Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
26.07.2025 / 12:07:58
"Батыр Закиров & Фрэнк Синатра" .Музыкально-литературная фантазия, посвященная двум великим певцам .![]()
О том что, в Ташкенте ожидается постановка мюзикла “Батыр Закиров & Фрэнк Синатра". Встреча, которая могла бы состояться» я узнал в конце 2024 г. Потом в феврале 2025 г. в ташкентском Дворце Искусств «Туркистон» прошла премьера, а не так давно увидел фильм с записью спектакля. Режиссер-постановщик ГАБТа имени Алишера Навои, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, соавтор сценария Андрей Слоним смог воплотить идею в жизнь, проявив свои незаурядные режиссерские способности. Автор идеи, соавтор сценария – известный журналист Борис Бабаев, создатель и главный редактор сайта «Kultura.uz». Он не раз встречался с Батыром Закировым, брал у него интервью, хранит пластинки с его песнями. По сюжету, Он и Она, молодые люди из XXI века, поначалу выясняют отношения. Ссору вдруг прерывает песня. Он и Она вспоминают, что ее поет Батыр Закиров, переключаются на музыку, забывают о своей распре и вдруг неожиданно выходят на идею о возможной встрече выдающихся певцов XX века – Батыра Закирова и Фрэнка Синатры, которая в иных политических обстоятельствах могла бы состояться. Но в театре возможно все (ну, почти все) и песни этих блестящих мастеров зазвучали на одной сцене, знаменуя виртуальную «встречу». Она удалась. В спектакле прозвучал восхитительный музыкальный подбор песен Батыра Каримовича. Золотой фонд эстрады Узбекистана и страны под названием Советский Союз. В следующем году у певца 90-летие со дня рождения. Прекрасный мотив выпустить «Золотой диск Батыра» и на виниле, и на СD. С буклетом-вкладкой, где были бы: биография певца на двух языках, фотографии, тексты песен… Вокальный образ Батыра Закирова в спектакле представил молодой певец, лауреат республиканских конкурсов Расул Абдуллаев. А главный эстрадный и джазовый голос Узбекистана – Народный артист Узбекистана Мансур Ташматов – поет незабываемые песни из репертуара Фрэнка Синатры, которые Мансур Ганиевич с большим мастерством исполняет уже много лет. И я снова слушал его с большим удовольствием. У спектакля очень удачное сценическое решение. Его авторы минимальными средствами – джаз-бэнд и несколько столиков с участниками спектакля – сумели создать обстановку уютного музыкального клуба в стиле 1960-х гг. Что мне, субъективно, напомнило незабываемое кафе «Дружба» на Сквере Революции (ныне Сквер Амира Темура). На экране задника сцены ярко, выразительно и очень качественно выстроен кинооряд (а ведь столько лет прошло!): демонстрировались фрагменты песен «узбекского соловья» и Фрэнка Синатры, кадры из кинофильмов, где снимался Батыр Закиров, картины, которые он рисовал. По краям сцены располагались прямоугольники вертикальных экранов. На них с красивой подсветкой демонстрировались эскизы художественных работ замечательного певца-художника и подходящие по теме декоративные изображения. Это, опять-таки субъективно, напомнило программы дискоклуба «Ильхом», первого в Узбекистане, который в середине 70-х стремился создать в Ташкенте дискотеатр со слайдами на полиэкране, цветомузыкой, балетной труппой и комментариями ведущего в прозе или стихах. С такими программами дискогруппа «Ильхом» выступала в ташкентском Доме Знаний, других залах города, в Нукусе. «Боже, как давно это было, Помнит только мутной реки вода. Время, когда радость меня любила, Больше не вернуть ни за что, никогда…». «Забытая песня», Константин Никольский. Сновасубъективно. Я был ведущим этого дискоклуба, мы мечтали тогда о представлениях, по стилю подобных именно тому, что было представлено в феврале на сцене «Туркистона» в 2025 г. Молодых людей, озаренных идеей встречи узбекского и американского певцов, сыграли студенты филиала Всероссийского Государственного Института Кинематографии в Ташкенте Батыр Хусанов и Каролина Новикова. Роль «Незнакомца» - знатока биографии Фрэнка Синатры (бывшего диджея?) - очень органично исполнил Залуженный артист Республики Узбекистан Олег Галахов. Как я узнал, в этом году видео-версия мюзикла была успешно показана в Австрии и Израиле. Скажу и о некоторых упущениях. По киноизображению. В съемках открытия памятника Батыру Закирову в Ташкенте мелькнули два кадра, где лица безусловно уважаемых, но незнакомых мне людей, выглядят, скажем так, не очень заметны. Так бывает при киносъемке (Отметки: 04:18, 04:39). Их показ на экране было бы хорошо заменить другими планами или сократить с их помощью, чтобы зритель не успел вглядеться. Но, впрочем, может быть это всего лишь дух перфекционизма, который посещает меня, когда вижу хорошую работу. Мол, вот бы сделать еще лучше! Сценография. В целом, как сказано, замечательная, но обладатель чудесного голоса Расул Абдуллаев, следуя классическому канону, пел, стоя чаще в центре сцены, притягивая внимание к себе, но «закрывая» при этом собой богатый изобразительный ряд на экране. Когда же он перемещался влево или вправо, сцена «открывалось», а сам певец в белом костюме на темном фоне выглядел очень эффектно , как бы символически представляя сценическое действо зрителям. Кроме того, находясь в центре, певец «спорил» в пространстве с фигурой дирижера, который находился за ним почти на одной линии. И по тексту Каролины Новиковой. Правильный, выверенный, но, на мой взгляд, излишне объемный и с некоторым академическим оттенком. А поэтому ее «парень» выглядел более естественно и органично: у него и текста было вдвое меньше, и пересказывать биографию Батыра Закирова не пришлось. В целом этот замечательный , я бы сказал, новаторский музыкальный проект осуществлен на достойном творческом уровне. Он знаменует появление на сцене первого узбекского мюзикла, которому от души желаю много зрителей и почитателей.
| ![]() |
![]() |