Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
04.05.2018 / 21:44:17

Сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья. Часть 1


1. Мечты сбываются…

Наши мечты иногда сбываются, особенно если мы прикладываем усилия к исполнению наших заветных желаний. Так уж случилось, что в начале июня 2015 года в доме моей двоюродной тётушки Розы Агалуевны Григорьянц в Подмосковье я познакомилась с её родственницей, старшей сестрой снохи, тогда действующим директором Каракалпакского государственного музея искусств — Мариникой Маратовной Бабаназаровой. За чаепитием после ужина в узком семейном кругу она много рассказывала о художнике-коллекционере Игоре Витальевиче Савицком. Дочь каракалпакского ученого М. Нурмухамедова, друга И. В. Савицкого, училась в Ташкентском университете, в Ташкентском театрально-художественном институте. Тема её диплома: «Игорь Савицкий — создатель музея, художник, этнограф, археолог». После окончания факультета романо-германской филологии ТашГУ (ныне НУУз имени М. Улугбека) она шесть лет успешно преподавала английский язык в Нукусском государственном университете.

Ей посчастливилось вместе с подвижником, художником, этнографом Игорем Савицким работать и собирать картины непризнанных художников и после его смерти в 1984 году больше 30 лет бессменно руководить музеем в качестве его директора. Мариника Бабаназарова сделала самое полное описание биографии и деятельности Игоря Савицкого. Она приглашала меня посетить музей в предстоящий его столетний юбилей. Для неё лично этот юбилей неожиданно был омрачён вынужденным уходом на пенсию. 

Я смогла съездить в Нукус с туристической группой от паломнического отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви в конце апреля 2018 года. Наш четырёхдневный маршрут охватывал три города: Нукус, Хиву и Ургенч. После знакомства с богатейшей экспозицией музея им. И. Савицкого предстояло путешествие по пустыне и осмотр развалин древней крепости Аяз-Кала по дороге в Хиву — столицу Древнего Хорезма. Два дня мы бродили по мощённым узким улицам древней Хивы и знакомились с её достопримечательностями, включающими посещение Ичан-Калы — внутреннего старинного города с его архитектурными ансамблями, поставившими Хиву в разряд самых живописных городов Среднего Востока.

Полгода прошло со дня моего первого знакомства с Хивой в октябре прошлого года, но высокие достижения градостроительной мысли воспринимались здесь в солнечные апрельские дни под чистым лазоревым небом во всей своей красоте, как впервые мы остро ощущаем весеннюю радость жизни, после долгого зимнего сна. Мы увидели медресе Муххамед-Амин-хана и рядом с ним недостроенный 36-метровый минарет Кальта Минар, куда с трудом взобрались на смотровую площадку, откуда был виден весь древний город до самого горизонта как на ладони; медресе Аллакули-хана XIX в., медресе и минарет Ислам-Ходжа начала ХХ в.; Кунья Арк, Таш-Дарваза и Палван-Дарваза. В этот же день посетили мавзолей Сейид Алауддина XIY в., Тащ-Хаули XIX века. Портально-купольный объёмный мавзолей Пахлаван Махмуда XIX в. поразил нас внешней простотой каменной кладки с ажурным поясом трёхцветной майолики высокого качества и внутренним богатым убранством настенных и потолочных росписей растительным и каллиграфическим орнаментом арабской вязью от пола до самого большого в Хиве роскошного потолочного купола. Внутри мавзолея послушали напевные суры из Корана из уст местного имама на арабском языке, попили святой воды из источника во дворе мавзолея, кое-кто из паломников загадал про себя заветное желание в этом святом месте. 

Далее осмотрели комплекс Ислам Ходжа и пятничную Джума-мечеть начала прошлого века. В Хиве, как впрочем, и в других древних городах Центральной Азии — Самарканде и Бухаре, чей возраст перевалил за два с половиной тысячелетия, — уделяется большое внимание сохранению историко-культурного наследия. На третий день после полудня наша туристическая группа под руководством Елены Саркисянц отбыла в Ургенч, где мы посетили русскую Православную церковь и получили там благословение на обратный путь в Ташкент от отца Артемия, для нас организовавшего трапезу и молебен. Пожалуй, самое большое впечатление у меня, однако, осталось от поездки в Нукус, так как я была здесь впервые.

Взгляните на карту Узбекистана: там, где Амударья поворачивает строго на север, лежит относительно небольшой город Нукус, площадью более 200 кв. км, основанный в 1932 году. От него 800 км до Ташкента и 200 км до Хивы, больше 2200 км до Москвы, Киева, Стамбула. Этот зелёный оазис окружают три пустыни: Каракумы (Черные пески), Кызылкум (Красные пески) и каменистая пустыня: плато Устюрт. Не так давно к этим трём присоединилась еще и четвёртая пустыня — «Аралкум» или «Аккум» («Белые пески»); её составляет солёный песок высохшего дна Аральского моря. Тем не менее, в этом маленьком оазисе, навечно зажатом кольцом пустынных просторов, проживает, по последним данным, около 307, 5 тысяч жителей разных национальностей: каракалпаки, узбеки, туркмены, казахи, русские, корейцы и другие народы. Здесь собрана и, главное, сохранена для потомков одна из самых впечатляющих коллекций русской авангардной живописи XX века. 

Нукус часто посещают туристы из разных стран, поскольку город является отправной точкой путешествия к малоизведанному миру Устюрта и берегу исчезающего Аральского моря. Они прилетают сюда авиарейсом. В связи с этим, в Нукусе хорошо развита туристическая инфраструктура: гостиницы и рестораны предлагают весьма достойный сервис. Мы до Нукуса добирались поездом с недавно отремонтированного красочного Южного вокзала Ташкента около суток в купейном вагоне. Поезд шёл по расписанию. В старом вагоне всё привычно держалось «на соплях» и было покрыто древней пылью, но зато в титанах не переводился кипяток и можно было под шум колёс почти круглые сутки забавлять себя горячим ароматным чаем и задушевными разговорами с соседями по купе.

В Нукусе нас приветливо встретила экскурсовод уже в годах, с большим стажем и опытом работы с иностранцами: свою не очень правильную русскую речь она часто перемежала английскими словами и, по необходимости, тюркскими терминами. Проживая в Ургенче, Саламат Юсуповна Шарипова гордо себя называла хорезмийкой и при этом с любовью рассказывала о своих соседях – каракалпаках. Она утверждала, что этот древний народ, родом из сако-массагетских племён, живших в VII-II вв. до н.э. у южных берегов Аральского моря, впоследствии в VI-VIII вв. ассимилировался с тюркскими племенами, далее в VIII-X веках смешалось с печенегами и огузами, а также с пришедшими из бассейна Иртыша кипчаками. В XVII - XVIII веках каракалпаки жили в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи, а к 1811 году каракалпаки были подчинены хивинским ханом и переселены в дельту Амударьи. В 1873 году территория каракалпаков на правобережье Амударьи вошла в состав Российской империи. С тех пор этот народ, по мнению Саламат, хоть и говорит на особом каракалпакском языке, исповедует ислам суннитского толка, с присоединения Туркестана к России сохраняет русские культурные традиции в быту и даже в самом названии нации. Так их прозвали первые русские поселенцы: «Каракалпаки» — «Чёрный колпак» — почему бы и нет?

Нам, впервые посетившим столицу Каракалпакстана, было интересно узнать этимологическое происхождение названия Нукус. История города обросла легендами. Одну из них нам охотно рассказала Саламат. Впервые люди поселились в районе современного Нукуса в IV-III веках до н.э. Археологами было обнаружено здесь городище Шурча (IV в. до н.э. — IV в. н.э.), которое являлось опорным пунктом древнего Хорезма. Вообще, Нукус (или Нокис) — это общее название всего каракалпакского рода. В исторической литературе это название упоминается довольно редко. По предположению некоторых исследователей, слово «Нокис» происходит от персидского корня «Нукус», что означает «Девять человек».

Чтобы нам в этом разобраться, наш экскурсовод вспомнила известную народную легенду. Однажды шах Хорезмского государства разгневался на девять придворных девиц и запретил им общаться с мужчинами и выходить замуж. Владыка приказал отправить их туда, где нет людей. Так они оказались на территории нынешнего города Ходжейли, где тогда не было населения. И стали девушки жить вблизи дороги, по которой следовали торговые караваны. Нашлись купцы, которые тайно познакомились со ссыльными. Вскоре девицы стали матерями, от них родились девять сыновей, ставших впоследствии богатырями. Защищая свои владения от врагов, они отправились в поход и возвратились с победой. Их и назвали «Нукэс» («девять богатырей» — тогыз батыр). Впоследствии они стали родоначальниками каракалпакского рода под названием «Нокис».

На основе этой легенды здесь была сложена известная народная каракалпакская поэма «Кырк Кыз» («Сорок девушек») — выдающийся памятник культуры предков современных каракалпаков, когда-то живших в Приаралье. Многоплановые панорамы народной жизни, красочный язык, глубинная мудрость — вот что заставляет говорить о поэме как о непреходящей ценности духовной жизни Средней Азии. Не так давно народному эпосу исполнилось 1000 лет.

Нукус знаменит краеведческим музеем, музеем Бердаха, памятниками Бердаху, Улугбеку, Ажиниязу. Среди раскопанных археологами исторических памятников в окрестностях города: крепости Топрак-кала, Кават-кала, Аяз-кала, Кизил-Кала, храм-мавзолей Кой-Крылган-кала, Чильпык (зороастрийская Дахма), древний некрополь Миздахкан.

В Нукусе вместе с экскурсоводом наша паломническая туристическая группа посетила действующий молитвенный дом, освященный в честь великомученика Пантелеймона. Молодой энергичный священник, Отец Антоний, выпускник Ташкентской семинарии, отслужил молебен и вместе с нами отправился на экскурсию по городу. К слову сказать, всего в Узбекистане имеется 38 православных храмов, включая пять приходов в Ташкенте и три в Самарканде, а также единственный мужской монастырь на территории митрополичьего округа — в Чирчике. «Прихожан в молельном доме бывает мало, — сетует Отец Антоний, — но служба не прекращается в церковные праздники и будни». Так простой приходской священник взял на себя крестный подвиг исповедника в трудных климатических и бытовых условиях Приаралья и цель своей жизни видит в соединении с Богом — в вере, надежде и любви.

Нукус — центр экологической катастрофы, там пустыня — дно высохшего Аральского моря. Оттуда три часа езды до Муйнака, где до сих пор остались ржаветь в песках огромные корабли. Так вот, в центре этого города есть большой музей, в котором самая лучшая коллекция русско-туркестанского авангарда. Игорь Савицкий попал в Каракалпакию вместе с экспедициями Сергея Толстова — замечательного археолога, историка, этнографа, первооткрывателя культуры Древнего Хорезма для мировой науки. "Задержавшись" в Нукусе почти на 35 лет, Савицкий собрал здесь уникальную коллекцию русского авангарда, и это был его крестный подвиг.

Главной целью нашей поездки в Нукус было посещение всемирно известного Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого, который за рубежом назвали «одним из лучших музеев мира». В нём находится вторая в мире по величине и значимости коллекция русского авангардизма.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

04.05.2018 / 16:31:52

The Washington Post: Самый красивый текстиль в мире – узбекский икат и сюзане

Одноименная статья опубликована в одной из ведущих американских газет The Washington Post. Ее автор – известный художественный критик, обладатель одной из наиболее престижных в США наград в области литературы, журналистики, музыки и театра Пулитцеровской премии Себастиан Сми. Далее...

04.05.2018 / 09:47:09

Узбекистан-Вьетнам: народная дипломатия в действии

С 17 по 22 апреля т.г. в Социалистической Республике Вьетнам были проведены Дни культуры Узбекистана, организаторами которого выступили Министерство Культуры Республики Узбекистан и Министерство культуры, спорта и туризма Вьетнама. Далее...

04.05.2018 / 09:37:57

Специалисты из Узбекистана ознакомились последними трендами в сфере логистики

Специалисты министерств и ведомства, логистических компаний и молодые профессионалы ознакомились последними трендами в сфере логистики в ходе форума, который прошел 3 мая 2018 года в Университете Инха в г. Ташкенте. Далее...

03.05.2018 / 18:20:16

Информация для абонентов Beeline Uzbekistan

2 мая 2018 г. неустановленными третьими лицами было отключено электропитание узловой базовой станции, расположенной на здании ТЦ "Флэшка". Далее...

03.05.2018 / 10:20:12

Народная дипломатия в действии

На днях в самом крупном торгово-развлекательном комплексе (ТРК) Mall of Berlin в центре столицы Германии состоялось выступление узбекского ансамбля "Бухоро мавжлари". Организатором выступило посольство Узбекистана в ФРГ совместно с администрацией ТРК. Далее...





15.03.2024 / 11:41:12
17 марта в Центре Гейдара Алиева откроется выставка "Наследие в стежках: Путешествие по вышивкам и швейным традициям Узбекистана"
 
09.03.2024 / 14:03:52
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана представил ташкентцам новую мультимедийную выставку "Дневники Савицкого. Старое и новое". Если сказать, что это очень впечатляет, значит ничего не сказать...
 


18.03.2024 / 09:58:53
О Наврузе и опере "Садокат" Рустама Абдуллаева
 
14.03.2024 / 12:14:57
ЮНЫЕ ПИАНИСТЫ ИГРАЮТ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 


18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 
17.03.2024 / 19:38:47
Поэтический вечер, посвященный дню рождения Народной поэтессы Узбекистана Зульфии , прошел в Республиканской детской библиотеке
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте