Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.07.2014 / 08:26:29

Шашмаком - музыка моей души


 

"Считается, что макомы - дар Творца, они обладают особой сакральной силой, и каждый человек в них слышит нечто свое, открывает все новые грани. Они так же чисты, как журчание воды в горных родниках, вечны, как Земля, звезды и Вселенная, - говорит старший преподаватель Государственной консерватории Узбекистанаобладательница первого места пятого международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари" Нодира Пирматова. - Макомы - живой родник, питающий духовную жизнь народа. В них отражение его многовековой мудрости и философии, сказочной красоты родной земли. Провозглашение ЮНЕСКО классической музыки Центральной Азии "Шашмаком" шедевром устного и нематериального наследия человечества еще раз подтверждает ее значение и высокий статус в истории мировой музыкальной культуры".
 
Любовь к народной песне - шашмакомам, ферганским макомам и катта ашула - она, самая младшая из семерых детей, унаследовала от отца, имевшего удивительный по тембру и диапазону голос и тончайший слух, игравшего на дутаре и танбуре. Он прошел школу традиционного пения таких известных кокандских исполнителей, как Мадмуар-хафиз, Джурахон-хафиз (Джурахон Султанов), Расул Кори Мамадалиев, Мамуржон Узаков и других, и не один сайиль в округе не обходился без его участия.
 

Нодира вспоминает, что с ранних лет ее невозможно было оторвать от радио, а позднее - телевизора, когда исполнялись народные песни или макомы. Видя это, родители переглядывались между собой: откуда у маленькой девочки интерес к такой серьезной музыке?
 
- У папы был очень богатый репертуар, и однажды, в самом раннем детстве, услышав в его исполнении "Гуль озорим" (музыка Ходжи Лазиза Абдурасулова на слова газели Алишера Навои), вначале пыталась подпевать, потом попросила его научить меня, - рассказывает она. - Выучила слова на слух и, когда в дом приходили папины коллеги - известные музыканты, один куплет мы исполняли вместе.
 
Когда слушала эту музыку, хотелось плакать, но то была очень светлая грусть. Позднее стала интересоваться восточной поэзией, и если другие дети просили купить игрушки, то я - поэтические сборники. Спустя несколько лет отец скажет: "Видимо, тебе с генами передалась моя любовь к народной музыке, у тебя есть талант и ты будешь продолжать мое дело!"
 
После девятого класса поступила в музыкальный колледж на отделение традиционного исполнительства и уже на первом курсе стала победительницей конкурса, повторила успех спустя два года.
 
В годы независимости благодаря проводимой под руководством Президента Ислама Каримова огромной работе по возрождению исторического и духовного наследия, утраченных форм и жанров искусство шашмакома получило новый виток развития. В 1995 году меня пригласили в Ташкент на конкурс имени Юнуса Раджаби, который проходил в Государственной консерватории Узбекистана, и я снова стала победительницей. Меня заметили и как лауреата после окончания колледжа пригласили учиться на отделение традиционного исполнения. Ту самую кафедру, на которой сейчас преподаю.
 
- В 1997 году по инициативе Президента Ислама Каримова впервые в нашей стране прошел ММФ "Шарк тароналари". Мечтали ли вы, будучи студенткой второго курса, что спустя восемь лет станете его победительницей, обладательницей звания "Шарк бульбули"?
 
- Конечно, нет. Для меня этот конкурс казался недосягаемой вершиной, а Муножат Юлчиева была моим кумиром и идеалом в жизни и творчестве. Безгранично ее уважаю, она настоящий профессионал своего дела, пример для всей нашей кафедры. Всегда старалась равняться на нее во всем.
 
Когда слушала ее выступление на площади Регистан, волновалась так, будто это пела я. Тогда и дала себе слово, что сделаю все возможное, чтобы приблизить день, когда я буду достойна представлять свою страну на этой престижной сцене. Конечно, мне, второкурснице, для этого еще много нужно было сделать, многому научиться. Ведь искусство макома требует особой подготовки, зрелости и глубины, и не только артистической, но и человеческой. Спустя пять лет почувствовала, что духовно готова. В отборочном конкурсе, который проводился в консерватории, вышла на сцену с одним инструментом - дутаром. Исполняя макомы, катта ашула, постаралась вложить в них всю свою душу. Для участия в ММФ "Шарк тароналари" в Самарканде из большого числа претендентов отобрали троих. В том числе и меня.
 
- Чем запомнился фестиваль?
 
- Поразили участники - все исполнители были очень талантливы, с удивительной энергетикой. Именно эту силу я почувствовала сразу. Поэтому, когда вышла на сцену, стремилась всем сердцем донести до зрителей огромную любовь к народной песне, показать, насколько богата и глубока ритмами, своей философией и священной чистотой узбекская музыка. Забыла, что это конкурс и даже не волновалась, а просто наслаждалась этой божественной музыкой.
 
Проходят годы, и сегодня часто задумываюсь над тем, почему - макомы, консерватория? Почему не стала врачом или инженером? Видимо, мое предназначение заключается в том, что нужно было столько пройти и изучить столько школ, чтобы накопленное передавать молодым. Радует, что сегодня в Узбекистане развитие национального искусства достигло небывалых высот, все больше становится почитателей макома не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Все больше девушек и юношей поступают на отделение традиционной музыки колледжей искусств, специальных музыкальных учебных заведений, консерватории, занимаются в домах и дворцах искусств всех регионов страны.
 
Шашмаком - искусство сложное, поэтому мы студентов готовим постепенно, шаг за шагом усложняя программу. Так учил меня мой отец, наши учителя в колледже. После окончания обучения они благодарят судьбу и педагогов за то, что связали свою жизнь с музыкой, что мы их направили по верному пути, помогли сделать правильный выбор. Они нашли свою дорогу, развиваются всесторонне, становятся по-настоящему гармоничными личностями. Посмотрите на примере нашей консерватории, какие условия им создало государство:  хотят заниматься спортом - пожалуйста. Для этого есть три тренажерных зала. Я и сама стараюсь заниматься спортом в свободное время, ежедневно пробегаю не менее пяти километров. Это очень важно для здоровья, голоса и дыхания. После занятий физической культурой они приходят заниматься искусством макома, обогащают свой духовный мир. Любому делу нужно отдаваться полностью, отдавать частицу своей души. Этому учу и своих студентов.
 
- Шашмаком - музыка высокодуховная, это как-то отражается на характере, образе жизни, отношениях
с людьми, требованиях к самой себе и людям?
 
- В основе искусства шашмаком лежит целостная художественная концепция, включающая, помимо музыкального и эстетического, также философский и этические аспекты. Каждый шашмаком уникален по-своему. Например, в макоме Бузрук есть часть Насруллойи, которая призывает быть сильными духом, ее наши предки исполняли и слушали перед походами. Или Талкини Уззол, Талкин ушшок, которые успокаивают, наталкивают на размышления. Чтобы соответствовать этой музыке, без глубоких научных знаний не обойтись. Нужно постоянно над собой работать - много читать классической, музыковедческой литературы, произведения Навои, Лютфи, Джами, Бедыля, Атои, Увайси и Машраба. Ведь в макомах очень важны гармоничное соотношение поэзии и музыки. Люди, которые занимаются макомами, очень мягкие, культурные и, главное - духовно сильные. Именно к этому призывают макомы.
 
- В годы независимости Узбекистан все чаще становится центром культуры, а национальное искусство - мостом между Востоком и Западом. Вы много ездили по миру, исполняли шашмакомы в Италии и Франции, Бельгии и Голландии… Как воспринимают их европейские слушатели?
 
- Очень хорошо, для них это что-то новое. Божественно прекрасная музыка, поэтические строки Навои, Машраба, Физули, Хазини и других великих поэтов Востока - все это составляет магию макома. Она передается зрительному залу, завораживает его. Публику не смущает даже то, что она не знает языка. Ведь настоящее искусство не нуждается в переводе. Многие слушают закрыв глаза, некоторые плачут. Как-то после концерта ко мне подошел человек и сказал: "Я был в страшной депрессии, во время концерта почувствовал, словно вы погладили мою душу. Спасибо за то, что вылечили меня!"
 
Мне кажется, в этом и состоит задача и предназначение искусства - скреплять узами дружбы людей разных национальностей, пробуждать самые благородные чувства в их душах, служить воспитанию у молодежи лучших духовных и нравственных качеств.
 
- У вас семья музыкальная…
 
- Мой супруг играет на дойре, а дети с рождения слышат в доме традиционные мелодии. Воспитание музыкой начала буквально с первых дней - вместо колыбельной пела им макомы. Общее дело сплачивает, мы прекрасно понимаем друг друга и передо мной не стоит выбор: семья или профессия, в этом огромная заслуга моего мужа, который помогает воспитывать детей, дает возможность репетировать, постоянно держать себя в творческом тонусе, развиваться как личности. Не собираюсь останавливаться на достигнутом, продолжаю совершенствоваться и дальше.
 
И семилетний Мирджалол и четырехлетняя Мумтоза гордятся, что их родители музыканты. Мы часто берем их с собой на концерты, хотим, чтобы они росли в атмосфере гармонии, любви и духовности. Конечно, выбор будет за ними, возможно, они и не пойдут по нашим стопам, но уверена, музыка в их жизнь войдет навсегда.
 
Считаю себя очень счастливым человеком. У каждого своя формула счастья. Для меня она в гармонии - у меня есть все, что нужно человеку - любимая работа, семья, возможность проявлять свой талант и способности в искусстве, педагогике, спорте, изучении языков и моя музыка. Помогает девиз: "Труд, терпение и еще раз труд". Жаль, что в сутках всего лишь 24 часа, ведь хочется столько успеть!
 
источник: www.pv.uz




Другие материалы рубрики

03.07.2014 / 11:25:07

Rietumu представил новый клип, посвященный легендарной "Спидоле"

В художественной галерее крупнейшего частного банка Латвии Rietumu открылась выставка "Символ и легенда эпохи", на которой экспонируются легендарные латвийские радиоприемники XX века. Далее...

30.06.2014 / 13:33:21

Магия искусства Мадины Файзиевой

В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся сольный концерт обладателя Государственной премии "Нихол", лауреата международных конкурсов, доцента ГКУз Мадины Файзиевой. Далее...

30.06.2014 / 07:32:15

Тухтасин Гафурбеков: "Без музыки жизнь была бы ошибкой..."

Взять интервью у заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Тухтасина Батыровича Гафурбекова оказалось делом не простым: то его "осаждают" студенты консерватории, то приглашают на телевидение, то просят зайти в издательство, где готовится к выходу в свет его новая книга… Далее...

27.06.2014 / 16:05:50

Наши интервью: Александр Иванов, солист группы "Рондо"

Легендарный певец легендарной группы "Рондо" Александр Иванов дал интервью для портала kultura.uz. Далее...

27.06.2014 / 09:42:21

В Ташкенте состоялось закрытие сезона симфонических концертов

Он был насыщен множеством интереснейших событий и премьер. Заслуженный коллектив Национальный симфонический оркестр Узбекистана представлял творчество как узбекских, так и зарубежных авторов. Далее...





30.04.2024 / 13:25:14
"Следы на песке": в Самарканде открылась выставка, посвященная Аральскому морю
 
28.04.2024 / 12:14:12
Персональная выставка Мухтархана Исанова и его внука Эмина Мухтархонова "Связь поколений" производит большое впечатление
 


02.05.2024 / 17:39:11
Новые творческие идеи, взращённые II Международным форумом музыкальных театров "OPERETTA.UZ
 
02.05.2024 / 11:31:28
Репертуар Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на май 2024 г.
 


02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 
10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте