Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.05.2015 / 19:12:33
Джаз-фестиваль продолжает шествие по узбекской столицеПервого мая джаз-фестиваль состоялся в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее имени В.А. Успенского. Он был посвящён Международному дню джаза (30 04 15). Ведущий концерта Арсен Длянчев пригласил на сцену Президента Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва В.А. Сафаров. Открывая фестивальный концерт, Владимир Ашотович поздравил всех присутствующих со знаменательным событием в музыкальной культурной жизни Узбекистана и зачитал основные абзацы Послания Генерального директора Юнеско госпожи Ирины Боковой по случаю международного Дня джаза (30 04 12). «Джаз – это рупор жизни» (Мартин Лютер Кинг) – именно в этом заключается преемственность джазовых фестивалей в Ташкенте с 1968 г. В.А. Сафаров вспомнил страницы истории джаза в Узбекистане. Инициаторами проведения в 1968 г. первого джазового фестиваля в Ташкенте были музыканты ансамбля «Туркестанская звёздочка», а в жюри фестиваля входили известные музыканты: проф. Ташкентской консерватории Александр Лисовский, народный артист Узбекистана Батыр Закиров, композитор Энмарк Салихов. В этом фестивале приняли участие молодые братья Сафаровы – Владимир (фортепиано) и Вячеслав (бас-гитара). Джаз поныне объединяет людей, культуры и мир. Джаз-фестиваль в «Успенке» ещё раз продемонстрировал духовный и эмоциональный потенциал джаза для укрепления человеческого достоинства, уважения и мира на земле. Выступившая на открытии фестиваля директор Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. Успенского Дильдора Абдувахабовна Джамалова отметила, что джаз формирует не только эстетические взгляды, но и жизненные принципы учащихся. В этом вопросе дирекция лицея была солидарна с мнением В.А. Сафарова и руководителя одного из ярких постоянных участников джазового фестиваля - детского ансамбля РСМАЛ им. В.А. Успенского Алины Алибековой: - Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта, единодушия и партнёрства, которая не делит зал на исполнителей и слушателей, но объединяет их воедино. Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой для объединения людей, склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто человеческие чувства. В концерте ярко выступили ветераны джаза «Рэг-тайм-трио» под руководством Геворга Севумяна. Они подарили слушателям популярные джазовые произведения XX века: кантри-вестерн «Шесть дней»; балладу Донеля Смита «Несдержанное обещание» и полный романтического оптимизма рэг-тайм «Под парусом» (Матвей Блантер). Молодой задорный джаз-ансамбль «РЭЦК» эстрадно-циркового колледжа под руководством их преподавателя Виктора Курницкого представил на суд публике пять вещей из золотой коллекции популярных джазовых стандартов, среди которых особый восторг вызвали: Дюк Эллингтон. «Ходим по кругу» и Джимми Джуфри. «Четыре брата». Евгений Аренберг вместе со своим ансамблем «Нуроний» представил новую разнообразную программу, в которой прозвучали классические и современные произведения: мини-попурри «Воспоминание», элегия «Свет луны и звезд», «Утренний жаворонок» (Иллиниойс ДЖАКЕТ), «Облака» (Джанго Рейнхгардт). В состав ансамбля органично вписался молодой талантливый Данияр Ризаев (саксофон-тенор), покоривший публику своими импровизациями. Александр Горбенко (гитара) из ансамбля «Блюз» снова освежил в памяти слушателей мелодии «Битлз». В его сольном исполнении особенно задушевно прозвучали любимые вещи битломанов: “Yesterday” и “Let it be”. Ансамбль «В джазе только дедушки» под руководством Булата Мустаева (саксофон) покорил слушателей не только исполнением классических блюзов и баллад, но и своим внешним элегантным видом. Изюминкой в их программе стало выступление победительницы конкурса «Голос. Дети-2015» (Москва, Россия) Сабины Мустаевой. Она исполнила свою коронную вещь «Тень твоей улыбки» (Джонни Мандела) и ешё несколько песен на «бис». Свои первые шаги 14-летняя Сабина делала в Ташкентском джаз-клубе, участвуя на многих его заседаниях и джаз-фестивалях в дуэте со своим дедом и музыкальным наставником – Булатом Мустаевым. Гвоздём программы, как всегда, было выступление легендарного джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и друзья». Глядя на этих элегантных моложавых подтянутых джазменов в парадных белых фраках и шляпах, с красными концертными «бабочками» на белоснежных манишках, зрители не могли поверить своим глазам, что первый свой концерт братья Сафаровы и их друзья дали 18 марта 1954 года в Ташкенте в ДК пищевиков. Этот день считается днём рождения старейшего джазового ансамбля Узбекистана, на счету которого участие в десятках международных джаз-фестивалей в Фергане, Бишкеке, Бухаре, Алматы, Оше, Душанбе и российских городах. Ансамбль исполнил любимые произведения из мировой классики: «Нерешительный» (Чарли Шеверс), «Я начинаю видеть свет» (Дюк Эллингтон, Гарри Джеймс). «Маршрут 66» (Бобби Троуп), а также попурри из песен репертуара Геннадия Сафарова (саксофон, труба, вокал) в джазовой обработке. Гостем фестиваля был ансамбль «Шёлковый путь» из Бухары, образованный в 1995 г. Руководитель ансамбля Обид Джумаев (рояль) перед концертом в блиц-интервью объяснил этимологию названия их ансамбля и выбор репертуара, ориентированного на Восток–Запад: - В древности по Великому шёлковому пути - с Востока на Запад и обратно шли не только караваны с товарами. Это было великое узнавание народов, великий культурный обмен. Так, в нашей музыке фестивальная публика услышит диалог культур: наших национальных мелодий с классикой мирового джаза, наших узбекских инструментов – рубаба, дутара (Алишер Азимов) , тайлака, дойры (Тимур Кансиров) – с трубой, контрабасом, фортепиано, ударными . Наш караван отправляется в путешествие по мелодиям разных стран, как когда-то путешествовал по миру великий поэт Фуркат. Репертуарная основа «Шёлкового пути» - этнический джаз. В него вплетаются известные джазовые композиции, обрамлённые восточными музыкальными узорами, как орнаменты на знаменитых бухарских коврах и халатах. В 2002 году узбекским джазменам рукоплескали поклонники импровизационной музыки в Германии за исполнение произведений И.С. Баха и его современников в обработке в стиле «барокко-джаз». В 2009 году «Шёлковый путь» перешагнул через Урал и покорил публику Екатеринбурга исполнением этноджаза. На нынешнем фестивале ташкентская публика овацией приняла разнообразную программу, в которой прозвучали: «Концерт для клавира с оркестром фа минор» (1 часть) И.С. Баха; Дэйв Брубек – «Рондо в турецком стиле»: обработка для фортепиано, рубаба и ударных. «Рассказ о бахши» Хайдарова: обработка для фортепиано, рубаба и тавлака воспроизвёл в «горячей» музыке героические страницы народного эпоса «Алпамыш» в пересказе бахши – народного певца-сказителя. Завершил концерт ансамбль Игоря Тена. Молодые музыканты, воспитанники РСМАЛ, исполнили «Приграничную песню» и джазовую композицию «Нарисуй черным» Николая Моисеенко. Современный философ О.М. Айванхов 3 мая 2015 г. подарил пользователям интернета очередное мудрое изречение из цикла «Мысль дня»: «Обрабатывайте, засевайте, орошайте каждый день свое внутреннее пространство и не требуйте, чтобы окружающие видели вашу работу. Если вы делаете ее сознательно, в один прекрасный день весь мир будет обязан признать и оценить ее, так как законы неизменны. Представьте себе садовника, посадившего только что в землю уникальное, необыкновенное семя. Он так горд и доволен этим, что ему хочется оповестить об этом весь мир. И каждый раз, когда в сад приходят посетители, он выкапывает это семя из земли и показывает им со словами: "Вы видите? Это я его посадил. Посмотрите на него хорошенько, через некоторое время оно превратится в необыкновенное дерево с вкусными плодами, вы их отведаете…". Очевидно, что бедному семени скоро придет конец. Вам смешно? Но именно этим и занимаются многие спиритуалисты - они выкапывают то, что только что посадили, пусть все насладятся деревом, которое они выращивают. И это наилучший способ его уничтожить. Нельзя вытаскивать зерно из почвы, нужно ждать, пока дерево само появится у всех на глазах и начнет давать плоды». Джаз – детище ХХ–го столетия. Мир в начале XXI века уже отметил столетие джаза. История джаза в Ташкенте насчитывает не один десяток лет. В Узбекистане с триумфом прошли первый Ташкентский фестиваль джаза(1968); в эпоху независимости – «Ташкент-JAZZ -2008, -2010, - 2011, -2012; и в этом году, как никогда, географически и тематически расширенный фестиваль длится в течение календарного месяца. С обретением Узбекистаном независимости джазовое искусство, по мнению исследователя джаза, педагога Государственного ташкентского университета культуры и искусств Татьяны Седых, вступило в качественно новый этап своего развития. Обозначилась тенденция приобщения к джазовому музицированию детей и юношества, что открыло новые перспективы джазовой педагогики. На этом джаз-фестивале директор лицея Д. А. Джамалова вспоминала деятельность джазового клуба «Фестиваль», организованного в 1995 г. при Республиканской средней специальной школе-интернате имени В. А. Успенского и существенный вклад в музыкальное воспитание учащихся арт-директора интерклуба, а также детской студии «Дорога к джазу» неутомимого пропагандиста джазового искусства Василия Упорова. Эти традиции успешно продолжает нынешний руководитель детского ансамбля РСМАЛ им. В.А. Успенского Алина Алибекова. Фестивальный концерт в лицее объединил в зале представителей разных поколений в едином порыве к свету, когда можно проникнуться чудесными звуками учащённо бьющегося сердца, дыхания, неожиданной улыбки, и запомнился всем его участникам и слушателям настоящим феерическим праздником джаза и весны. Напомним, что «фонтан джазовой музыки» в рамках фестиваля вот уже месяц не умолкает в Ташкенте ни на один день. Фестиваль завершится 6-7 мая в Государственной консерватории Узбекистана концертами и мастер-классами известного латвийского джаз-ансамбля «Ксиля ТРИО».
Гуарик Багдасарова
|
|