О Маше Сошиной, вероятно, можно было сказать, что она молодая, хрупкая, красивая женщина и сказанного было бы достаточно! Но с художницами не всё так просто. Молодая, но по взрослому содержательна и плодовита! Красивая и всегда стильная, но этим не ограничена и на этом окончательно не зациклена. Хрупкая, но неудержимо деятельна и может на себе тащить воз организационных проблем. Потому как театральный художник – профессия трудовая не камерная, не «домашняя»! Но я то её помню именно хрупкой, тоненькой и очень юной начинающей художницей, которая ещё будучи студенткой, кроила, мастерила «бутофорила» в цехах театра им. Аброра Хидоятова! И, видимо, копила в себе какую-то, неводомой силы, творческую энергию. Которая очень мощно, быстро и ярко стала проявляться во многих её начинаниях!
Трижды в своём творчестве Маша Сошина пересекалась с поэмой Алишера Навойи «Язык птиц» - это спектакли «Тайна китаянки», «Раксу Съамо» и «Язык птиц» поставленные в разных театра с режиссёром Овлякули Ходжакулиевым. И все нити (стрелы, перья, следы давно погасших звёзд), что пересекают семь долин познания, как мощные ветви кроны единого древа творчества заполняют пространство сцены, пространства театра Ходжакулиева – Сошиной!
Мощная режиссёрская фантазия О.Ходжакулиева находит своё воплощение в не менее красочных, пластических, конструктивных решениях живописца, дизайнера, сценографа Марии Сошиной. Это бакстовские воздушно переливчатые ткани в «Тайнах Китаянки», это яркий этнический, экспрессивный декор в облике спектакля «Раксу Съамо», это пёстрый, украшенный набором атласных самоцветов «птичий двор» в «Языке птиц»! Но Мария Сошина как художник легко преодолевает историческое время и географические пространства, поскольку её построения это образные, соотнесённые с её (М.С.) – внутренним миром сочинения. «Медея» вся в стёганных трапецевидных костюмах – хитонах в «плотных» лилово – красно – коричневых тонах представление скорее средневековое, нежели античных времён, А «Орестея» (режиссёр Марк Вайль) в костюмах в стиле милитари и гражданских костюмах времён Французкого сопротивления от Коко Шанель – есть замечательные свидетельства «внутреннего» художнического слуха молодого, но умелого и зрелого мастера!
Семь ликов счастья Марии Сошиной сегодня всё при ней! Маша – здорова, молода, красива, талантлива, деятельна, она умеет играть в театральные игры, и умеет доводить свои начинания до их художественного воплощения!
Камариддин Артыков, театральный критик.
Фотографии - http://bellaterra.uz/.