Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
30.06.2014 / 13:33:21

Магия искусства Мадины Файзиевой


В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся сольный концерт обладателя Государственной премии «Нихол», лауреата международных конкурсов, доцента ГКУз Мадины Файзиевой.
Вниманию слушателей были представлены сочинения, которые давно и прочно вошли в репертуар пианистов всего мира и хорошо знакомы слушателям. Это просто и сложно одновременно, поскольку требует от исполнителя огромной ответственности и смелости, технического совершенства и глубокого проникновения в авторский замысел. И, несомненно, Мадина Файзиева обладает этими качествами.
Открыло концерт грандиозное полотно эпохи барокко - чакона Иоганна Себастьяна Баха в обработке Ферруччо Бузони. Представить сегодня фортепианный, скрипичный и оркестровый репертуар без музыки Баха просто невозможно. Возрождение интереса к его искусству началось только в 1829 году, то есть 185 лет назад, благодаря немецкому композитору-романтику Феликсу Мендельсону-Бартольди.
Спустя несколько десятилетий выдающимся интерпретатором и исследователем музыки Баха стал итальянский пианист, композитор, дирижер, педагог, ученый Ферруччо Бузони. Под его редакцией вышло 25 томов клавирных произведений, в том числе «Хорошо темперированный клавир Баха», обработки хоральных прелюдий, «Импровизация на тему хорала Баха для двух фортепиано» и другие.
«Чакона для скрипки соло» - уникальное произведение скрипичной литературы, грандиозное по силе экспрессии и совершенное по конструкции, в которой тридцать вариаций сгруппированы в девять эпизодов. Транскрипция этого произведения Бузони по популярности превосходит скрипичный оригинал и входит в репертуар почти каждого пианиста. Мадине Файзиевой удалось покорить слушателей исполнительским мастерством и удивительно точным попаданием в стиль гениального мастера эпохи барокко.


Необычно мягко и лирично прозвучал Петрарки №123 из цикла «Годы странствий» Ференца Листа. В нем особенно ярко проявилось необыкновенно красивое туше Файзиевой. Было ощущение, что она едва касается клавиш и поющие звуки извлекаются не ударами молоточков по струнам, а каким-то неведомым образом.
Если говорить о фортепианном цикле Листа «Годы странствий», то это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства. Этот цикл занимает особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е – 70-е годы XIX века), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много, по нескольку раз переделывая отдельные пьесы.
История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д'Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Цикл «Годы странствий» состоит из трех тетрадей: «Швейцария», «Италия» и «Третий год странствий». Эти три «года» становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.
Цикл «Годы странствий» особенно показателен в плане того, как последовательно проводил Лист мысль о синтезе искусств, как внимательно относился к воплощению своих программных замыслов. Во Второй год странствий входят три сонета Петрарки – одного из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Эти пьесы считаются высшим выражением любовной лирики Листа.
Далее в программе концерта был исполнен Трансцендентный этюд фа минор Ференца Листа. Во время исполнения этого произведения слушателям казалось, что техническим возможностям Мадины Файзиевой нет предела. Пианистка удивительно музыкально и точно исполнила все прихотливые и феерически трудные пассажи. Что касается жанра этюда в творчестве Листа, то виртуозно-технические задачи подчинены здесь идейно-художественному замыслу. Этюд в его трактовке становится концертной пьесой.
В число 55 этюдов Листа входят 12 «Трансцендентных этюдов» или «Этюдов высшего исполнительского мастерства». Кстати, трансцендентный – философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно теоретическому познанию.
Исполнение прелюдий Сергея Рахманинова можно считать безусловной кульминацией концерта. Здесь особенно проявились качества, присущие пианистке, а именно богатейшая палитра красок и особое звукоизвлечение. Фортепианные прелюдии в двух тетрадях ор.23 и ор.32 написаны Рахманиновым в самый плодотворный период творчества, когда создавались, пожалуй, его лучшие произведения. «В огне горю», — писал композитор о том времени своего счастливого вдохновения.


