Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
09.07.2018 / 17:23:46

Вышла из печати книга Джахангира Темирходжаева: "Музейное образование: памятники материальной и духовной культуры Великого шелкового пути в музеях Узбекистана"


По мнению многих крупных ученых и специалистов, культурное наследие Узбекистана одна из самых ярких страниц мировой цивилизации. Оно привлекает все большее внимание не только у нас в стране, но и за рубежом. И что особенно примечательно, сосредоточено в крупнейших музейных комплексах не только у нас в стране, но и в самых авторитетных, самых уважаемых музеях мира. Еще одно свидетельство этому прошедшие сравнительно недавно в Ташкенте, Самарканде, Лондоне, Санкт-Петербурге международные научные форумы, главной темой которых было культурное наследие Узбекистана в музеях мира. Одним из важных достоинств нового издания является то, что все его разделы посвящены анализу музейных шедевров в ведущих центрах на Великом шелковом пути, в которых нашли отражение такие впечатляющие темы, как «От Мараканды Александра Македонского до Самарканда Амира Темура», «Благословенная Бухара», «Хива – город-музей под открытым небом» и «Шедевры материальной культуры в музеях Ташкента». Думается, что внимание читателей привлекут и другие главы, такие как «Роль духовного и культурного наследия узбекского народа в развитии общечеловеческой цивилизации», «Узбекистан – золотой отрезок Великого шелкового пути», «Музейное образование и инновационные тенденции в музееведении».

Как считает один из рецензентов, доктор искусствоведения Камола Акилова, автором выбран достаточно масштабный тематический аспект, вбирающий в себя памятники материальной и духовной культуры Узбекистана в контексте музейного образования. Сейчас, когда наши музеи переживают период необходимости пересмотра привычных форматов своей деятельности, такая работа становится очень важной. При этом рецензент уточняет: «речь идет конкретно о модернизации как самих музейных сооружений и привычного музейно- выставочного пространства, так и внедрения инноваций в фондово-коллекционную работу, в выставочно-экспозиционную, научно-исследовательскую, просветительско-популяризаторскую виды деятельности, не говоря уже о музейном менеджменте и маркетинге».

 Вместе с тем, отмечается, что весь представленный материал, имея научный характер, выстроен в историко-хронологической последовательности с акцентом на экспонаты, которые хранятся в различных музейных коллекциях Узбекистана и зарубежных стран. Таким образом, Д.П. Темирходжаев весьма своеобразно соединяет историю искусств Узбекистана и музейные коллекции. И что особенно важно, данный труд имеет большое практическое значение для музейных работников, экскурсоводов, гидов туристических групп, вместе с тем автор собирает воедино и систематизирует большой историографический материал по истории искусств Узбекистана.

Интервью автора книги, кандидата исторических наук, доктора философии Джахангира ТЕМИРХОДЖАЕВА:

– Тема музейного образования меня интересует давно. Тем более что это связано напрямую с памятниками материальной и духовной культуры Великого шелкового пути в музеях Узбекистана. Потому наша книга именно об этом. Судите сами. В музеях Узбекистана хранится около двух миллионов памятников материальной культуры, представляющих историко-художественные и духовные ценности, созданные узбекским народом на протяжении нескольких тысячелетий. И чтобы понять и осмыслить все это, сегодня необходимо, чтобы наши музеи приобретали духовно-просветительские и образовательные функции. Тогда они могут в полной мере доносить до любителей искусств, нашего населения всю красоту и величие наших духовных ценностей. Тем более, что, по мнению Президента Шавката Мирзиеева, «сохранение и изучение, передача из поколения в поколение исторического наследия является одним из главных приоритетов нашего государства».

Памятники материальной культуры, созданные узбекским народом, архитектурные сооружения и произведения искусства, литература, научные достижения и философские учения неразрывно связаны с историей нашего края. Мы не ставили перед собой задачу детально проанализировать роль и значение всех экспонатов по истории искусства Узбекистана во всех наших музеях. В данной работе вопросы осуществления образовательных функций наших музеев ограничены несколькими крупнейшими музейными комплексами Самарканда, Бухары и Хивы, а также экспозициями некоторых музеев Ташкента. Мы считаем, что в условиях бурной научно-технической революции, эффективного развития информационных технологий музеи должны как можно скорее повернуться лицом к посетителям. В книге мы говорим, что речь идет о простейших формах музейного маркетинга, не требующих серьезных дополнительных инвестиций и достижимых лишь в результате слаженной работы всего коллектива любого музея.

Само собой разумеется, что у посетителей музеев должна быть возможность получить ответ на любой интересующий их вопрос, касающийся тех или иных экспонатов или каких-то коллекций. Для этого сотрудники музеев не могут быть просто смотрителями, а должны обладать необходимым объемом знаний по теме музея, где они работают. Уже в билетной кассе посетителю нужно предложить за небольшую плату буклет или листовку с планом музея и обозначением его залов. А в Самарканде, Бухаре и Хиве всегда должны быть планы расположенных там комплексов музеев-заповедников. Разумеется, все экспонаты должны иметь соответствующий этикетаж, желательно на нескольких языках, и шрифт не должен быть мелким. Мы говорим также о том, что нужны оригинальные витрины и стенды с современным дизайном. Важнейшей миссией современных музеев должна стать организация досуга молодежи и привлечение молодежного контингента зрителей.

По мнению специалистов, тема книги, выпущенной в Издательстве журнала «SAN´AT», весьма актуальна, она носит многоплановый характер по охвату исследовательского поиска и фактологического материала, тем более что эта тема является достаточно новой и мало разработанной. И хотя книга рассчитана на довольно широкий круг читателей, она в то же время может быть использована при чтении курсов лекций в художественных специальных учебных заведениях. Еще одним важным достоинством этого издания является то, что в ней можно узнать очень много интереснейших подробностей, связанных с историей и значением бесценных памятников старины Узбекистана, а также то, что в самом конце книги можно увидеть немало уникальных фотографий, которые их иллюстрируют.

Все, что написано Джахангиром Темирходжаевым основано на его довольно большом опыте ученого-историка и его работы прежде в качестве заместителя директора Государственного музея искусств Узбекистана, а также директора Галереи изобразительного искусства Узбекистана в настоящее время. Можно с уверенностью сказать, что книга рассчитана не только на специалистов музейного дела, но и широкий круг читателей, глубоко интересующихся вопросами истории Узбекистана и музейного дела.

 

Б.БАБАЕВ, Kultura.uz





Другие материалы рубрики

06.07.2018 / 15:01:25

"Время не ждёт!" — под таким девизом прошла презентация одноимённого поэтического сборника Олега Бордовского

Несмотря на азиатскую "чиллю", когда термометр достигал почти сорокаградусной жары в узбекской столице, третьего июля 2018 г. в Центре культуры и отдыха Юнусабадского района собрались любители поэзии и авторской песни на презентацию восьмой книги 88-летнего Олега Георгиевича Бордовского. Далее...

01.07.2018 / 18:22:31

ПОЛУ-ШУТКИ (цикл миниатюр, часть I)

ПОЛУ-ШУТКИ (цикл миниатюр) от Андрея СЛОНИМА Далее...

05.06.2018 / 17:39:36

В Ташкенте состоится презентация книги " Узбек шеърияти гулчамбари", изданной на азербайджанском и узбекском языках

Азербайджанский Культурный Центр имени Гейдара Алиева в Узбекистане регулярно ведет издание произведений азербайджанской литературы на узбекском языке, произведений узбекской литературы на азербайджанском языке и в этом направлении за последние 5 лет в Ташкенте увидели свет 49 книг. Далее...

27.05.2018 / 19:47:48

Стихотворение "Мальчик спросил своего отца"

Исаак Гох. "Мальчик спросил своего отца" Далее...

27.05.2018 / 19:01:47

Презентация новой книги Айдына Гударзи-Наджафова

18 мая состоялась презентация новой книги Айдына Гударзи-Наджафова "Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович". Далее...





03.07.2018 / 15:26:33
"RECYCLE". Персональная выставка Stella Polare /Хулкар Юнусовой в Ташкенте
 
28.06.2018 / 17:19:18
Керамическое "Древо Жизни" расцвело на площадках Музея прикладного искусства
 


03.07.2018 / 15:04:51
Вечная "Сильва" Имре Кальмана закрыла 45-й театральный сезон в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана
 
27.06.2018 / 15:42:29
Молодёжный театр Узбекистана завершил 90-й сезон спектаклем "Это я — Эдит Пиаф!"
 


08.07.2018 / 16:55:25
В столице Казахстана прошел XIV Международный кинофестиваль "Евразия"
 
04.07.2018 / 17:28:37
Фестиваль "ТЭФИ-Содружество" состоится в Ташкенте в октябре
 


10.07.2018 / 22:24:29
ЮНВТО и Испания помогут в становлении нового туристического вуза в Самарканде
 
30.04.2018 / 14:46:07
Узбекистан впервые представлен на Средиземноморской туристической выставке
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте