Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.07.2019 / 20:32:58

Приглашены в пятый раз и снова большой успех! ( о выступлениях группы ведущих солистов ГАБТа им. А.Навои на XVIII Международном фестивале "ЦАРСКИЕ ДНИ" в Екатеринбурге.


    Когда высокое искусство не только обогащает человеческие души, но и способствует сближению культурных наследий разных стран – это становится необходимым и важным проявлением своеобразной «дипломатии творчества». Когда спетая и прожитая во многообразии чувств ария или романс объединяются в цикл, который становится красноречивым «моноспектаклем» - происходит, наверное, самое важное и существенное. Энергия и мастерство исполнителей, встречающиеся с ответным полетом энергетики притихшего зала, - рождают неповторимые мгновения, в которые и открываются сокровенные тайны подлинно великих созданий композиторов и поэтов.

    Вот уже в пятый раз группа ведущих солистов Государственного Академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои не только дружественно приглашена, но и становится желанной и почетной гостьей на Международном фестивале «ЦАРСКИЕ ДНИ», который уже в восемнадцатый раз проводится в Екатеринбурге и собирает множество престижных исполнителей из России и других стран. Посвящен этот фестиваль горестной дате гибели Царской семьи последнего российского императора Николая II, принявшей 101 год тому назад мученический конец и совершивший истинный моральный подвиг неимоверной силы. И показательно, что из самых разных точек России и других государств на эту дату собирается множество людей. Многотысячный крестный ход, торжественные богослужения собирают множества гостей, паломников и деятелей искусств, которые отдают дань этой горестной дате со всей полнотой творческой отдачи. И ташкентская творческая группа неоднократно посещала множество святых мест, связанных с этими горестными и весьма непростыми событиями истории и людей.

    По благословению и полной творческой поддержке и Митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия, и Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, Главы Екатеринбургской Митрополии Кирилла уже в пятый раз для участия в творческой программе фестиваля «ЦАРСКИЕ ДНИ» приглашена творческая группа ведущих солистов ГАБТ имени А.Навои под руководством известного режиссера, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, которому принадлежал и замысел композиции, и ее постановка, и исполнение поэтической лирики. На этот раз в эту группу были включены Лауреаты Международных конкурсов Анастасия Юдина и Лятифе Абиева, а музыкальным руководителем и концертмейстером вновь, как и прежде стала Людмила Слоним. И стоит особо отметить, что каждая из представленных за эти пять гастрольных поездок программа была абсолютно новой, целостной по композиции и драматургии и подчиненной высокой теме фестиваля. Каждый из этих проектов был связан и с духовными миром семьи Романовых, и с устремлениями духа всех, кому довелось жить в мятежную эпоху начала ХХ века, и с вечными для всех нас понятиями Любви, Верности, высоты душевного полета и любви к Родине.

   В этот раз по замыслу организаторов и участников проекта и по активнейшей доброжелательной поддержке организаторов фестиваля в столице Урала – было решено провести не один, а два различных концерта. И сначала постараемся подробно рассказать о первом из них.

   Первый вечер-композиция под названием «О солнце, засвети мне огонёк!» в целостном вокально – поэтическом действе снова охватывал сложный духовный мир так называемого «серебряного века» с его утонченным вниманиям к мечте – и реальностям, к светлым началам – и борьбе с невероятными перипетиями. Этот вечер-концерт был проведен в концертном зале духовно-просветительского центра «Царский». Этот Центр, как и величественный Храм на Крови были воздвигнуты на месте снесённого в 90-е годы печально известного «Ипатьевского дома», где царская семья жила последние месяцы своего земного существования, и где встретила свой трагический конец. И стоит вспомнить и о том, что в концертном зале Центра «Царский» стоит тот самый рояль, клавиш которого в свое время касались все представителисемьи последнего российского императора. И само творческое «общение» с этим историческим инструментом, полном значимости событий, глубин тайн – не может не вызвать особого состояния души всех, кто несет свое искусство в сопровождении звучания «царского рояля»...

   Нельзя не сказать и о том, что узбекистанская «команда» вы течение своих пяти приездов уже собрала вокруг себя обширную группу не только доброжелательных зрителей, но и истинных поклонников, специально приходящих на их концерты. И совершенно особая атмосфера переполненного зала, в котором даже собранных из других помещений дополнительных стульев и скамеек не хватило для всех собравшихся – настроила артистов на полноту душевного излучения, на многоцветность красок и штрихов – и на самое доверительное и прямое общение с залом.

    Да, программа называлась «О солнце, засвети мне огонек!». Так звучит первая строчка музыкального творения Митрополита Серафима (Чичагова). Этот выдающийся государственный деятель, а позднее – выдающийся святитель церкви, поэт, композитор, философ и даже – медик! – оставил выдающийся след в истории ХХ века. Как и многие собратья, он подвергся репрессиям и был расстрелян в конце роковых тридцатых годов. И вот это самобытное его произведение на собственные стихи, по сути стало прологом и эпиграфом вечера-концерта. В проникновенном и искреннем исполнении Лятифе Абиевой оно прозвучало горячо и искренне, и сразу же вызвало энергичный отклик публики. А дуэт «Хочу молиться!...» на его же музыку и стихи, исполненный Лятифе Абиевой и Анастасией Юдиной раскрыл и слияние душ в едином порыве, и гармоничное слияние голосов и чувств. Соблюдая «традиции» всех предыдущих программ, постановщик и исполнители ввели в программу трагически заостренный романс «Когда в листве, сырой и ржавой...», сочиненный самой Людмилой Слоним на стихи Александра Блока. Образ личности, трагически «распятой» ломкой всех устоев, ожесточением и опустошением душ – с особой органичной остротой воплотила Анастасия Юдина – и этот новый для публики романс (ренаа неоднократно звучавший в разных исполнениях и в Ташкенте, и в Москве) был принят весьм горячо и доброжелательно.

   Как и в прежних программах, прозвучали и «сюрпризы» весьма редко звучащих произведений. Так, порывистый и страстный, и одновременно – горько ироничный романс А.Верстовского на стихи А.Грибоедова (абсолютный ратитет, не звучащий сегодня нигде!) «Ах. точно ль, никогда?» - был раскрыт Анастасией Юдиной и с эмоцией, и с изяществом.

    Особой «зоной» композиции предстали «женские» романсы П.И.Чайковского. Они оакзались неразрывно связанными с тематикой вечера, с утонченностью женской души, с драмой крушения грез и светлых надежд. Написанные на стихи А.Апухтина, они с разных событий и «точек излучения» поведали о драмах утрат любви и грёз. «Он так меня любил!» - этот романс Лятифе Абиева передала с доверительной простотой и прредставила его как некий моноспектакль в развитии жизни героини, ее надежд и смятений. А Анастасия Юдина в «Забыть так вскоро!» передала и горечь утраты, и благородство духа, и сложность натуры. И все это «вторым планом» неуклонно проецировалось и на духовную жизнь царской семьи, и на целую сеть неразрешимых проблем мятежного века...

   Но контрасты, вплетаясь в ткань вечера, расцвечивали его многоцветно и многогранно. Пронизанный таинственной дымкой Востока, поведал о превратностях любви «восточный» романс Н.Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей...» в искренне-юношеском, но полном восточных таинств исполнении Лятифе Абиевой. А это настроение сменилось исконно русской, светлой, лирической напевностью глинковского «Зацветет черемуха» - и здесь Лятифе Абиева буквально озарила зал красками света, солнечных бликов, необъятной шири лугов. Затем в палитру вечера вплелось саркастически-горькое «Пора!» С.Рахманинова на стихи С.Надсона, скорбящее о засилье опустошенности и безличия – и Анастасия Юдина окрасила это произведение особыми, иными красками и штрихами. А в ностальгически элегическом «Растворил я окно», где П.И.Чайковский на стихи Великого Князя Константина Романова («К.Р.») сумел передать и печаль расставания с Родиной, и одиночество всех, кто вынужденно оказался оторванным от отчизны – Анастасия Юдина передала и порыв, и тоску, и взлет надежд, и невозможность их воплощения.