Жанр прелюдии получает широкое распространение в русской фортепианной музыке XIX и XX веков, в творчестве Лядова, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича. Он своеобразно трактуется С. Рахманиновым. Его прелюдии отличаются от лаконичных, зачастую фрагментарных прелюдий Лядова и Скрябина более крупными масштабами, наличием напряженного внутреннего развития, «концентрированностью» фактуры. Расширяет Рахманинов и жанровую основу прелюдии. В основе прелюдий Рахманинова почти всегда лежит какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрываемое душевное состояние. Но тонкость и многозначность рахманиновской образности затрудняет ее перевод на язык точных словесных понятий.
На бис была исполнена прелюдия М. Булычева-Оксема, вызвав заслуженные овации слушателей, которые долго не хотели отпускать пианистку со сцены. Отметим, также профессионализм музыковеда Татьяны Петренко, которая выступила в роли ведущей концерта. В целом же, сольный концерт фортепианной музыки подарил слушателям незабываемые впечатления. Хочется от всей души пожелать пианистке Мадине Файзиевой новых творческих успехов.
Асаль Холматова, студентка Государственной консерватории Узбекистана.





Другие материалы рубрики

30.06.2014 / 07:32:15

Тухтасин Гафурбеков: "Без музыки жизнь была бы ошибкой..."

Взять интервью у заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Тухтасина Батыровича Гафурбекова оказалось делом не простым: то его "осаждают" студенты консерватории, то приглашают на телевидение, то просят зайти в издательство, где готовится к выходу в свет его новая книга… Далее...

27.06.2014 / 16:05:50

Наши интервью: Александр Иванов, солист группы "Рондо"

Легендарный певец легендарной группы "Рондо" Александр Иванов дал интервью для портала kultura.uz. Далее...

27.06.2014 / 09:42:21

В Ташкенте состоялось закрытие сезона симфонических концертов

Он был насыщен множеством интереснейших событий и премьер. Заслуженный коллектив Национальный симфонический оркестр Узбекистана представлял творчество как узбекских, так и зарубежных авторов. Далее...

26.06.2014 / 15:01:09

Наконец - таки легендарная группа Sahar в Ташкенте.

CinZZano TeraZZa не только роскошное место где можно уютно отдохнуть, но и где можно увидеть звездных гостей. Не так давно столицу посетил обладатель самого бархатистого голоса Батырхан Шукенов. Далее...

26.06.2014 / 14:37:37

Памяти певицы посвящается

В органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт вокальной музыки, посвященный памяти солистки ГАБТа им. А. Навои Зухры Туйчиевой. Вступительное слово было предоставлено кандидату педагогических наук, профессору кафедры концертмейстерского мастерства ГКУз, организатору этого мероприятия и близкой подруге Зухры Эргашевны – Малике Касымовой. Малика Бахритдиновна поприветствовала зрительный зал, рассказала о великолепной женщине и замечательной певице Зухре Туйчиевой, которая очень рано ушла из жизни. Далее...





17.05.2024 / 14:37:25
Совсем недавно в зале Музея Урала Тансыкбаева с большим успехом проходило открытие выставки известного художника, академика Российской Академии Художеств Виктора Апухтина "Я так вижу..." Следующий творческий вечер состоялся в Самарканде
 
16.05.2024 / 15:31:21
В Лондоне открылась выставка Today's Masters Meet Tomorrow's Talents
 


08.05.2024 / 10:43:49
Я горжусь своим дедом
 
14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 


03.05.2024 / 16:43:48
Нам 26 лет! Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
01.05.2024 / 11:39:33
ПОДВИГ СТРАСТНОГО БОРЦА ЗА МИР , НАРОДНОГО ПОЭТА УЗБЕКИСТАНА ГАФУРА ГУЛЯМА В ПАМЯТИ НАРОДОВ НА ВЕКА
 


02.05.2024 / 10:19:44
Наш клуб хорошо идет по дистанции. Осваиваем все новые и новые темы, узнаем все больше и больше. Уровень приглашаемых спикеров становится все выше и выше
 
29.04.2024 / 14:15:50
Посольство Республики Корея в Республике Узбекистан, совместно с Центром образования Республики Корея в Ташкенте, проводит викторину "2024 Quiz on Korea"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте