкально-выразительных средств характерных для групп произведений. При этом уже появляются новые методики автоматизированного определения жанров и стилей с помощью специализированных компьютерных программ на основе анализа классических признаков композиций в совокупности с их техническими характеристиками.

Поскольку классическая форма анализа, отметила докладчица, не отвечает на поставленный вопрос, в Институте Национального эстрадного искусства им. Батыра Закирова был разработан комбинированный нотно-слуховой метод анализа. 

При таком подходе эстрадное произведение описывается по составным стилистическим компонентам, предложенным классическим музыковедением, которыми являются ритм, лад, тембр, орнаментика, манера вокального исполнения, спецэффекты и различные электронные искажения, а также обработка звука.

Как пример такого подхода Нодира Аманова привела песню «Малохат» в исполнении молодого эпатажного исполнителя Хамдама Собирова, обладателя самых больших (приклеенных) усов узбекской эстрады. В ней национальная колористика выражена через ритм, лад, манеру пения и тембр народных ударных инструментов с одновременным использованием современных средств звукоизвлечения западной поп-культуры. Такой формат весьма характерен для узбекской эстрады.

Как оказалось, в ритмический рисунок хорезмского народного танца лязги органично вплетается  мелодика cкрипки  кантри в песне «Кора куз» Ёркинхужи  Умарова в стиле  фолк-поп.

На основании интегрального слухового анализа 1893-х ротируемых музыкальных композиций (по данным плейлистов FM радиостанций и интернет-чартов с 1991 по 2021 гг., содержавших 2461 жанр и стиль) было выявлено 35 стилей и жанров, 14 из которых, оказались доминирующими.

В результате исследования выяснилось, что  доминирующее положение в структуре узбекской поп-музыки занимают такие жанры как ориент-поп и фолк-поп в виде моноструктурных форм. Полиструктурные композиции пока относятся к числу малораспространённых жанров и стилей. При этом было отмечено, что в узбекской поп-музыке, как и в других культурах, появились признаки гомогенизации (сокращения) культурного разнообразия из-за влияния других мировых культур. Этот фактор необходимо учитывать при прогнозировании динамики дальнейшего развития поп-культуры Узбекистана, где для выхода на международную сцену ключевым элементом следует считать приоритет национальной специфики при одновременной интеграции в современные мировые направления и использование актуальных музыкальных технологий.

 

Наргиз Хамдамова представила доклад по теме «Эволюция эстрадной музыки в узбекских фильмах».

Первые немые фильмы появились в Узбекистане в 1897 г. В 1919 г. при Народном комиссариате просвещения Республики был создан киноотдел. Через четыре года на его основе возникла организация «Туркгоскино». В 1924 г. была основана первая в Средней Азии киностудия «Бухкино». Через год она объединилась с «Туркгоскино» и на их базе создали киноорганизацию «Шарк Юлдузи», впоследствии «Узбекфильм».

Узбекская киномузыка начала формироваться в творчестве таких композиторов, как Алексей Козловский, А. Князевский, Рейнгольд Глиэр, С. Степанов. В своей работе они опирались на узбекский народный мелос и творчество узбекских композиторов. Первый звуковой фильм «Клятва» был снят в 1937 г., в нем звучала музыка композитора А. Князевского.

В 1940-е гг. в Узбекистане в числе других были сняты такие известные фильмы как «Насреддин в Бухаре» (1943), «Тохир и Зухра» (1945), «Похождения Насреддина» (1946), «Алишер Навои» (1947). В звуковом оформлении кинокартины «Насреддин в Бухаре», созданном Мухтором Ашрафи и Борисом Араповым, использованы  цитаты из народных песен и произведений узбекских композиторов. Народная песня «Том бошида тоғора» (ее чаще называют «Песенка Насреддина»),  текст С. Тилла, выступает в фильме как звучащий лейтмотив образа Насреддина. В фильме «Похождения Насреддина» ее оркестровая версия звучит и в оригинале, и в оркестровке Алексея Козловского. Задорный шлягер и сегодня звучит на эстраде Узбекистана. Например, в исполнении ансамбля «Ялла» или Файёза Бекмурадова.    

Первой узбекской музыкальной кинокомедией стал фильм «Очарован тобой»/«Мафтун бўлдим» (1958 г., режиссёр Юлдош Азамов). Музыка: Мутал Бурханов, Манас Левиев и Икром Акбаров. Фильм и сегодня очень любим в Узбекистане. Главную песню картины «Очарован тобой» исполнил обладатель «золотого голоса» узбекской эстрады Батыр Закиров. Как и «Песенка Насреддина» она до сих пор живет на узбекской эстраде. В фильме также звучат песни: «Сшила тюбетейку», «Прекрасный Ташкент», «Парикмахер».

Пожалуй, самым известным узбекским музыкальным фильмом стала мелодрама Али Хамраева «Невеста из Вуадиля» (1984). Музыка: Фарух Закиров, Рустам Ильясов и Евгений Ширяев. Кинолента снята на узбекском и русском языках. В фильме поют ансамбли «Садо», «Ялла», Наргиз Закирова, Илья Малаев, Уля Ташбаева, Жавлон Тохтаев и Мухаббат Шамаева. Главная песня фильма – пронзительно нежная «Унутма мене» («Не забывай меня»). Музыка - Фарух Закиров, русский текст Илья Резник, узбекский - поэт Ёдгор Обидов. В русской версии фильма ее исполнила Наргиз Закирова. В узбекской - Кумуш Раззакова (экс. «Садо»), хотя это и не указано в титрах. 

Значительный вклад в развитие узбекского киномузыкального творчества внесли также Сайфи Джалил, Румиль Вильданов, Мирхалил Махмудов, Тулкун Курбонов, Шариф Рамазанов, Хамид Рахимов, Энмарк Салихов, Батыр Умиджонов, Феликс Янов-Яновский и другие.

С 1990 г. с обретением Узбекистаном независимости узбекское кино претерпело резкие изменения. Была создана Государственная кинокомпания. Появились независимые творческие объединения и студии: «Инсон» (Человек), «Юлдуз» (Звезда), «Иймон» (Вера), «Ватан» (Родина), «5-я студия» и другие.

В музыкальном фильме «Небо, верни мою звезду»(1996, режиссер Фарид Давлетшин) о жизни в эстрадном мире звучат песни в исполнении обладательницы утончённого голоса — Народной артистки Узбекистана Насибы Абдуллаевой. Музыку к фильму написал талантливый композитор Анвар Эргашев, автор многих  других произведений.

В 1999 г. на узбекском языке вышел фильм «Тохир и Зухра». Но это был не ремикс печальной легенды, а музыкальная мелодрама с участием звезд узбекской эстрады. В их числе дуэт Абдулазиза Карима и Севары Назархон, где стилистика фанка сочетается с национальными элементами.  В песне Жавохира Закирова «Эркалаб сев» органично сливаются фанк, рок и фьюжн, в фильме звучат песни «Кўзларинг» группы «Анор», «Азобласан» Райхон Ганиевой и «Нозларингдан» Улуғбека Отажонова. Фильм стал примером творческой интеграции национального мелоса с элементами других культур, что подчеркивает разнообразие и богатство узбекского музыкального искусства, отражая его многогранное наследие и стремление к инновациям. 

Остальные доклады от Узбекистана прозвучали в режиме онлайн. Выступали не только преподаватели, но также и студенты ИНЭИ им. Б. Закирова.

 

«Прозвучавшие доклады были очень интересными. Некоторые темы оказались в немалой степени неожиданными. Мы думаем о том, чтобы сделать такие конференции традиционными, как минимум ежегодными, - говорит Галима Лукина, - возможно следующая встреча состоится весной в Ташкенте. Тексты выступлений собираемся опубликовать в нашем электронном журнале «Художественная культура».   

Доклады представителей Узбекстана в формате онлайн

Первопроходцы узбекской эстрады. Юнус Тураев: путь к сцене

Хуршид Мамазияев, преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Переводы вокальных текстов в контексте мюзикла и кавер-версии

Ян Миленин, преподаватель филиала Всероссийского государственного института кинематографии в Ташкенте

 

Джазовые композиции в музыкальном сопровождении компьютерных игр

Ольга Асминкина, и.о. доцента ИНЭИ имени Б. Закирова

 

Вклад кафедры «Эстрадного инструментального исполнительства» в формирование джазового музыканта

Лола Ганиева, кандидат искусствоведения, профессор ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Роль кавер-музыки в эстрадном искусстве

Дилшод  Курбанов, старший преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Концепция музыкального содержания узбекских эстрадных песен

Мохинур Камолидинова,  преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Узбекская эстрадная песня: путь от национальной лирики к массовой культуре

Севарахон Туланова, магистрантИНЭИ им. Б. Закирова

 

Развитие эстрадного искусства в музыкальной культуре Каракалпакстана

Гулзада Бекмуратова,  преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Классика. Перезагрузка: джаз-роковые интерпретации вечных шедевров

Висола Илхамжанова, студентка ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Многоголосное а-капельное пение в поп-музыке: оригинальность и традиции

Феруза Акбарова, магистрант ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Песенное творчество Алишера Расулова в музыкальной эстраде Узбекистана

Дурдона Артыкбаева, преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова

 

Эстрадная песня «Рано» в исполнении Батыра Закирова: взгляд через призму музыкального анализа

Согдиана Ниязова, студентка ИНЭИ им. Б. Закирова





Другие материалы рубрики

26.06.2025 / 11:01:33

АНДРЕА БОЧЕЛЛИ НА РЕГИСТАНЕ

Один из величайших теноров современности звезда мировой оперной сцены выступит в Самарканде на площади Регистан Далее...

24.06.2025 / 10:44:35

Виртуозы "Метелицы" в Самарканде

В памятный всем день, 22 июня сего года в гостеприимном Самарканде в одном из лучших Дворцов культуры "Нуровшон", расположенном в посёлке Суперфосфатного завода" блистательно выступил уникальный оркестр русских народных инструментов "Метелица" Далее...

23.06.2025 / 16:28:16

На летней площадке театра "Ильхом" состоится выступление 2-х музыкальных групп "St. Waters" и "Тупратиконs"

28 июня в 21:00, сразу после спектакля "Сказка о двух камнях", вас ждет традиционная ILKHOM PARTY в честь закрытия 49-го театрального сезона! Далее...

21.06.2025 / 20:46:24

Фортепианный концерт классической музыки

В Органном зале Государственной консерватории состоялся фортепианный концерт студентов класса профессора Наргиз Шамильевны Полатхановой, продемонстрировавший эволюцию фортепианного искусства от эпохи барокко до современности Далее...

17.06.2025 / 18:42:31

Ташкент готовится к концерту Дженнифер Лопес: пресс-конференция в АИМК

В конференц-зале Агентства информации и массовых коммуникаций 16 июня собрались журналисты, чтобы подробнее узнать о предстоящем концерте Дженнифер Лопес, который состоится 7 августа на Национальном стадионе – Milliy stadioni (ранее "Бунёдкор") Далее...





25.06.2025 / 15:46:58
Я побывала в чудесном мире доброй сказки. Именно таким стал для меня пред премьерный показ балета "Лебединое озеро" в нашем любимом, родном Большом театре Узбекистана им. Алишера Навои
 
24.06.2025 / 10:50:02
В ГАБТе им. А. Навои 5 июля состоится Гала концерт в связи с закрытием 95 го театрального сезона. Зрителей ожидает еще одно памятное, незабываемое событие
 


25.06.2025 / 15:49:20
В Русском доме в Ташкенте прошел особенный день документального кино
 
19.06.2025 / 15:34:18
Retro Film Club вновь порадовал любителей кино собирающихся каждую неделю во Дворце национального киноискусства на просмотры лучших фильмов мирового кино. В минувшую среду это был один из таких шедевров-"Касабланка", снятый еще в 1942 году
 


13.04.2025 / 15:10:57
Приглашаем вас в Международную Академию Туризма!
 
11.03.2025 / 18:30:01
Весна – традиционно популярный период для поездок в Узбекистан
 


09.06.2025 / 16:44:07
5 скрытых причин, почему вы плохо спите и как это исправить. Чем опасны ночные пробуждения?
 
02.06.2025 / 10:24:24
"Он берег её память": Александр Жигарев и последняя весна Анны Герман
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте