Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.03.2016 / 11:52:06
В консерватории состоялся концерт французской классической музыки25 марта 2016 года в Большом зале консерватории состоялся концерт Национального Симфонического оркестра Узбекистана на котором прозвучали произведения Гектора Берлиоза, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Дирижировал оркестром народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров. Первую часть программы составила Фантастическая Симфония № 14 Берлиоза. В ней пять частей, каждой из которых автор предпослал название и краткое литературное вступление. 1. Мечтания ― Страсти (Rêveries ― Passions) 2. Бал (Un bal) 3. Сцена в полях (Scène aux champs) 4. Шествие на казнь (Marche au supplice) 5. Сон в ночь шабаша (Songe d’une nuit de sabbat) В финале симфонии Берлиоз использует во вступлении тему "Dies irae" (День гнева). Это первое зрелое произведение автора, в котором ярко проявился новаторский характер его музыки. И к тому же это первая программная симфония в истории романтической музыки. Она была посвящена Генриетте Смитсон, в которую в то время был влюблен композитор и он находит и слышит ее повсюду. В этом произведении можно найти большое количество музыкальных форм – аллегро, адажио, жестокий марш, темы менуэта и вальса. Современники Берлиоза считали его музыку слишком громкой и пафосной, в одной из критических заметок даже сравнивая с камнепадом в горах. При прослушивании у меня порой возникали такие же ассоциации. Поэтому мне больше всего понравилась вторая часть, где в симфонию введены вальс и менуэт, а общая музыкальная палитра не имеет слишком резких перепадов в звуке. Вторая половина концерта включила в себя произведения Клода Дебюсси – «Ноктюрны» и Мориса Равеля – первый концерт для фортепиано с оркестром, опус 83. Музыку Клода Дебюсси относят к импрессионизму и сравнивают с полотнами Ренуара, Мане, Писсаро и других представителей этого художественного направления . По известному выражению французского поэта Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. И здесь это, можно сказать, ощущалось. Ноктюрны Дебюсси включают в себя три части – «Облака», «Празднества», «Сирены» и посвящены трем природным стихиям – воздуху, огню и воде. Программа «Ноктюрнов» известна от самого Дебюсси: «Облака» — это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом. «Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время — это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма. «Сирены» — это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен». Поэтому в третьей части к музыке присоединяется хоровое пение. В концерте участвовал Женский хор Государственной Хоровой капеллы, изображавший пение сирен.
Морис Равель был представлен первым фортепианным концертом (G-dur) на котором лежит печать чистоты стиля, обретенной в процессе длительной кристаллизации выразительных средств. Конструкция Концерта четкая и крепкая, изложение сжатое и лаконичное, без перегрузки деталями — как в оркестре, так и у сольного инструмента. Хотелось бы особенно отметить виртуозную и чрезвычайно выразительную игру пианиста Бехруза Нематова. Его техника и замечательное владение инструментом произвели огромное впечатление на публику.
Виктория Левинская специально для сайта kultura.uz
|
|