Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.06.2014 / 07:32:15
Тухтасин Гафурбеков: "Без музыки жизнь была бы ошибкой..."Взять интервью у заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Тухтасина Батыровича Гафурбекова оказалось делом не простым: то его «осаждают» студенты консерватории, то приглашают на телевидение, то просят зайти в издательство, где готовится к выходу в свет его новая книга… Несмотря на то, что мэтр отечественного музыкознания недавно переступил рубеж 75-летия, он полон сил и творческой энергии.
Вы более 50 лет преподаете на кафедре истории музыки и критики консерватории. А кто из ваших учителей оказал на вас наибольшее влияние в плане профессионального самоопределения? C глубокой благодарностью вспоминаю своего педагога в музыкальном училище Е.А. Финченко. Это был музыковед с универсальным диапазоном знаний, который умел преподнести учащимся едва ли не каждого композитора, как своего самого любимого автора. Его принципиальность, высокие требования и профессионализм всегда служили для меня примером. А годы обучения в консерватории были просто незабываемыми. Практически ежедневно доводилось наблюдать, как выдающиеся музыканты передавали свой опыт и мастерство талантливой молодежи. Назову лишь некоторых из них: Мухтар Ашрафи, Хамид Рахимов, Я.Б. Пеккер, Ю.Г. Кон, Н.Ф. Орлов, К.М. Успенская, позже А.Н. Дмитриев и другие. Они оказывали огромное влияние на студентов не только в творческом плане, но и воспитывали, постоянно поддерживали, помогали ценными советами. Я счастлив, что судьба подарила мне общение с этими людьми.
Как Вы считаете, какими качествами должны обладать начинающие музыковеды? Здесь можно выделить два аспекта. Первый - это эрудиция, умение уверенно ориентироваться в музыковедческих трудах, разбираться в гармонии, полифонии, форме, приемах музыкального развития. А второй аспект заключается в умении слушать музыку и мыслить. Самое важное, это когда музыковед проявляет все эти качества на практике. Когда он выходит, скажем, на сцену и делает вступительное слово перед концертом, когда пишет рецензии в газеты или делает радиопередачи. Наш инструмент – слово. А слово само по себе не может существовать в отрыве от мысли. И вот эта оригинальная мысль, должна подготавливать слушателя и увлекать его в прекрасный мир музыки. Судьба подарила вам встречи со многими знаковыми людьми, в числе которых Мать Тереза, принцесса Иордании Виждан Али, композиторы Дмитрий Шостакович и Эдисон Денисов, музыковеды Виктор Цуккерман, Лев Мазель и Михаил Друскин и многие-многие другие. Но все же, быть может, есть особенно памятные моменты? Эта встреча произошла в Москве, в 1971 году, где мы представляли нашу республику в рамках Международного молодежного форума композиторов и музыковедов. Я никогда не предполагал, что когда-нибудь удостоюсь непосредственной беседы с великим Дмитрием Шостаковичем. После встречи с ним, он подарил пластинки своей 14-ой симфонии с автографом, и был сделан памятный снимок с великим композитором ХХ века. Ваша деятельность поистине многогранна - музыковед-ученый, общественный деятель, педагог, музыкальный критик, лектор. Какая из этих сфер вам наиболее близка, и приносит больше всего творческого удовлетворения? Честно говоря - все. Каждая из этих областей включает в себя жанры широчайшего спектра, просвещение в деле классической и современной музыки, постоянные размышления, участие в современном творческом процессе и стремление к росту. Именно в этом я вижу свое призвание, цель и основную профессиональную обязанность. Все остальное служит ее достижению. Без музыки жизнь была бы ошибкой... На протяжении многих лет ваша деятельность связана с Научно-исследовательским Институтом искусствознания Академии наук, который, в одно время, вы возглавляли в качестве директора. Более двадцати лет вы являлись председателем первого в нашем регионе Специализированного совета по защите докторских диссертаций. Расскажите об этом. Институт искусствознания это уникальное учреждение с богатейшими традициями. Своеобразная кузница научной искусствоведческой мысли. Отрадно, что с обретением независимости при Научно-исследовательском институте искусствознания был создан Специализированный совет по защите диссертаций. Сегодня деятельность совета реформируется в соответствии с требованиями времени. В этой связи, необходимо консолидировать усилия, направленные на упрощение процедуры подготовки защиты докторских диссертаций, чтобы молодые ученые могли полностью сконцентрироваться на научной работе, а не занимались бумаготворчеством. Вы считаете себя счастливым человеком? Счастливый человек это тот, кто нашел свое счастье, и мне в жизни очень повезло: семья, работа, коллеги, друзья, ученики… Неважно в чем заключается счастье, главное то, что оно у меня есть. В моих набросках «Пегасовы опусы» есть такие строки: Трудно стать человеком, Сложно жить человеком, Мало жить человеком, Нужно умереть человеком.
На ваш взгляд, какое внимание уделяется в Узбекистане музыкальному искусству? Наше государство уделяет большое внимание развитию музыкальной культуры. Свидетельство тому капитальные реконструкции и строительство музыкальных школ и колледжей, проведение ежегодных музыкальных фестивалей, приглашение в Узбекистан знаменитых музыкантов, проведение совместных концертов классической и традиционной музыки и многое другое. Открытие музыкально-просветительского канала «Маънавият ва Маърифат» на узбекском телевидении также является ярким примером этой работы. На нем идет освещение музыкальной жизни республики, канал открывает новые имена и знакомит с всемирно известными исполнителями современности. Думаю, что программы нового канала, сыграют важную роль в просветительской работе среди широких кругов слушательской аудитории.
Беседу вела Асаль Холматова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|