Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
17.09.2023 / 10:43:58

ЕСЕНИНСКИЕ МЕСТА В ТАШКЕНТЕ


Опыт историко-литературного исследования

 

       Подробности пребывания в Ташкенте Сергея Есенина безусловно представляют большой интерес, ибо жизнь каждого великого национального поэта неотделима от его творческой работы и крайне важна для правильного восприятия оставленного им литературного наследия.

       Современный Ташкент очень сильно отличается от того города, который увидел Сергей Есенин в мае 1921 года, когда он приехал в гости к своему   другу по многолетней почтовой переписке – жившему в Ташкенте русскому поэту Александру Ширяевцу.   Разрушительное землетрясение 1966 года и последующее капитальное строительство практически до неузнаваемости изменило т.н. новый город, то есть европейскую часть столицы Туркестана, где, собственно, и были расположены почти все объекты, которые можно было бы назвать «есенинскими местами» в Ташкенте.

         Но если воспользоваться богатыми фотоиллюстративными материалами, хранящимися в фондах Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои, можно с достаточной полнотой реконструировать визуальный ряд впечатлений Сергея Есенина от знакомства с так полюбившимся ему Ташкентом.

         Кроме того, эти памятные есенинские места в большинстве своем представляли собой характерные примеры традиционного туркестанского стиля архитектуры, рожденного в нашем краю и обусловленного особенными качествами основного строительного материала – так называемого «николаевского» кирпича характерного буро-желтого цвета.

       К первой категории есенинских мест относится то, что в какой-то степени сохранилось до нашего времени и где не помешало бы установить памятные знаки или мемориальные доски. К сожалению, в эту категорию попадает только один объект – Дом просвещения им. А.В.Луначарского.Так в 1921 году называлось бывшее Военное собрание на Московской улице, переименованной после 1917 года в улицу Энгельса. Ныне – это главное здание Ташкентского юридического университета на проспекте Амира Темура. Современный фасад здания сильно перестроен, но внутренние помещения остались в неприкосновенности, в особенности, зрительный зал, где 14 мая 1921 года, в субботу, С.Есенин принимал участие в поэтическом вечере ташкентского поэта Семена О-кова (Овсянникова). Военное собрание сооружено в 1885 году. И хотя оно было предназначено для клуба офицеров императорской армии, этот старейший зрительный зал города стал на долгие годы главным общественным центром столицы Туркестанского края. Здесь проходили концерты, лекции, рождественские вечера, выставки и ученые съезды. Его стены помнят, например, знаменитых путешественников – Николая Пржевальского и Свена Гедина. Здесь пел Федор Шаляпин, бывали многие знаменитости, посещавшие Ташкент. Внешний вид этого есенинского места реконструируется по дореволюционным фотографиям. Здание к 1921 году не изменялось, о чем свидетельствуют, например, позднейшие снимки И.Н.Панова, сделанные в конце 20-х годов ХХ века.

       С пребыванием С.Есенина связан, конечно, и Ташкентский железнодорожный вокзал (ныне – Северный), построенный в 1899 году по проекту знаменитого ташкентского архитектора Г.М.Сваричевского. К нашему времени он пережил уже три капитальные реконструкции, но стоит все на том же самом фундаменте. Во времена С.Есенина это было длинное одноэтажное строение из буро-желтого кирпича в характерном туркестанском стиле, украшенное в центре и по краям куполами. Со стороны железнодорожных путей перрон украшал айван на стройных высоких колоннах. Это первое, что увидел С.Есенин в Ташкенте. Многие мемуаристы, в том числе ташкентская гимназистка Е.Г.Михайлова и художник Ф.В.Лихолетов свидетельствуют, что все время пребывания в нашем городе поэт жил в спецвагоне своего московского товарища Г.Р.Колобова, ответственного комиссара Наркомата транспорта, с которым С.Есенин приехал в Туркестан. Отцепленный служебный вагон Г.Р.Колобова стоял на задних путях вокзала.

       Так как известно, что С. Есенин неоднократно выступал с публичным чтением своих стихов перед ташкентцами, то можно достоверно установить несколько таких мест.

       В воспоминаниях невесты ташкентского друга С.Есенина –  М.П.Костеловой (Новиковой) упоминается синематограф «Туран», в котором перед началом киносеансов было принято организовывать выступления артистов и поэтов и где читал свои стихотворения С.Есенин. Центральный летний кинотеатр «Туран» находился на месте современных ташкентских курантов – фасадом на нынешнюю улицу Амира Темура. Первые известные фото синематографа «Туран» датированы 20-ми годами ХХ века.

       В воспоминаниях ташкентской поэтессы Н.М.Савич (Маджи) есть сведения о том, что С.Есенин с чтением стихов выступал перед началом киносеансов и в другом популярном ташкентском синематографе – в «Зимней Хиве». Это был первый стационарный кинотеатр города. Он построен в 1911 году на углу бывших улиц Романовского и Кауфманской (ныне Буюк Турон и Саильгох) на средства опального великого князя Николая Константиновича по проекту архитектора Г.М.Сваричевского. Кинотеатр под послевоенным названием «Молодая Гвардия» сохранялся до землетрясения 1966 года. Он несколько раз реконструировался и до, и после 1921 года и был очень популярен в Ташкенте.

       Неузнаваемо изменился к сегодняшнему дню прославленный театр «Колизей», переименованный затем в театр им. Свердлова, самое крупное и вместительное (1100 мест) зрелищное общественное здание нового города. Оно построено в 1913 году ташкентским инженером Г.Поповым по проекту варшавского инженера А.Гарнея для местного коммерсанта Г.Ценцадзе. Театр наглядно свидетельствовал о высоком развитии технической и архитектурной мысли в Туркестане. До XXI века от него сохранился только   оригинальный железобетонный купол системы Шведлера, который исправно служит уже второе столетие. По свидетельству Е.Г.Михайловой в один из майских дней 1921 года ташкентская публика устроила неожиданную овацию сидящему в театре «Колизей» в качестве простого зрителя С.Есенину, не давала начать представление, и поэт вынужден был достаточно долго читать на авансцене свои стихотворения перед началом оперного спектакля. Это неузнаваемо перестроенное сооружение, важнейший памятник культуры в Ташкенте на современной улице Бухоро, недавно вновь решено обратить в зрительный зал.

       Точно датировано – 25 мая 1921 года – выступление С.Есенина в Туркестанской народной библиотеке. Это предшественница современной Национальной библиотеки имени Алишера Навои. До землетрясения 1966 года в этом помещении работал юношеский зал Государственной публичной библиотеки им.А.Навои, окна и характерное парадное с крыльцом смотрели на современную улицу Буюк Турон примерно там, где теперь расположен угол здания художественной галереи НБУ.

       По воспоминаниям ташкентских знакомых поэта Е.Э.Ромонад и М.П.Костеловой Сергей Есенин читал свои стихи также в «Студии искусств». В известной книге П.И.Тартаковского «Свет вечерний шафранного края» (Ташкент,1981) эта «Студия искусств» без достаточных на то оснований помещена автором в Туркестанской народной библиотеке. Между тем, в 1921 году в Ташкенте существовала только одна «Студия искусств» – художественная школа, руководимая известным художником И.С.Казаковым, а занимались студийцы в популярном среди ташкентцев «Дворце Труда» - двухэтажном дореволюционном магазине Д.Захо на углу бывших улиц Ирджарской и Кауфманской (ныне – Зарафшан и Саильгох). Теперь здесь угловое строение комплекса ресторана «Зарафшан».

       Среди других помещений общественного характера, не связанных с публичными выступлениями С.Есенина, очевидно, следует рассмотреть, прежде всего, вопрос о местоположении чайханы на Шейхантауре, которая, по многочисленным сообщениям современников, чрезвычайно нравилась поэту и, скорее всего, дала начальный толчок для создания первого   стихотворения всемирно известного есенинского цикла «Персидские мотивы». Во времена С.Есенина комплекс Шейхантаур представлял собой романтическое большое кладбище в старом городе, напоминающее парк со старинными почитаемыми мавзолеями святых. Чайханы и торговые лавки могли располагаться здесь только между центральным входом и мечетью Сейид Азимбая, на небольшом пространстве до так называемого «второго чортака». Известно также, что в чайхане, где бывали регулярно С.Есенин и его ташкентский собрат-поэт Александр Ширяевец, они сиживали на балахане, откуда хорошо просматривались верхушки деревьев. Такое место могло быть единственно только внутри Шейхантаура. Фотографии входа в Шейхантаур со стороны нынешнего проспекта А.Навои делались неоднократно и хорошо известны. Однако воспетой С.Есениным чайханы на них не видно. Но недавно вышел большой альбом ранее не публиковавшихся снимков известного ташкентского фотомастера М.З.Пенсона. Среди помещенных там работ есть фото, сделанное изнутри Шейхантаура, где справа от главных шейхантаурских ворот ясно видна скромная чайхана с надстройкой. Очевидно, это и есть вход в ту самую чайхану Ахмаджана. Имя владельца устанавливается по стихотворению А.Ширяевца «Ем сочный виноград, янтарно-хризолитовый…» из его книги «Край солнца и чимбета – туркестанские мотивы» (Ташкент, 1919). Сегодня вблизи этого места по специальному проекту документально восстановлен главный вход (чортак) в Шейхантаур фасадом на проспект Навои.

       Можно отнести к есенинским местам в Ташкенте и самый популярный в те времена ресторан «Регина», тем более, что в книге П.И.Тартаковского приводятся воспоминания художника Ф.В.Лихолетова о С.Есенине, где упоминается этот ресторан. На старых фото Ташкента можно найти вид ресторана «Регина» (он первоначально именовался «Рестораном Дмитрия Захо»), который зазывал посетителей на углу бывших улиц Петроградской (ныне – улица Матбуотчилар) и Иканской (не существует сегодня).

       К следующей категории памятных есенинских мест в Ташкенте следует отнести адреса квартир знакомых С.Есенина, где поэт, естественно, бывал. Однако отыскать фотографии начала 20-х годов ХХ века этих, в то время совершенно ординарных мест нового города весьма затруднительно. Поэтому приходится опираться на гораздо более поздние документальные съемки, которые могли быть сделаны краеведами-есенинолюбами в 50-е и 60-е годы ХХ века.

       Это, в первую очередь, фото двухэтажного дома по улице Новой, 56, на втором этаже которого в квартире № 15 жил в 1921 году друг С.Есенина  А.Ширяевец с матерью Марией Ермолаевной.  Единственный снимок этого дома экспонируется в Музее С.Есенина в Ташкенте и выполнен незадолго до ташкентского землетрясения 1966 года. Позднее правая сторона улицы Новой (позднее улицы Каблукова) с четными номерами домов была снесена в ходе реконструкции, и только один, соседний дом - № 58 – стоит до сегодняшнего времени.

       Другой есенинский адрес – одноэтажная усадьба, где жила семья Михайловых и где в майские дни 1921 года поэт бывал особенно часто, - улица Первомайская, 4. Этот дом до революции принадлежал мастеру вагонного цеха Среднеазиатских железнодорожных мастерских Приходько, а после 1918 года – жилколлективу № 352, объединившему два рядом стоящих дома № 4 и № 6. Фотографии строения с фасадом на улицу Первомайскую (теперь это начало проспекта А.Навои) сделаны только в 60-е годы ХХ века и тоже сохраняются в фондах ташкентского Музея С.Есенина. Дом простоял до конца ХХ века, выполняя роль семейного общежития НПО «Технолог». Семью Михайловых, по свидетельствам мемуаристов, посещали многие известные деятели культуры, в том числе Ф.И.Шаляпин и В.Ф Комиссаржевская. Историческое здание снесено в 1997 году в ходе строительства высотной гостиницы «City palace».

       Третий известный есенинский адрес – улица Ирджарская, 4. В одноэтажном доме постройки 70-х годов XIX века жил ташкентский поэт Валентин Вольпин, в квартире которого 27 мая 1921 года Сергей Есенин прочитал впервые только что им написанную драматическую поэму «Пугачев». Этот эпизод есенинской биографии был красочно описан и опубликован еще в 1926 году самим В.И.Вольпиным. Дом стоял на улице Кирова, сегодня называющейся Зарафшан, и был снесен в конце ХХ века для постройки на это месте Монетного двора Узбекистана.

       Внимательно изучая свидетельства мемуаристов, можно указать еще несколько точек на карте Ташкента, которые достоверно связаны с пребыванием в городе С.Есенина.

       Ташкентский поэт Павел Дружинин в своих воспоминаниях рассказывает о первой встрече с С.Есениным, состоявшейся в управлении продснабжения армии Туркестанского фронта. В те годы оно помещалось в бывшей гостинице «Националь», построенной в 1912 году архитектором И.Маркевичем. Частично это сооружение сохранилось на современной улице Бухоро.

       На той же улице (во времена С.Есенина – Джизакской, а потом – ул. «Правды Востока») помещалось ТуркРосТА, в котором, согласно ныне утерянным воспоминаниям писательницы Анны Алматинской, С.Есенин   выполнял какую-то литературную работу. Следовательно, площадь знаменитого Воскресенского базара (современную Театральную с ГАБТом им.А.Навои) можно несомненно отнести к есенинским местам. Действительно, в воспоминаниях известного дипломата Ф.Ф.Раскольникова, опубликованных им в эмиграции, описана его встреча в мае 1921 года с С.Есениным, которая произошла за пловом в ошхане Воскресенского базара.

        Поиск фотодокументов, показывающих облик утерянных ныне памятных мест, где бывали в Ташкенте знаменитые деятели литературы, продолжается. На этом пути возможны еще многое интересные открытия.

 

Борис Голендер, научный сотрудник дома-музея Сергей Есенина

 

Информационно-библиотечный журнал INFOLIB, №1- 2023 год





Другие материалы рубрики

14.09.2023 / 22:49:33

В представительстве Россотрудничества в Республике Узбекистан состоится встреча с писателями "Евразийской творческой гильдии".

С презентацией книг, получивших широкую известность и признание за рубежом, выступят члены гильдии Таня Иванова, Елена Макарова и Андрей Гродзинский. Далее...

13.09.2023 / 10:30:19

КОГДА ЖДАЛИ РАССВЕТА. Владимир БАГРАМОВ

Ноябрь устал огребать листья, встал под окнами, тихо барабанил в стекла худыми пальцами дождя. – Я расскажу тебе про собаку с разноцветными глазами, она ела яблоки, а мой дед сшил ей жилетку и веселые штаны. ...Это было давно. Так давно, что можно начинать со слов "в некотором царстве, в некотором государстве..." Наш век на излете, а тогда он только начинал учиться ходить. Далее...

12.09.2023 / 07:23:52

Расул Гамзатов – посол доброй воли

Расул Гамзатов — один из самых известных кавказских поэтов XX века. Наиболее популярным стихотворением аварского поэта стало "Журавли", переведённое на русский язык Наумом Гребневым и — с изменениями в стихах — положенное на музыку. Далее...

10.09.2023 / 07:24:49

"Уроки судьбы" Лариса Юсупова – поэт, прозаик, переводчик. Родилась в 1954 г. в Ташкенте. Публиковалась в журнале "Звезда Востока". Автор нескольких десятков детских книг, рассказов и повестей для детей и взрослых.

Главы из романа "Когда приснится снова дед…" Ларисы Юсуповой Далее...

08.09.2023 / 10:11:49

Молодая художница Шахноза Мансурова

Узбекистан всегда славился талантливыми людьми. С таким человеком, художницей Шахнозой Мансуровой, меня свёл случай. Но всё по порядку. В последние годы я начал писать сказки для детей. Но сказка без рисунка – это полсказки. Я наблюдал за малышами, когда они, не умея ещё читать, по рисунку могли рассказать сказку своими словами. Далее...





28.04.2024 / 12:14:12
Персональная выставка Мухтархана Исанова и его внука Эмина Мухтархонова "Связь поколений" производит большое впечатление
 
24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 


27.04.2024 / 12:01:08
Во Дворце профсоюзов Узбекистана с успехом прошли концерты известного узбекского композитора Султан Али Рахматова.
 
27.04.2024 / 10:27:49
VIII Международный фестиваль джаза
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте