13-я Международная выставка «Отопление, Вентиляция, Кондиционирование, Водоснабжение, Сантехника, Бассейны, Технологии по охране окружающей среды и Возобновляемые источники энергии – Aquatherm® Tashkent 2025» - это демонстрация комплекса технологических решений, предназначенных для поддержания комфортного микроклимата в самых разных зданиях и помещениях.
Основные тенденции современного рынка HVAC включают повышение энергоэффективности, интеграцию «умных» технологий, а также улучшение и стабилизацию цепочек поставок. Выставка, развернувшая свою экспозицию в национальном выставочном комплексе НВК «Узэкспоцентр» еще раз убедительно доказала, что современному миру необходимы комфортные условия для жизнедеятельности в быту и на работе. Выставка демонстрирует технологические возможности, которые необходимы сегодня человеку, что бы ему было тепло в холодные дни и прохладно в жару. Для этого специалистами отрасли разрабатываются, производятся и совершенствуются современные подходы к организации благоприятной среды для работы, отдыха и производственных процессов. А для того, что бы производители и потребители данного продукта успешно встретились, им, традиционно помогают профессионалы высокого уровня, организаторы выставки - Международная выставочная компания Iteca Exhibitions и её партнер ICA Eurasia Group.

По информации организаторов, участники выставки – это 175 компаний из 13 стран. Не смотря на то, что вся продукция, представленная на экспозициях, подобрана по разделам, в ходе знакомства с продукцией производителей из разных стран мира, просматривалась единая система, которая обеспечивает безопасность жизни и здоровья человека. Экспозиции демонстрировали весь спектр оборудования, предназначенный для регулирования температуры и влажности в помещении, подачу чистого воздуха, удаления отработанных газов, фильтрации, для создания оптимального микроклимата для людей, животных, растений и многое другое.
Узбекский рынок HVAC оборудования был представлен уже известными в отрасли компаниями, неоднократно принимавшие участие в выставке, а так же дебютантами, среди которых, например, компания UniVent. Компания предлагает широкий ассортимент промышленной и бытовой вентиляции, от мощных промышленных вентиляторов до компактных бытовых вытяжек. Среди отечественных участников выставки такие компании, как Midea, Climadens PRO, HAWAS, HAIER, представительства зарубежных компаний Grundfos, Ecodense и многие другие. Например, компания JIP Group , о которой рассказал ее представитель Орифжон КОМИЛОВ: - Основная деятельность компании: производство полипропиленовых труб, полиэтиленовых и ПВХ трубопроводов для внутренних и наружных сетей инженерных коммуникаций. Широкий спектр фитингов, тройников, отводов, муфт и адаптеров для качественного и крепежного монтажа полимерных трубных систем и многое другое. При изготовлении используется высококачественное сырье и материалы из Кореи. Компания оснащена измерительными приборами и оборудованием для тестирования продукции из полимерных материалов ведущих европейских компаний. Наши партнеры – регионы Узбекистана. Продукция успешно экспортируется в страны СНГ - Россию, Казахстан, а так же в Афганистан и др. Также компания является ведущим производителем пластмассовых товаров в Узбекистане. Мы предлагаем больше 200 наименований продукции для дома, сада и народного потребления. В свою очередь, представитель компании VESSEN Джамшид САИДОВ ознакомил с представленной на экспозиции продукцией и рассказал о ее преимуществах. Компания поставляет на рынок Узбекистана более 60-ти наименований продукции, среди которых двухконтурные котлы, радиаторы, сварочные аппараты, системы охлаждения и вентиляции, гидравлические разделители, пластиковые изделия и многое другое.
В работе выставки принимают участие компании: Daboo Sanat ( Иран), Ruck Ventilatoren (Германия), Азертехнолайн (Азербайджан), Keruen Plus, ТОО (Казахстан), Nupi Industrie Italiane S.p.A. (Италия), компании из Беларуси, ОАЭ, Гонконга, Турции, Чехии и, разумеется, компании из Китая, количество которых, впрочем, как и всегда, впечатляет.
Одним из посещаемых стендов выставки Aquatherm® Tashkent 2025 стал коллективный стенд Российской Федерации, организованный Фондом поддержки ВЭД Московской области на котором были представлены региональные экспозиции четырех субъектов РФ: Московской, Ульяновской, Калужской областей и Пермского края. Было заметно, что многие посетители уже знакомы с продукцией российских производителей и были готовы продолжить начатые раньше деловые контакты.
Региональный стенд России представил продукцию производителей радиаторов и котлов центрального отопления, гибкой подводки для воды и газа, полимеров и композиций на их основе и многое другое. По словам руководителя Российской экспозиции Дмитрия ГЕРАСИМОВА, организатором международных мероприятий в Узбекистане выступает Фонд поддержки ВЭД Московской области. Только за 2025 год предприятия российских регионов были представлены на отраслевых выставках UzBuild, UzFood, Power Uzbekistan, а также в рамках деловой программы ИННОПРОМ Центральная Азия. В данном секторе, отметил он, растет спрос на энергоэффективность и умные системы. Интерес к энергосберегающим технологиям и "умным" системам управления HVAC обусловлен стремлением к снижению эксплуатационных расходов и модернизации объектов. Сегодня российские компании активно разрабатывают и внедряют собственные технологии, что стимулирует развитие местных производителей.
Например, компания BROSK из Калужской области, о которой сказал ее представитель Николай КОЛЫГИН:
- BROSK - производитель высокотехнологичных тепловых насосов, умных климатических машин. Компания успешно работает на рынках России с 1995 года в области энергоэффективного оборудования для комфортного обогрева, бесперебойного горячего водоснабжения и кондиционирования. Основное направление деятельности – развитие современных геотермальных систем отопления, разработка и внедрение инновационных технологий. Мы одни из лидеров российского рынка тепловых насосов, как по производству, так и по установке.
Следующий участник российского стенда - компания TURKOV производит вентиляционное оборудование энергоэффективных климатических систем. Также здесь производят приточные установки, вытяжные установки, канальное оборудование, конденсационные осушители, климатическое оборудование для бассейнов. Продукция адаптирована под любые климатические условия - от влажности Черноморского побережья до морозов Крайнего Севера. Специалисты подберут вентиляцию с учётом климата региона и индивидуальных условий эксплуатации. Теперь установки TURKOV подключаются к системе «Умного дома» от Яндекс и управляются через приложение вручную и с помощью голосового помощника.
Компания ДРУГОЙ КЛИМАТ, (Ульяновская область) совместное Российско-корейское предприятие по производству климатического оборудования Основной вид деятельности - производство теплообменных устройств, оборудования для кондиционирования воздуха промышленного холодильного и морозильного оборудования, производство оборудования для фильтрования и очистки газов. На выставке компания представила газовые обогреватели, мобильные кондиционеры, длинноволновые инфракрасные дизельные обогреватели и промышленные осушители
О том, какое внимание уделяют компании - производители защите окружающей среды и производству экологически чистой продукции рассказала Анна НИКИТИНА, представитель завода сорбентов - Уралхимсор» (Пермь):
- «УралХимСорб» с 2003 года является единственным разработчиком и производителем большинства марок активированных углей в России и странах СНГ. Более 20 лет мы в числе первых по производству угольных сорбентов. Мы создаем качественный продукт, позволяющий удовлетворять потребность рынка. Наша технология активации древесного угля позволяет изготавливать активированный уголь из древесины березы, без попадания продуктов сгорания в продуктовый канал, а значит, без попадания на сам продукт.. Завод владеет уникальной технологией производства Sorb Tech. При активации древесных углей мы используем огонь, воду и воздух. Это позволяет изготавливать экологически чистый сорбент. Предприятие является единственным в России, которому удалось получить активированный уголь, без выбросов в атмосферу продуктов сгорания инородного топлива. Наши заказчики: ликероводочные заводы, водоканалы, предприятия пищевой промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, химические, металлургические, сельскохозяйственные предприятия, ТЭЦ, ГРЭС, АЭС. Осуществляем экспорт продукции за рубеж.
Драйвером для рынка HVAC является рост в сегменте жилой и коммерческой недвижимости. Об этом свидетельствует заинтересованность производителей в выпуске изделий домашнего пользования. Например, компания ULGRAN (г. Ульяновск) о которой рассказал руководитель отдела продаж компании Федор АКУЛОВ:
- Компания основана в 2010 году. Мы производим кухонные мойки и раковины из высококачественного экологического сырья. Производственные мощности позволяют выпускать до 100 тыс. единиц продукции в месяц. У нас есть собственный отдел логистики, позволяющий клиентам экономить на доставке. Помимо этого, оказываем маркетинговую поддержку всем дилерам и поощряем тех, у кого высокие показатели продаж. Сотрудничаем с дилерами, как в России, так и за рубежом. Осуществляем экспорт в более, чем 15 зарубежных стран.
О выпускаемой продукции компании TERMINUS рассказал менеджер по ВЭД компании Антон СКРИПЧЕНКО:
- Продукция нашей компании – полотенцесушители. Благодаря высокому качеству изготовления и долговечности при эксплуатации, наша продукция пользуются большим спросом на рынке Важное преимуществом, благодаря которому отличается продукция бренда, является то, что она изготавливается из специализированных труб толщиной не менее 2 мм. Это означает, что полотенцесушители Terminus обладают высокой прочностью, устойчивы к резкому перепаду давления в системе ГВС (горячего водоснабжения). Предлагаем порядка 200 моделей, которые различаются по принципу функционирования, и по типу подключения и дизайну. Базовое разделение проходит между изделиями, работающими только от воды и теми, что расходуют электричество.
По мнению посетителей выставки, специалистов и экспертов отрасли, рынок находится в фазе трансформации, где ключевую роль играет способность компаний адаптироваться к новым условиям и предлагать конкурентоспособную продукцию. Спрос на оборудование будет сохраняться, однако его динамика будет зависеть от доступности и стоимости импортных компонентов, а также от темпов импортозамещения.
Дилором ЗАКИРОВА.