Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
19.09.2019 / 22:23:08

Мустафо Бафоев: "Музыка – это огромная Вселенная"


Автор крупных сценических произведений, симфоний, ораторий, балетов, камерно-инструментальных сочинений, концертов, более 200 песен и романсов… Творчество заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, лауреата Государственной премии имени Абдуллы Кадыри Мустафо Бафоева отличается широким разнообразием замыслов и драматургических решений. Таково и одно из последних произведений мастера - драма «Томирис», премьера которой состоялась в Узбекском Национальном академическом драматическом театре. Бафоев находится в вечном поиске своего места в музыкальной вселенной. Так рождаются на свет жанры на пересечении культур Востока и Запада, тесно связанные с народным творчеством. 

 

Бесконечно далекий и близкий мифический «властитель пернатых» - Семург приоткрывает завесу тайны в Страну вечности лишь тем, кто прошел через долину исканий, любви, познаний. Эта аллегория, лежащая в основе творения Алишера Навои «Язык птиц», когда-то вдохновила композитора на создание не менее выдающейся музыки. Сродни она и творческому, жизненному пути, полному духовных поисков самого маэстро, который, несмотря на возраст, с завидным постоянством не устает радовать любителей музыки новыми сочинениями.

 

Во многих произведениях композитор возвращается к восстановлению древних ладов, традиционных обрядов. Он создает и новые жанры, например, телебалеты «Нодира», «Гороскоп Улугбека», «Свет из прошлого», телеопера-дастан «Священная Бухара».

 

Особый интерес представляет циклическое произведение «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели (соло), струнного квинтета, ударных и фортепиано, посвященное известному японскому виолончелисту Йо Йо Ма, который ведет активную творческую деятельность в США и дает концерты в разных странах мира. По мнению М. Бафоева, объемное, насыщенное звучание виолончели в большей мере напоминает теплый, мягкий тембр человеческого голоса. В то же время это качество сближает ее со звучанием узбекских народных струнно-смычковых инструментов (сато, кубиз).

 

Нужно отметить, что он, воспевая искренние человеческие чувства дружбы, вносит большой вклад в дело укрепления товарищества между народами. Это произведение впервые прозвучало в 2003 году на международном музыкальном фестивале в Ташкенте «Ильхом ХХ» в исполнении У. Имамова и камерного оркестра. Здесь М. Бафоев мыслит категориями планетарного масштаба и выступает как художник мира. Для композитора Великий шелковый путь в его художественном творчестве служит неисчерпаемым источником для восприятия и осмысления культурного диалога народов.

- Для меня в музыке эталонами являются Бетховен, Бах. Это - вечность, непревзойденная вершина. В «Языке птиц» использовал «Лунную сонату», а в произведении «Абадият» - «Вечность» для камерного оркестра «Согдиана» - 9-ю симфонию Бетховена, которая является, по сути, гимном всему человечеству.

В произведениях всегда стремлюсь использовать общекультурные музыкальные связи - от Дальнего Востока до Средней Азии, - делится композитор. - Если обратиться к древним временам, то можно найти общие связи между нашей культурой и казахской, каракалпакской, алтайской и таджикской. Часто использую в произведениях горловое пение. К примеру, в «Звуках Само» музыка написана для двух исполнителей на ударных инструментах, что связано с древним Востоком.

 

Опираясь на национальные художественные традиции, Мустафо Бафоев существенно обновляет рамки устоявшихся веками жанров. Так, в оперу «Омар Хайям» включены сцены празднования Навруза, что перекликается с детскими воспоминаниями композитора, который, будучи мальчишкой, с друзьями выходил далеко за пределы кишлака под Бухарой и собирал тюльпаны, участвовал в сайиле.

 

После этой оперы, по словам М. Бафоева, написал еще одну – «Небо моей любви», посвященную великому ученому с мировым именем - Фергани. Она до сих пор идет в ГАБТе.

 

- Надеюсь, что восстановят оперу-балет «Омар Хайям», где есть одна очень интересная сцена - беседа со звездами, - отмечает композитор.

 

Посвящены выдающимся личностям и еще два произведения маэстро, где тесно переплетены и создают уникальный синтез народные мотивы, все шесть томов шашмакома и европейская классическая музыка. «Авиценна» идет в Душанбе на таджикском языке, также как и «Борбат». Последний был выдающимся музыкантом своей эпохи, одним из основоположников народного песенного жанра мавриги, сохранившегося по сей день в Бухаре и Хорезме. Мавриги – это уникальный жанр музыкального искусства, присущий древним бухарским традициям, который был широко распространен в XIX веке. Включающий в себя музыку и пение, он привлекает внимание своей утонченностью, насыщенностью колоритными мелодиями.

 

Мустафо Бафоев одним из первых обратился к народной музыке, которая, по его словам, ведет композитора к познанию народной мудрости, души. В свое время он руководил оркестром народных инструментов, был дирижером на радио, использовал отрывки из дастанов на концертах.

 

- Искусство бахши, выдающимся достоянием которого является «Алпомиш» и которому в этом году по инициативе Президента был посвящен международный фестиваль, очень древнее, - говорит композитор. - Сегодня особенно распространено в Сурхандарье, где сказители в качестве аккомпанемента используют домбру. И если раньше произведения бахши звучали в основном в узком семейном кругу, то позже стали организовываться полномасштабные концерты, что придало этому жанру новый импульс развития. Мы не должны забывать свои корни, историю. Большую роль здесь играют и родной язык, на котором звучат произведения бахши, и традиционная музыка, и мастерство импровизации. Этот жанр, хоть и вышел из народа, ни в чем не уступает профессиональным, так как сказитель сочетает в себе умение одновременно быть композитором и поэтом, музыкантом и певцом. Сохранение и приумножение такого бесценного национального богатства - благородная цель, которая сегодня воплощается в жизнь.

 

…Общаешься с этим удивительным человеком и с трудом представляешь себе, что свою судьбу с музыкой он связал не сразу. Когда поступал в Бухарское музыкальное училище в класс гиджака, не знал даже нотной грамоты.

 

- Изначально хотел стать певцом - у меня хороший голос. Но я пришел в 13 лет, на вокал не взяли, сказали, голос будет ломаться, - вспоминает собеседник. - Год учился, не понимая ничего, фактически даром потерял время, пока осознал - это моя профессия - и начал усердно заниматься. И уже со второго курса стал писать музыку, хотя и играл в то время с ошибками, не знал правил. Первыми написал небольшие пьесы - романсы, танец для гиджака, но гармонии тогда не знал, правда, интуитивно чувствовал форму и фактуру.

 

Бафоев особенно выделял вокальную музыку, писал романсы, оперы.

 

- Мне кажется, человеческий голос - самый непосредственный путь к сердцу слушателя, проникновенный и совершенный из всех музыкальных инструментов. Конечно, сейчас пишу очень много инструментальной музыки - это развивает круг выразительных средств, но все же вокальное начало остается первостепенным. Сейчас являюсь автором пяти симфоний и прихожу к мысли о синтезе жанров. Написал более 30 концертов для тамбура, сато и гобоя с симфоническими оркестрами, много хоровых произведений. Ну и, конечно, независимо от жанра, считаю, музыка всегда должна быть современна и вместе с тем традиционна - это то, что будет отличать ее, придаст индивидуальный облик и вдохнет жизнь, - говорит композитор.

 

В планах - выпустить более десяти книг, в основном - учебные пособия, где М. Бафоев хочет обобщить весь накопленный опыт и передать его молодежи.

 

- В вашем творчестве нашли отражение практически все музыкальные жанры, кроме эстрады. Что вы можете сказать о ее сегодняшнем состоянии? - обращаюсь к Мустафо-ака.

 

- У меня есть два произведения, связанных, хоть и не напрямую, с этим жанром. Что касается современной эстрады, мало ее слушаю. Несомненно, здесь есть свои таланты, но, если брать в целом, зачастую это подражание Западу, плагиат, самоучки, не знакомые глубоко с музыкальным искусством. Но, если ты решил связать судьбу с музыкой, не стоит забывать, что это огромная вселенная, в которой всегда есть место полету фантазии.

 

Оксана Кадышева.

Источник: nuz.uz





Другие материалы рубрики

18.09.2019 / 22:01:23

"Италия сегодня"

20 сентября в рамках Международного фестиваля дружбы "Италия-Узбекистан" в арт-галерее "AUTOGRAPH" в сотрудничестве с Республиканским специализированным музыкальным академическим лицеем им. В.А.Успенского пройдет музыкальный вечер и выставка "Италия сегодня". Далее...

18.09.2019 / 16:01:30

ФЕСТИВАЛЬ ШАШМАКОМА В ИЗРАИЛЕ

14 сентября 2019 года в рамках празднования в Израиле 28-й годовщины государственной Независимости Республики Узбекистан во Дворце культуры г.Рамле состоялся четвертый международный фестиваль шашмакома. Далее...

17.09.2019 / 12:56:13

Открытие XIY концертного сезона в епархии РПЦ: "Да будут все едино…"

Под этим замечательным девизом в большом конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви в присутствии многочисленных зрителей по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия состоялось открытие XIY цикла просветительских музыкально-литературных вечеров, посвящённых единению культур и традиций народов нашей страны и мира. Далее...

15.09.2019 / 15:04:39

Браво, Муборак!

С огромной радостью встретила музыкальная общественность нашей страны награждение медалью "Шухрат" художественного руководителя коллектива оркестра "Ёш истеъдод" ("Юные дарования") Государственной филармонии Узбекистана Муборак Бахруллаевну Лутфуллаеву за весомый вклад в повышение культуры и духовности народа, воспитание молодого поколения, пропаганду национальной и мировой музыкальной классики и современной музыки. Далее...

13.09.2019 / 22:19:25

У БРАНДЕНБУРГСКИХ ВОРОТ БЕРЛИНА ОРГАНИЗОВАНА ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЗБЕКИСТАНА

Вэти дни коллектив Узбекского Государственного камерного оркестра национальных инструментов "Согдиана" под руководством заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Фирузы Абдурахимовой при содействии Госкомтуризма нашей страны находится с гастролями в Германии. Далее...





14.11.2019 / 21:30:01
II Ташкентской международной биеннале прикладного искусства "ЧЕЛОВЕК. СРЕДА. ИСКУССТВО". День за днем
 
14.11.2019 / 09:00:10
Выставка "Энергия Шелкового пути: Прекрасный Китай"
 


17.11.2019 / 18:53:51
В Молодежном театре Узбекистана состоялась творческая встреча с театральным критиком из Санкт-Петербурга, членом экспертного совета театрального фестиваля "Золотая маска" Татьяной Сергеевной Ткач
 
16.11.2019 / 23:20:52
Репертуар Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на декабрь-2019
 


10.11.2019 / 21:37:52
Премьера документального музыкального фильма "Манас Левиев. Очарован тобой".
 
08.11.2019 / 14:22:31
Жерар Депардье посетил Центр исламской цивилизации в Ташкенте
 


14.11.2019 / 09:11:02
Быстрее, выше, стройнее, или Как жить со вкусом. Разговор с Алексеем Ягудиным и Артемом Лосевым
 
31.10.2019 / 00:21:50
"Наставникам… за благо воздадим". К 90-летнему юбилею Я.Н. Засурского
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте