В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся сольный концерт обладателя Государственной премии «Нихол», лауреата международных конкурсов, доцента ГКУз Мадины Файзиевой.
Вниманию слушателей были представлены сочинения, которые давно и прочно вошли в репертуар пианистов всего мира и хорошо знакомы слушателям. Это просто и сложно одновременно, поскольку требует от исполнителя огромной ответственности и смелости, технического совершенства и глубокого проникновения в авторский замысел. И, несомненно, Мадина Файзиева обладает этими качествами.
Открыло концерт грандиозное полотно эпохи барокко - чакона Иоганна Себастьяна Баха в обработке Ферруччо Бузони. Представить сегодня фортепианный, скрипичный и оркестровый репертуар без музыки Баха просто невозможно. Возрождение интереса к его искусству началось только в 1829 году, то есть 185 лет назад, благодаря немецкому композитору-романтику Феликсу Мендельсону-Бартольди.
Спустя несколько десятилетий выдающимся интерпретатором и исследователем музыки Баха стал итальянский пианист, композитор, дирижер, педагог, ученый Ферруччо Бузони. Под его редакцией вышло 25 томов клавирных произведений, в том числе «Хорошо темперированный клавир Баха», обработки хоральных прелюдий, «Импровизация на тему хорала Баха для двух фортепиано» и другие.
«Чакона для скрипки соло» - уникальное произведение скрипичной литературы, грандиозное по силе экспрессии и совершенное по конструкции, в которой тридцать вариаций сгруппированы в девять эпизодов. Транскрипция этого произведения Бузони по популярности превосходит скрипичный оригинал и входит в репертуар почти каждого пианиста. Мадине Файзиевой удалось покорить слушателей исполнительским мастерством и удивительно точным попаданием в стиль гениального мастера эпохи барокко.
Необычно мягко и лирично прозвучал Петрарки №123 из цикла «Годы странствий» Ференца Листа. В нем особенно ярко проявилось необыкновенно красивое туше Файзиевой. Было ощущение, что она едва касается клавиш и поющие звуки извлекаются не ударами молоточков по струнам, а каким-то неведомым образом.
Если говорить о фортепианном цикле Листа «Годы странствий», то это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства. Этот цикл занимает особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е – 70-е годы XIX века), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много, по нескольку раз переделывая отдельные пьесы.
История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д'Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Цикл «Годы странствий» состоит из трех тетрадей: «Швейцария», «Италия» и «Третий год странствий». Эти три «года» становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.
Цикл «Годы странствий» особенно показателен в плане того, как последовательно проводил Лист мысль о синтезе искусств, как внимательно относился к воплощению своих программных замыслов. Во Второй год странствий входят три сонета Петрарки – одного из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Эти пьесы считаются высшим выражением любовной лирики Листа.
Далее в программе концерта был исполнен Трансцендентный этюд фа минор Ференца Листа. Во время исполнения этого произведения слушателям казалось, что техническим возможностям Мадины Файзиевой нет предела. Пианистка удивительно музыкально и точно исполнила все прихотливые и феерически трудные пассажи. Что касается жанра этюда в творчестве Листа, то виртуозно-технические задачи подчинены здесь идейно-художественному замыслу. Этюд в его трактовке становится концертной пьесой.
В число 55 этюдов Листа входят 12 «Трансцендентных этюдов» или «Этюдов высшего исполнительского мастерства». Кстати, трансцендентный – философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно теоретическому познанию.
Исполнение прелюдий Сергея Рахманинова можно считать безусловной кульминацией концерта. Здесь особенно проявились качества, присущие пианистке, а именно богатейшая палитра красок и особое звукоизвлечение. Фортепианные прелюдии в двух тетрадях ор.23 и ор.32 написаны Рахманиновым в самый плодотворный период творчества, когда создавались, пожалуй, его лучшие произведения. «В огне горю», — писал композитор о том времени своего счастливого вдохновения.
Жанр прелюдии получает широкое распространение в русской фортепианной музыке XIX и XX веков, в творчестве Лядова, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича. Он своеобразно трактуется С. Рахманиновым. Его прелюдии отличаются от лаконичных, зачастую фрагментарных прелюдий Лядова и Скрябина более крупными масштабами, наличием напряженного внутреннего развития, «концентрированностью» фактуры. Расширяет Рахманинов и жанровую основу прелюдии. В основе прелюдий Рахманинова почти всегда лежит какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрываемое душевное состояние. Но тонкость и многозначность рахманиновской образности затрудняет ее перевод на язык точных словесных понятий.
На бис была исполнена прелюдия М. Булычева-Оксема, вызвав заслуженные овации слушателей, которые долго не хотели отпускать пианистку со сцены. Отметим, также профессионализм музыковеда Татьяны Петренко, которая выступила в роли ведущей концерта. В целом же, сольный концерт фортепианной музыки подарил слушателям незабываемые впечатления. Хочется от всей души пожелать пианистке Мадине Файзиевой новых творческих успехов.
Асаль Холматова, студентка Государственной консерватории Узбекистана.