Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.02.2014 / 08:50:44
Джахонгир Шукуров: способный двигаться во всех направленияхВ Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт ансамбля «Omnibus», в программе которого было исполнено новое сочинение Джахонгира Шукурова «Interaction» («Взаимодействие») Это произведение написано для чанга и струнного квартета. Ансамбль «Omnibus» был и остается единственным в регионе музыкальным коллективом, деятельность которого сосредоточена на развитии и пропаганде современной музыки. Летом 2004 года группой молодых музыкантов, объединенных общей идеей играть музыку, никогда ранее не звучавшую в Центральной Азии, был создан ансамбль «Omnibus». Вот уже 10 лет коллектив представляет широкий спектр феноменов и процессов современной музыке во всем мире. Эта идея получила отражение в названии ансамбля: omnibus - от латинского «способный двигаться во всех направлениях» или «служить для всех». Одним из основателей ансамбля «Omnibus» стал молодой композитор Джахонгир Шукуров. Сегодня он в гостях у редакции сайта kultura.uz. - Расскажите, пожалуйста, о новых проектах ансамбля «Omnibus»? - С 1 февраля 2014 года мы начали четвертый инновационный проект «Omnibus Laboratorium». Он ориентирован, прежде всего, на студентов консерватории и учащихся музыкальных лицеев. Его можно разделить на 3 этапа. Первый - образовательный этап, где сами студенты предлагают интересующие их темы для обсуждения. К примеру, среди тем предыдущих лекций были такие как киномузыка, традиционная узбекская музыка, современная музыка и другие. Второй этап это практикум. Для этого этапа мы приглашаем музыкантов ансамбля «Omnibus» и молодые композиторы, которые, сочиняют специально для нашего ансамбля, приносят наброски своих новых работ. У них есть возможность услышать их живое исполнение, а также получить профессиональные рекомендации и советы от дирижера и исполнителей. Третий этап это конкурс, который является итогом нашей совместной работы с молодыми композиторами. Их произведения будут представлены широкой публике в исполнении ансамбля «Omnibus». Главное условие конкурса заключаются в том, что произведение должно быть написано специально для проекта и в период его проведения. В качестве жюри конкурса выступают музыканты ансамбля «Omnibus», педагоги кафедры композиции и инструментовки ГКУз и сами студенты-композиторы. Победителям проекта вручаются денежные призы. Немаловажным моментом является тот факт, что три студента-композитора консерватории - Нурали Эркаев, Надирбек Махаров и Рустам Худойбердиев, представляя свои работы, написанные для нашего ансамбля, впоследствии стали лауреатами международного конкурса «Маэстро». И все это именно благодаря такому формату сотрудничества нашего ансамбля с молодыми композиторами. - Что ожидает победителей конкурса кроме денежных премий? - Их произведения будут включены в репертуар ансамбля «Omnibus». В этом случае, во время зарубежных гастролей нашего ансамбля эти сочинения будут исполняться в рамках международных фестивалей, и представлять узбекскую культуру. Нужно подчеркнуть, что такая же возможность появляется у участника проекта, даже если он не станет победителем, но подготовил очень интересное сочинение. Это хороший опыт. Например, когда я был студентом консерватории, в живом и более или менее профессиональном исполнении свое произведение, я мог услышать только на выпускном экзамене. И до сих пор нет возможности сотрудничать студенту-композитору и оркестру. Нужно приносить готовую законченную партитуру. Уникальность нашего проекта в том, что у молодого композитора есть возможность работать с исполнителями, дирижёром, проверять себя и постоянно учиться. - Как вы пришли в профессию? - Мой отец Джуракул Шукуров - музыкант, заслуженный деятель искусств Узбекистана, хормейстер. Это сыграло большую роль в моем профессиональном становлении как музыканта. С детства в родительском доме собирались известные исполнители, певцы, поэты. Я ребенком мог сидеть и слушать их беседы, игру на различных инструментах. В восемь лет отец привел меня в детскую музыкальную школу, и я стал обучаться игре на фортепиано. Как и многие другие дети, я стал сочинять свои первые произведения. Друг отца композитор Мустафо Бафоев посоветовал перевести меня в школу имени В. Успенского. Там я стал брать первые уроки композиции. - Помните свое первое сочинение? - Давайте, я переформулирую вопрос. Первое произведение, которое мне не стыдно показать и сегодня, называется «Марсия». Оно написано для голоса и камерного ансамбля. Его я написал, уже обучаясь на втором курсе Государственной консерватории Узбекистана в классе профессора Ф.М. Янов-Яновского. - Вы также параллельно учились в консерватории по специальности оперно-симфонического дирижирования. Как удавалось совмещать? -Думаю что дирижирование это очень важный предмет для композитора. Именно работа с оркестром, дает возможность проникнуть в глубину любой партитуры. Это хорошая школа, которая учит правильно инструментовать, оформлять партитуру, слышать оркестровую вертикаль и, в конечном счете, только помогает при сочинении собственных произведений. - А вам больше нравится писать музыку или дирижировать произведениями других авторов? - Я не могу выбрать что-то одно. Дирижируя, ты создаешь свою интерпретацию, а когда пишешь сам, то это возможность творческой самореализации другого рода. Ты создаешь что-то принципиально свое. - В каком жанре вы предпочитаете работать как композитор? - Я больше пишу в камерном жанре для самых различных составов. - Каков ваш подход к созданию музыки? Что вы делаете в первую очередь, когда у вас появляется желание что-то написать? - Прежде всего, я стараюсь максимально «приблизиться» к инструменту, для которого планирую написать новое сочинение. Играю его, ориентируюсь на его возможности, изучаю способы звукоизвлечения, ищу новые краски. А также общаюсь с исполнителями, для которых я пишу, чтобы получить от них полезные советы. Много раз доказано то, что именно в результате сотрудничества композитора с исполнителем появляются интересные произведения. Одним из ярких примеров является секвенция для гобоя соло итальянского композитора Лючано Берио. Это сочинение является результатом сотрудничество Берио с известным швейцарским гобоистом Хайнц Холлигером. И сейчас это произведение вошло в число «обязательных» на авторитетных международных конкурсов гобоистов. - Где можно услышать ваши сочинения? - Можно услышать в Интернете. - Есть ли у вас хобби и увлечения, не связанные с музыкой? - У меня недавно появился не маленький огород. Я сейчас охотно ухаживаю за деревьями. Ещё я люблю проводить время на кухне, мне нравится экспериментировать с блюдами, добавлять туда разные продукты и искать новые вкусовые сочетания. Жена, дочка и сын меня в этом очень поддерживают и, с удовольствием, «пробуют» новые кулинарные опусы. Беседовала Естекова Жанар, Из досье: Джахонгир Шукуров родился в 1981 году в г. Бухара (Узбекистан). Закончил Государственную Консерваторию Узбекистана по специальности «композиция» (класс профессора Ф.М. Янов-Яновского) и «дирижирование» (класс педагога Э. Азимова). Как дирижер впервые представил в Узбекистане «Камерный концерт» Д. Лигети, «Concordanza» и «Detto II» С. Губайдулиной, камерный концерт П.Хиндемита. Сочинения Джахонгира Шукурова звучали на фестивалях современной музыки в Германии, Италии, Австрии, Бельгии, Финляндии, США и в Узбекистане.
|
|