   И вновь истоковая русская тема прозвучала в просветленном, полном чувства романсе П.Булахова на стихи В. Красова «Уж я с вечера сидела...». Здесь Лятифе Абиева предстала в очаровании своего обаяния, в светлой красоте и радости встречи с любимым. А Анастасия Юдина проникновенно исполнила достаточно известную русскую народную песню «Волга-реченька глубока...» - вернувшись к ее традиционному звучанию, без присочиненного позднее оптимистического финала. Как бы соревнуясь друг с другом, две певицы, две индивидуальности, два типа голоса – сопрано и меццо-сопрано раскрывали и по очереди и вместе разнообразные нюансы состояний души. И праздничность русской народной песни «Не будите меня, молоду...» в исполнении Анастасии Юдиной как бы дополняла и «дорасцвечивала» «Что мне жить и тужить?» А.Варламова в раскрытии Лятифе Абиевой.

    Органично упомянув о значении в жизни интеллигенции начала ХХ века и большого количества иностранных опер, авторы концерта уверенно вышли на иностранный пласт произведений. И юношески-чистый, полный надежд, сияния еще неосознанной Любви вальс Джульетты из оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» поведал в обаятельном исполнении Лятифе Абиевой, как показалось в этот момент многим – и о надеждах Великих Княжен семьи императора. Изысканно и изящно прозвучал в ее исполнении и концертный вальс «Поцелуй» Л. Ардити.

   А затем два совершенно разных дуэта обозначили два «полюса» состояний и настроений. «Народный» по своему строю и юмору дуэт П.Чайковского на стихи И.Сурикова «В огороде воззле броду...» излучал задор и юмор. А поэтический «Цветочный дуэт» из оперы Л.Делиба «Лакме» в обаятельно гармоничном созвучии голосов как бы увлекал всех в нерпрерывном плавном течении реки Жизни и поражал созерцанием красот мира. Вот здесь слияние двух голосов, сплетение творчества двух индивидуальностей Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной, как казалось – достигло особого предела. И зал, встречая буквально каждый номер горячими аплодисментамси, к финалу «разогрел» свой эмоциональный строй до высокого предела - и устроил артистам поистине триумфальный прием.

   Цельность композиции этого спектакля-концерта, в котором умело сочетались произведения разных стилей, жанров, способов исполнения – предстала во всей полноте замысла автора композиции и режиссера Андрея Слонима и музыкального руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним. Зрители особо отмечали редкостное ансамблевое единство певиц и концертмейстера, утонченность музицирования, тщательность отделки каждого номера, верность требованиям различных стилей и направлений.

Поэтический ряд в исполнении Андрея Слонима представил самый широкий спектр произведений. Трагизм библейской мудрости пушкинского «Пророка» соседствовал с горькими предостережениями «Предскеазания» М.Лермонтова и «Все ли спокойно в народе?» А.Блока. А обобщенно-надчеловеческое столкновение Добра со Злом в непростом «диспуте о Человеке» Всевышнего с Мефистофелем – «Пролог на небесах» из «Фауста» И.-В.Гете – был сыгран Андреем Слонимом с полнотой перевоплощения в психологию кажого из сложнейших персонажей – и был принят очень горячо. А авторские произведения А.Слонима – стихотворения, связанные с масштабом горькой даты «Ветер», «Век скорби» и «Их голоса» - соединили неразрывной нитью события разных веков и остроту сегодняшнго отношения к ним. Надо сказать и о том, что открывая вечер, Андрей Слоним прочел совершенно новое, специально написанное этим же утром в Екатеринбурге стихотворение «Тени», которое задало тон всей композиции, отдавая дань многим нюансам сегодняшнего осмысления тех скорбных событий.

   Участников вечера долго не отпускали после финала. Публика восторженно благодарила за высокий уровень мастерства, за верность традициям русской и мировой культуры, за искренность и доверительность. «Приезжайте к нам еще, мы будем рады!» - звучали голоса зрителей разных возрастов. И праздничность этого прекрасного вечера надолго осталась в душах и выступавших, и воспринимающих...

   Но на другой день пор замыслу и участников увыступлений, и принимающей стороны = та же творческая группа должна была выступить в городе Алапаевске, связанном и с судьбою великого русского композитора П.И.Чайковского. Его отец, Илья Петрович – служил по горному ведомству в достаточно высоком чине генерал-майора. В Алапаевске в должности Управляющего Алапаевского гороного округа он прослужил с мая 1849 по август 1850 года. И этот период совсем юного Петра Ильича был связан с годами его формирования, с самыми первыми произведениями, которые он написал еще ребенком. И в достаточно далеком уже 1965 году здесь был открыт музей, повествующий об этом периоде жизни будущего великого русского композитора. Но не менее уникален и созданный здесь же музей музыкальных инструментов. И музей памяти П.И.Чайковского, и музей инструментов созданы по воле и излучению неукротимой энергии Веры Борисовны Городилиной. Именно она создала могучую и разнообразную коллекцию музыкальных инструментов (включая самые редчайшиие и неизвестные широким кругам!), именно она, помимо собирания оригинальных экземпляров, собирала уменьшенные копии инструментов, чтобы об из существовании знали посетители музея.

  Вот в такой необычный и значительный музей и отправилась творческая группа ГАБТ имени А.Навои. Более, чем двухчасовая дорога по живописнейшим местам привела к дверям музея, где гости из Узбекистана были встречены с горячим участием и дружественностью. Уютный зал для выступлений собрал большое количество зрителей – руководители музея признали, что вся творческая элита города с увлечением пожелала посетить этот редкий для Алапаевска концерт.

   Конечно же, программа этого вечера была в большой степени связана с романсовым творчеством самого П.И.Чайковского. Название этой композиции «Растворил я окно...» определялось первой строчкой известного романса П.И.Чайковского на стихи «К.Р». И это определило весь образный строй композиции. «Окно» растворялось и в эпоху П.И.Чайковского, и вновь неразрывно связывалрсь с царской темой, и снова раскрывалор богатство души, устремленной к высокому. Анастасия Юдина исполнила его немного по-иному, чем на вечере накануне – здесь было больше ностальгической устремленности к прекрасным дням жизни на Родине, вне отрыва от родного. Возвышенно и надчеловечески просто поведала Лятифе Абиева романс-притчу «Горними тихо летела душа небесами...» на стихи А.К.Толстого. И вновь во всем многообразии предстала в творениях Чайковского тема женской души – и в причудливо «испанизированной» «Песни цыганки» в экспрессивном исполнении Анастасии Юдиной, и в исповедальности раскаяния души в «Он так меня любил...» у Лятифе Абиевой. Русский колорит и открытость ощущения счастья и беды по-разному прозвучали в «Кабы знала я...»у Лятифе Абиевой, и в утонченной замкнутости «Лиль ты один...» в раскрытии Анастасии Юдиной. ВновЬ. Во второрй раз на уральской земле, был подарен публике авторский романс Людмилы Слоним на стихи А. Блока «Когда в листве...» - и Анастасия Юдина разнообразила его исполнение новыми штрихами и красками. И этот романс, как и другие - был принят очень горячо и искренне. Следует отметить особую сердечность алапаевского слушателя, который бережно и внимательно воспринимал каждое произведение, а по завершении каждого номера эмоционально выражал свой радостный прием.

 Лятифе Абиева лирично и тонко раскрыла мир юной Иоланты, слепой от рождения – в ее ариозо, полном неразрешимых загалок и неотвеченных вопросов. И вновь удаль и оптимизм русской народной песеи блеснули во всей полноте в исполнении Анастасией Юдиной песни «Не будите меня, молоду...». Гимн вечной любви прозвучал во всю силу в светлом, озаренном прочтении Лятифе Абиевой романса П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей...» . И два разных дуэта – «В огороде возле броду...» и «Цветочный дуэт» из оперы Л.Делиба «Лакме» вновь апофеозно завершили этот теплый и искренний вечер взаимообщения исполнителей и доброжелательного зрителя. И вновь могучее единение композитора и исполнителя, в ансамблевом единстве с многообразием штрихов и нюансов солисток с концертмейстером Людмилой Слоним соединило в нерушимое целое разные произведение. А стихотворная лирика в исполненииАндрея Слонима – от нежно-утонченных счтрок Константина Романова, до трагедийной заостренности А.Блока – достраивала этот мир вечера-концерта, обогащая его новыми гранями и выразительностью. Прочитав авторские тихотворения памяти Царской семьи, А.Слоним завершил вечер стихотворением-призывом «Пусть будет Добро!». Этими тремя словами великий певец Иван Семенович Козловский неизменно завершал поздравления и пожелания друзьям. И в этом завете великого Певца – ожила светлая сила, столь нужная нам сегодня...

И вновь зрители долго не отпускали артистов по завершении вечера, говоря слова благодарности, выражая пожелания новых встреч. Не менее значимой была и замечательная экскурсия по музею, которую провели для гостей истинно замечательные люди, талантом и энергией которых держится этот замечательный музей, о котором должно узнать как можно больше людей... А на обратном пути нашу группу любезно отвезли и к другому трагически значимому месту – шахте, в которую была заживо сборшена Великая Княгиня Елизавета Романова и ее ближайшее окружение. И еще одна скорбная тайна времени стала более ощутимой и осмысливаемой...

   Что добавить к сказанному? Что очередная миссия, сближающая людей и страны в творчестве – была успешно воплощена творческими энтузиастами Узбекистана... Что в ходе этих творческих поездок ворзникают и дружба, и уважение к творчеству, и знакомство мс уровнем культуры, и оценка достижений... Что в непростую эпоху, когда странам и людям надо соединяться во имя доброй энергии – такие творческие миссии очень важны и нужны... И пусть подобных взаимообогащающих встреч будет как можно больше, пусть снова и снова друзья и поклонники творчества узнают все ближе богатство творческого потенциала наших замечательных артистов – и в ответ радуют своими достижениями и открытиями в творчестве!

 

 Б. Рахимов

 





Другие материалы рубрики

24.07.2019 / 20:17:44

Хедлайнеры первых двух дней главного международного фестиваля Dance Music Fest 2019!

16, 17,18 августа в парке "Ашхабад" пройдёт самое долгожданное событие этого лета - Dance Music Fest 2019! Далее...

23.07.2019 / 20:49:24

Fly Project выступят в Ташкенте

24 августа на сцене Юнусабадских теннисных кортов выступит одна из самых успешных румынских групп Fly Project Далее...

12.07.2019 / 12:42:14

Президент Узбекистана поручил возродить ансамбль "Бахор" и повысить статус ВИА "Ялла"

Президент Узбекистана поручил возродить знаменитый ансамбль народного танца "Бахор" им. Мукаррам Тургунбаевой и повысить статус культового вокально-инструментального ансамбля "Ялла" Далее...

11.07.2019 / 10:06:16

Ташкентская премьера "Царских дней": "О, солнце, засвети мне огонёк!.."

В минувшее воскресенье – 07 07 19 – в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы Среднеазиатского митрополичьего округа, состоялась ташкентская премьера "Царских дней": "О, солнце, засвети мне огонёк!..". Далее...

08.07.2019 / 21:43:08

ТАШКЕНТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Шесть лет назад Кабинет Министров Узбекистана принял Постановление сформировать в течение 2013-2018 годов современные центры культуры и досуга населения в областях, районах и городах Узбекистана и Каракалпакстана и предоставить широким слоям населения, людям старшего поколения и молодежи, а также лицам с ограниченными возможностями, условия для широкого общения с культурой и искусством и для их собственного творчества и развития. Далее...





26.01.2023 / 19:17:59
Выставка "Форма и пространство" скульптурных произведений из коллекции Национального банка Узбекистана привлекла большое внимание зрителей пришедших на ее открытие
 
22.01.2023 / 12:59:09
Ретроспективная выставка Максима Варданяна
 


16.01.2023 / 19:21:51
МЭРИЛИН МОНРО. О ЖИЗНЕННОМ И ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ
 
09.01.2023 / 12:49:47
Марина Влади известна у нас как жена Владимира Высоцкого, в Европе же все с точностью до наоборот
 


23.01.2023 / 22:07:03
Дина Рубина: Почему люди с возрастом ограничивают круг общения и отказываются от отношений
 
20.01.2023 / 18:35:06
"Звезда Востока" № 6, 2022. Обзор
 


08.11.2022 / 14:29:34
Спикеры в клубе "Интеллектуал" превысили все наши ожидания и в этот раз, в субботу, 05.11.2022
 
24.09.2022 / 12:03:01
В Ташкентском государственном экономическом университете начала работу Международная выставка-ярмарка "Российское образование. Ташкент-2022"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2023 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте