Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.03.2014 / 08:48:38
Хрустальный карандаш художника
"Все люди рождаются с умением рисовать", - убежден главный режиссер киностудии "Узбекфильм", аниматор Дмитрий ВЛАСОВ. Наш разговор о том, как сделать так, чтобы все, что нарисовано на чистом листе бумаги, заиграло, зажило и заговорило. - Если все мы прирожденные художники, почему же тогда лишь немногие из нас способны изобразить на бумаге элементарные вещи? - Все дети рисуют. Талантливо и красиво. Причем делают это так, как хотят сами, как подсказывает их фантазия. И вдруг со всех сторон начинают звучать фразы: "это рисуется не так", "небо голубое", "линия должна быть ровной". Из-за того что его заставляют мыслить стереотипами, ребенок теряет индивидуальность и утверждается в том, что не умеет рисовать. Мне повезло - меня никто никогда не останавливал. Иногда кажется, что я изначально был "заточен" под анимацию, и моя профессия была предначертана судьбой. Мне недостаточно было создать отдельный рисунок, работы представляли собой подобие современных комиксов, объединенных единым сюжетом. Важно было знать, что происходило с этим персонажем в прошлом и что с ним произойдет потом. Я приносил свои рисунки в класс. Друзьям нравилось, я рисовал продолжение, создавая многосерийные истории. Продолжил рисовать и в армии: выпускал стенгазеты, рисовал шаржи и карикатуры. А когда позднее встал вопрос о поступлении в вуз, у меня не оказалось специальной подготовки. Рисовать академично - натюрморты, пейзажи и так далее - я не умел. Тогда мой учитель рисования посоветовал мне поступить в педагогический институт. Там-то я и научился академическому рисунку. Правда, про собственный стиль на некоторое время пришлось забыть. Начал работать с красками, увлекся классической живописью. Особенно привлекали французские и испанские художники. Но ближе к окончанию вуза снова продолжил рисовать в привычном жанре. - А как оказались на студии мультипликации? - Совершенно случайно. Попав в 1992 году в группу талантливого режиссера Мавзура Махмудова, понял, что именно это и есть воплощение моих фантазий. Постепенно научился разбираться в профессиональных тонкостях: раскадровке, роли цвета. И как сделать так, чтобы все это заиграло, зажило и заговорило. Свою дебютную работу как художник и режиссер показал только в 1997 году. Мультфильм назывался "Заяц-топотун" по сценарию Рустама Рамазанова - забавная и поучительная история для детей. Его оценили коллеги и телезрители. Далее решил попробовать себя в компьютерной мультипликации. Проблема состояла в том, что, владея искусством рисунка, имея хороший сценарий, я не владел компьютерными знаниями. Убедив руководство в том, что будущее за компьютерной мультипликацией, привлек к работе специалистов. Так в 1999 году появилась экспериментальная картина "Моцарт" - первый отечественный мультфильм, созданный с помощью компьютерных технологий. Но, несмотря на то, что одним из первых стал использовать компьютерную анимацию в нашей стране, рисовать продолжаю старым способом. Не потому, что являюсь противником трехмерной анимации, просто прикосновение карандаша к бумаге имеет для меня некий сакральный смысл, придаю этому большое значение. Компьютер только помогает в обработке, но основа - рисунки, сделанные вручную. Например, сейчас модно печатать рисунки на принтере и развешивать их как картины. Это не интересно, всегда приятнее любая вещь, выполненная вручную. Узбекистан именно этим и славится во всем мире. Каждый предмет, сделанный руками мастера - тюбетейки, шарфы, ковры, посуда - индивидуален. Возможно, в нем есть свои недочеты, ошибки, ассиметричность. Но именно это и называется авторским стилем. - Как рождаются сценарии для будущих мультфильмов? - Мы с женой любим путешествовать, исколесили на велосипедах весь Узбекистан. Останавливаемся в домах у самых обычных людей. Наблюдаю за их бытом, образом жизни. Они-то и вдохновляют меня на сюжеты. Всю информацию приношу в студию и переношу прототипов будущих героев в свой собственный анимационный мир. Анимация начинается с чистого листа. И в этом мире действуют законы, которые придумывает автор. Только от него зависит, какие здесь будут деревья, дома, облака, как будет идти дождь: может, снизу вверх, а может, вбок. Главное, чтобы зрителей это удивило. - Что самое сложное в вашей работе? - Десяти-двенадцатиминутный анимационный фильм создается год. Это очень трудоемкий процесс: вырисовывать каждую деталь, продумывать, просчитывать. Но когда заканчиваешь работу, видишь уже готовый мультфильм, понимаешь, что он нравится зрителям, все физические и душевные старания окупаются с лихвой. - Вы частый участник различных международных фестивалей, какая из наград для вас самая ценная и чего сегодня, на ваш взгляд, ждут от мультипликаторов Узбекистана? - Самая ценная - приз зрительских симпатий "Хрустальный карандаш", полученный в 2006 году на международном фестивале в Беларуси. Он особенно греет душу, потому что его обладателя выбирали дети. Их мнение для меня важнее всего. Что касается второго вопроса, то, конечно, от нас ждут чего-то нового. Хотят знать, как мы живем, думаем, видим мир. Поэтому с самого начала своей творческой деятельности пытаюсь делать фильмы со своим лицом, чтобы об узбекской анимации говорили как о феномене. Наши мультфильмы становятся все более узнаваемыми. Они заслужили награды на фестивалях в Беларуси, Иране, Японии и других странах. - Над чем работаете сейчас? - Близится к завершению работа над мультфильмом "День блинного дождя" на основе народной узбекской сказки. Мне сразу понравилась заложенная в ней идея, но все же концепцию я немного изменил, добавив позитива. Сейчас стало модным делать мультфильмы пессимистического характера, но я сторонник добрых и поучительных лент. На них растет наше будущее, формируется их духовный мир, и они должны получать только положительные эмоции. Беседовала Дурдона Исмаилова "Правда Востока", №60/2014
|
|