Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
01.12.2014 / 16:33:07

ПРАЗДНИК ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ


Недавно в музыкальной жизни Ташкента произошло событие, которое нельзя обойти молчанием - в Большом зале консерватории состоялся монографический концерт «Людвиг ван Бетховен». На сцене Национальный симфонический оркестр Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики, профессор Исмаил Джалилов), а за дирижёрским пультом Тигран Шиганян – лауреат международных конкурсов, обладатель докторской степени, консультант по классу скрипки в Институте музыки Флинта, успешно совмещающий преподавательскую деятельность с оркестровым исполнительством и дирижированием в симфонических оркестрах Лансинга и Каламазо.

 

Отмечу, что монографическая программа из произведений Бетховена была не из лёгких: Увертюра «Прометей» ор.43, Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, ор.61 (солист лауреат международных конкурсов, профессор Дмитрий Берлинский) и Третья («Героическая») симфония Ми-бемоль мажор, ор.55. Известно, что эти опусы гения венской классической школы славятся своим умением ставить сложные задачи, прежде всего, перед медной группой оркестра. Но это в полной мере можно отнести и к деревянным духовым, и к струнным инструментам.
Сразу замечу, что НСО справился с заявленной программой. Концерт начался с увертюры «Прометей» из героико-аллегорического балета «Творения Прометея», написанного Бетховеном по мотивам древнегреческого мифа, и с первой ноты стало очевидно, что на сцене профессиональный коллектив, музыканты которого находятся в хорошей форме, и способны решать любые поставленные перед ними музыкальные задачи.

Что касается увертюры, то вся музыка её пронизана гениальным мастерством Бетховена. Словно видишь духовный портрет композитора, его героическую, мятежную и, в то же время, глубоко ранимую душу... Интерпретацию этого опуса, созданную Шиганяном, отличали певучесть, тонкое чувство фразы, постепенность развития, точность кульминации.
Другой бетховенский шедевр, Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, является одним из самых сложных для скрипачей произведений. Он принадлежит к лучшим опусам этого жанра в европейской музыкальной классике. Его отличают глубина содержания вместе с величавой простотой тем, трогательный и искренний лиризм, благородная сдержанность чувств и подлинный аристократизм. Всё это удалось передать солисту-звезде, российско-американскому скрипачу Дмитрию Берлинскому, чья концертная деятельность началась очень рано.

Он стал сенсацией в 16 лет как самый молодой лауреат Международного конкурса им. Никколо Паганини в Генуе, за которым последовали победы на Международных конкурсах Чайковского и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, а потом Гран-при на Международном конкурсе в Монреале.
Перед Берлинским распахнулся широкий музыкальный мир, последовали многочисленные приглашения давать концерты, делать записи, позволение играть на коллекционных скрипках (Страдивари, Гварнери, Гваданини и Карлоса Фердинанда Ландольфи 1759 года). И всюду бурный успех. В 32 года он получил профессорскую должность в Мичиганском университете, в 35 создал собственный камерный оркестр International Chamber Soloists. Сегодня ему уже ничего и никому не надо доказывать.


Как у всякого настоящего мастера, у Берлинского есть неповторимый индивидуальный «почерк». Стоило ему выйти на ташкентскую сцену, как зал замер в восторженном ожидании чуда. И чудо произошло: скрипач поднял смычок, и воцарилась волшебная музыка скрипичного концерта Бетховена, в которой он, художник ищущий и тонкий, нашёл «своё» прочтение, поразив исключительно глубокой содержательностью, качественностью исполнения, высочайшим классом музицирования, красивой исполнительской манерой. Его Бетховен - это свобода духа в сочетании со строгостью по отношению к тексту. Тигран Шиганян максимально подстроился к манере игры Берлинского. Всё было так естественно – и баланс, и темпы. На сцене они общались друг с другом, поддерживали друг друга, обретя свободу диалога, заразив ею публику, заслужив в итоге продолжительные овации.

 

Кстати, и программа слушалась с неослабевающим вниманием от начала до конца. Завершала её «Героическая симфония», изначально написанная Бетховеном в честь Наполеона, его судьбы и героической деятельности, который был кумиром многих того поколения. Но в дальнейшем, из-за разочарования в политике Наполеона, Бетховен вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом, ни одной ноты. В этом опусе композитор «рисует» музыкальными звуками картину напряжённой, титанической борьбы в первой части, достигает трагической кульминации во второй, после которой третья - своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала. В итоге героическая борьба завершается победным ликованием.
Тигран Шиганян не только вдохновил Национальный симфонический оркестр, он заставил музыкантов сделать лучшее из того, на что они способны. Его прочтение «Героической симфонии» Бетховена отличали искренность, сила, эмоциональное воздействие. Чуть сдерживая темп и как-то замедленно, пластами нагнетая звучность оркестровых групп, дирижёр достигал динамических кульминаций необычайно взрывчатой силы. Это относится и к трагическому пику второй части, и к нарастающей экспрессии финала. Дирижёр и музыканты отдавали музыке всю свою душу. «Героическая» Бетховена в интерпретации Тиграна Шиганяна была эмоциональна, глубока и трагична, а в некоторых моментах доверительно лирична. Публика, затаив дыхание, дослушала симфонию до самого конца, а потом взорвала зал бурными аплодисментами и криками «браво», таким образом, выразив свою благодарность за праздник высокой духовности, сделавший их счастливыми. Уверена, прошедший концерт подарил всем присутствующим и немало положительных эмоций и ярких впечатлений.

Инесса Гульзарова, музыковед.

 





Другие материалы рубрики

30.11.2014 / 11:48:53

Премьера концерта-спектакля "Мы вышли в сад…" в зале консерватории превзошла все ожидания

Конец XIX - начало XX в. – это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и многими другими направлениями и методами. Далее...

29.11.2014 / 11:53:04

Сопрано узбекской вокалистки признано лучшим

Под руководством Президента Ислама Каримова в Узбекистане огромное внимание уделяется повышению духовности нашего народа, поддержке одаренных юношей и девушек, приобщению их к лучшим образцам национального и мирового искусства. Далее...

28.11.2014 / 05:53:44

Конкурс, объединяющий страны и континенты

Продолжается международный конкурс оперного искусства "Competizione dell'Opera-2014", ставший важным культурным событием в жизни страны. Около 60 участников со всего мира претендуют быть отмеченным профессиональным жюри, получить Гран-при и путевку в большое будущее. Далее...

27.11.2014 / 14:30:14

Валерий Леонтьев, ты покорил сердца ташкентцев

Местные радиостанции вещали с завидным постоянством песни Леонтьева, подогревая интерес к выступлению, легендарного (без преувеличений), артиста российской сцены. И, наконец, наступило 26 ноября, такое долгожданное и волнующее. Далее...

27.11.2014 / 12:31:17

Гармония музыки и поэзии

Проведение Международного конкурса исполнителей итальянской оперы "Competizione dell'Opera" в Узбекистане, значимое событие в мировой культуре. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте