Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.03.2017 / 10:09:07
ЕЛЕНА РОМАН. "СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ-2017". Флоренция: сокровищница мировых шедевров и неповторимой архитектурыИтальянская Тоскана открыла для нас неведомую доселе палитру впечатлений, причем, как эстетических, связанных с посещением памятников Флоренции, так и гастрономических… Да, именно в Тоскане мы впервые насладились вкусом белых трюфелей с оливковым маслом свежего урожая, нанесенных тонким слоем на хрустящий крекер, и тосканского красного вина из винограда и земляники. Это нечто! Кстати, выбор колбас и сыров, производимых в Тоскане, превосходит любые ожидания и отвечает на любой взыскательный вкус: сыр из коровьего молока «Пармезан», сыр из овечьего молока «Пекорино», сыры с добавками (кураги, специй и еще других всяких разнообразностей).
Искусство дегустации вин и сыров – это целая традиция в Италии, и в каждом регионе есть свои особенности. Мы были покорены тосканским гостеприимством, и положительных эмоций в нашем придорожном отеле-кафе добавила группа японских туристов. Они так эмоционально восторгались всем происходящим во время дегустации, что свои эмоции выражали посредством пения. Удивительно, что в отличие от нас, пытавшихся на земле Италии выразить свои чувства именно через итальянские песни (увы, кроме короткого и многократно повторяемого «фе-ли-чи-та» мы так ничего и не воспроизвели), японские туристы громко напевали сначала русскую «Калинку-малинку», а потом полностью пропели и знаменитые «Подмосковные вечера». Объяснения этому не было никакого логического, но пели они так чисто и от души, что их пение постоянно сопровождалось возгласами «Браво!» и многократными аплодисментами со стороны итальянских хозяев заведения и всех присутствующих гостей и туристов. Итальянцы очень эмоциональный народ и от души радуются, если видят, что вы искренне разделяете с ними их праздник, их радость или просто их хорошее настроение. А по другому здесь и не получается, ты просто «заражаешься» позитивным настроением, царящим вокруг тебя и сам становишься носителем позитива и энергии. Полученный эмоциональный заряд бодрости нам очень пригождался в наших пеших прогулках по Флоренции – столице Тосканы, а в прошлом столицы Итальянской Республики Флоренция. Этот город был основан еще в 59 году д.н.э. и причем лично Юлием Цезарем! Однако расцвета Флоренция достигла в XIV-XVI вв., когда, без преувеличения, стала финансовым и культурным центром Европы. Флоренция удачно сочетает в себе дух великого прошлого (здесь решительно нельзя ступить ни шагу, не попав на какое-нибудь исторически значимое место) и атмосферу живого и динамичного современного города с отличной кухней, шоппингом и кучей возможностей для развлечений. Именно Флоренция считается местом, где началась эпоха Возрождения, и для многих выдающихся деятелей того периода, таких как Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, она была родным городом. Но не только поэтами и писателями славна Флоренция — ренессансная архитектура тоже пошла отсюда, и великие флорентийские архитекторы, в первую очередь Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти, положили начало новому архитектурному стилю, который еще многие века оказывал влияние на строительство во всех крупных европейских городах, от Барселоны до Санкт-Петербурга. С тех пор город во всем своем ренессансном великолепии, что называется, неплохо сохранился, и сегодня Флоренция привлекает огромное количество туристов. Наш обзор начался с одной из главных достопримечательностей города – действующего кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре, одного из самых знаменитых сооружений готической архитектуры Италии. А рядом – Колокольня Джотто – кампанила кафедрального собора, стоящая отдельно от собора Санта Мария дель Фьоре и баптистерия Сан Джованни. Эта башня является одним из ярчайших примеров флорентийской готической архитектуры. Вся эта композиция словно соткана из кружева, вобравшего палитру белого, нежно розового и оттенка светло-зеленого нефрита. Ничего подобного больше мы не видели нигде! И, конечно же, центром притяжения для туристов со всего мира является знаменитая Галерея Уффици. Одно из первых упоминаний о ней в путеводителе по Флоренции датируется еще 1591 годом (тогда коллекцию могли посмотреть по предварительно подаваемым заявкам), а официальное открытие и доступность для широкой публики состоялось в 1765 году. Флорентинцы невероятно гордятся этим своим достоянием, связанным, прежде всего с родом Медичи. Напомню, что галерея, которая сегодня считается неотъемлемым этапом развития искусства западного мира, появилась в один из самых значительных моментов истории – в эпоху наивысшего рассвета Флорентийского Ренессанса по воле первого великого герцога Тосканы Козимо I де Медичи. Впоследствии, практически каждый из семейства Медичи, как одной из богатейших и влиятельных, вносили свой вклад в коллекцию – пожертвования на развитие и новые экспонаты. При этом, в галереи была заведена традиция, с каждого члена семьи Медичи писался портрет определенного размера (примерно в три четверти роста) и в последствии данный портрет украшал галерею. Для особ королевских фамилий, и лиц, сделавших крупные пожертвования на развитие галереи, посещающих Флоренцию так же делались предложения написать портрет, который в дальнейшем украшал бы стены галереи. Правда, было одно условие: эти портреты должны были быть значительно меньшего размера относительно портретов клана Медичи. С этим, кстати, связано два исторических курьеза. Первый – с именем Петра I. Когда Петр Великий посетил Флоренцию и получил соответствующее предложение о портрете, русский царь, по свидетельствам летописцев, принял предложение, но сказал, что доверит написание своего портрета только русскому мастеру и у себя на родине. Флорентинцы согласились и стали ждать «посылки» с портретом от русского правителя. Портрет прибыл спустя какое-то время, но …Портрет Петра I оказался значительно больших размеров в сравнении с портретами Медичей. Что делать? Крепко призадумались флорентинцы, но решили не портить дипломатических отношений с могучим царем и вывесили этот портрет в галереи. Дубль два, как говорится, был опять-таки связан с Россией. Спустя многие годы Флоренцию с визитом посетила Екатерина II Великая. Ей любезно было сделано аналогичное предложение – запечатлеть её изображение на портрете в исполнении лучших мастеров флорентинской школы живописи. Царица Екатерина II проделала с портретом тот же «трюк», что и в своё время Пётр I. Сегодня можно видеть оба эти портрета, они занимают своё достойное место в коллекции галереи. Но с тех пор флорентинцы уже больше не решались делать никому из знатных европейских фамилий таких предложений, может быть, просто больше не хотели нарушать традицию и подвергать дипломатические отношения обострению из-за предметов искусства. Галерея Уффици – один из наиболее старых музеев в Европе, который обладает сгруппированной в одном месте богатой коллекцией шедевров Алессандро Аллори, Андреа дель Кастаньо, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джотто, Галилея, Макиавелли, Микеланджело, Рафаэля, Бронзино и многих других прославленных мастеров. Дворец Уффици, в котором находится художественная галерея, расположен между рекой Арно на юге и площадью Синьории на севере. Восточное крыло здания граничит со Старым дворцом Палаццо Веккьо с башней Арнольфо, западное – лоджией Ланци. Весь архитектурный ансамбль состоит из двух параллельных друг другу построек и выполнен в форме подковы, которая открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса. Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы — единый фасад: внизу — сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание. В начале первого коридора находится один из великих шедевров античного искусства представленных в музее – Геракл и кентавр – ценнейшая копия римского времени, с бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Лисиппа. В конце западного коридора находится бельведер с кафетерием, терраса которого лежит на крыше Лоджии Ланци, откуда открывается прекрасный вид на Старый дворец с башней Арнольфо, кафедральный сбор и другие достопримечательности Флоренции. В коридорах галереи собрано множество римских статуй, предметов старины, драгоценных камней, медалей, монет, ценных ваз из различных источников между XVI-XVII вв. С годами коллекция росла все больше и больше, постоянно пополняемая страстными любителями искусства Медичи. Так продолжалось до середины XVIII века, вплоть до полного исчезновения династии. Галерея Уффици, благодаря своим великолепным помещениям и коллекции шедевров, заслужила право называться «музеем превосходного». Здесь собраны оригинальные работы, которым вот уже более четырех столетий, и вся эта коллекция продолжает вызывать восхищение знатоков, почитателей и простых посетителей. Кстати, здесь можно встретить много семейств, которые совершают «культурную вылазку» с маленькими ребятишками и даже с грудными младенцами, которые из своих колясок смотрят вполне осмысленным взглядом на шедевры мирового искусства. Таким образом, итальянцы уже с самого раннего возраста приобщают своих детей к пониманию прекрасного и вечного, к восприятию истинного искусства. …Из галереи так и не хочется уходить, можно просто сидеть на кушетках в великолепных высокопотолочных пролетах галереи и любоваться картинами на стенах, росписью на сводах, просто видом из окон. Всё так гармонично вокруг. Конечно же, мы посетили и другие достопримечательности. Например, улочку, где жил Данте с супругой и где рядом жила его муза Беатриче, церковь, в которой она венчалась. Памятники старины, магазины, кафе, дома, улицы, площади, фонтаны… Прощание с Флоренцией оказалось особенно трогательным. Уезжать не хотелось. На прощание мы посетили бывший мясной рынок. Здесь ныне торгуют различными сумками и другими непонятно где произведенными «сувенирами». Рынок примечателен бронзовой скульптурой кабана, в пасть которого туристы вкладывают монетку и загадывают желание. Если монетка скатывается вниз и без проволочек проваливается между напольными решетками, то, по приданию, желание обязательно исполниться. Если с первого раза не получилось, то не отчаивайтесь, всегда есть попытка №2, №3… Каждый из нас загадал, что-то своё личное с уверенностью, что всё загаданное обязательно сбудется. Соприкосновение с высоким искусством навеяло на многих лирические настроения. Кто знает, представится ли еще одна возможность вернуться во Флоренцию... Возможно посредством хорошего кино. Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский задумал снять художественный фильм о Микеланджело, при этом автор сообщил СМИ, что в качестве актеров он будет использовать обычных жителей Флоренции. Думаю, это будет очень интересный опыт. Перед отъездом из Флоренции наш гид подтрунивала над нами: «Куда вы дальше? В Пизу?! О, жители Пизы молятся все ночи напролет, чтобы их знаменитая башня не упала окончательно! Иначе на что же они будут жить? Ведь у них кроме «падающей» баши и посмотреть не на что!». Жители каждого города Италии обязательно подшучивают над другими городами, и гордятся именно своим. Юмор этот незлобный, в нем просто чувствуется преданность и любовь к своему родному городу. Бокал легкого красного тосканского вина с десертом из свежих фруктов подкрепил наши силы, и мы с оптимизмом настроились на новое путешествие – посмотреть на знаменитую Пизанскую башню. Едем в Пизу! (Продолжение следует)
|
|