Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.07.2021 / 14:26:11

О недавней постановке в ГАБТе им. А. Навои Андрисом Лиепа балета "Баядерка"


Среди тех изданий, которые вызывают интерес у наших посетителей, свое определенное место занимает информационно-развлекательный журнал «Zoom”. В одном из последних номеров обращают на себя внимание статьи и материалы, посвященные жизни и творчеству ряда выдающихся деятелей культуры и искусства.

Представляем статью Марии Коровиной о недавней постановке в ГАБТе им.А. Навои Андрисом Лиепа балета «Баядерка»

Всегда очень волнительно побывать на премьере. И тем более, увидеть спектакль, который до настоящего времени не ставился в полной версии в Узбекистане. Я о балете Людвига Минкуса «Баядерка». Среди тех журналов, которые впервые, подчёркиваю, впервые он был представлен на ташкентской сцене в постановке Андриса Лиепы, народного артиста России, а теперь и главного балетмейстера, и худрука балетной труппы Большого театра имени Навои. Андрис Лиепа ввёл у нас прекрасную традицию - выходить перед началом спектакля к зрителям, приветствовать и погружать их в историю постановки. (Вплоть до пересказа либретто). Так было перед нашумевшими зимними премьерами одноактных балетов «Жар-птица» и «Шехерезада». Так было и перед началом «Баядерки». Легкой, пружинистой походкой стильный Лиепа с небрежно наброшенным на строгий костюм кашне подошёл к оркестровой яме, взял в руки микрофон, оглядел зал и порадовался, что полны партер, амфитеатр, балконы, ложи…

В этот вечер был самый настоящий аншлаг! Среди зрителей — сенатор Бахтиёр Сайфуллаев, кинорежиссёры Али Хамраев и Алиаскар Фатхуллин с супругами, в прошлом балеринами, журналисты зарубежных изданий, известный американский кинодокументалист, знаменитый фотограф из Таиланда, немало иностранных гостей и туристов (в антракте была слышна английская, немецкая, японская, испанская, болгарская речь). Предваряя новый спектакль, Андрис Лиепа сказал, что это посвящение 200-летию со дня рождения величайшего балетмейстера 19-20 веков Мариуса Петипа:

- Есть разные редакции этого балета, вы же увидите постановку именно в первозданном варианте, с сохранённой оригинальной хореографией Мариуса Ивановича, я же, как режиссёр, только немного реставрировал этот спектакль, который впервые в 1877 году был показан в Большом театре Петербурга, а затем вошёл в репертуар Мариинского театра.

Отметив, что никогда до этого «Баядерка» не ставилась в Ташкенте, Лиепа, справедливости ради, подчеркнул, что в далекие 60-годы прошлого века в театре Навои было показано лишь одно из действий, а именно финальная балетная сюита «Тени».

Теперь о названии балета, действие которого разворачивается в Индии и главными героями которого являются прелестная танцовщица Никия и её возлюбленный, доблестный воин Салор.

Баядерками называли индийских девушек, которые служили танцовщицами в храмах, куда их отдавали родители по причине того, что они были нелюбимыми и нежеланными.

«Баядерас» - так называлась и популярная индийская группа, которую впервые в 1839 году в Париже увидел Теофил Готье. Он впечатлился танцами солистки Амани, много упоминал о ней в своём творчестве. Спустя какое-то время, узнав о самоубийстве примы, был глубоко потрясён. В память об Амани Теофил Готье написал либретто к балету «Шакунтала» (так, кстати, называлась драма древнеиндийского поэта Калидасы). В то время был огромный интерес к экзотичному Востоку и Петипа тоже обратился к притягательной моде на восточную культуру (в частности, на индийскую). Правда, за литературную основу он взял сразу два произведения - и драму древнеиндийского поэта Калидасы и балладу Гёте «Бог и баядерка». Так на основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа удалось создать красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. Разработчиком либретто тогда были он сам, а также драматург Сергей Худеков. Автором музыки австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр – Людвиг Минкус.

«Баядерка» стала одним из самых знаменитых произведений композитора. И вот теперь этот прославленный балет - в репертуаре Большого театра Узбекистана им. А. Навои.

Было уже два премьерных показа. Мы с моей подругой, искусствоведом Эльмирой Ахмедовой, попали на вторую премьеру.

  Как сказал директор театра Махмуд Муминович Муратов, которого, кстати, Андрис Лиепа поблагодарил за активное содействие в постановке «Баядерки» в Ташкенте, заметил: сегодня у нас в основном задействован второй состав. Не могу судить о первом составе, не видела в этом спектакле ни Надиру Хамраеву, ни Улугбека Олимова, хотя и слышала хорошие отзывы. Зато Ширин Хасанова (Никия) - нежная, воздушная, чувственная, с высокими прыжками и Бекзод Акимбаев (Солор) - достойны похвал! Понравились и верховный брамин (Андрей Немировский), Дугманта, раджа (Замир Фузлутов), Газатти, его дочь (Мадина Юсупова), Золотой божок (Сардор Садинов). Каждое движение их танца было продумано до мельчайших подробностей! И каждый отдельный персонаж был наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал чувства, мысли и переживания.

Будь- то баядерки, брамины, слуги, воины, факиры, охотники, музыканты. В спектакле вместе с артистами балета самого театра были задействованы и учащиеся Высшей школы хореографии и танца. (Для них - это прекрасная школа, уверена, они будут совершенствоваться и исправят отдельные шероховатости). Как говорится, «и опыт - сын ошибок трудных...»

Сюжет «Баядерки» до банальности простой, как и сценарии индийских фильмов.

Это красивая история, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами,

о страсти и любви, верности и предательстве. Но рассказанная языком танца и телодвижений эта история полна драматизма и трагизма. Зрителю как бы задается сложный вопрос – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Андрис Лиепа немного структурировал постановку:

чуть-чуть ее сократил (она идёт в двух актах), хотя считает, что укрупнять и удлинять спектакли нельзя. Но он сделал это, отдавая дань времени и современному зрителю, не привыкшему более трёх часов смотреть балет. Спектакль получился ярким, динамичным и колоритным. Можно с уверенностью сказать, что он органично лёг в репертуар театра Навои.

Декорации, оркестр впечатлили! Вообще музыкальная часть была невероятно подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединились драма и лирика. Кроме того, оркестр ( дирижёр Бобомурад Худайкулов) очень тонко следовал за хореографией, а может наоборот, артисты балета за музыкой.

«Баядерка» в Ташкенте сопровождалась овациями. И в том, что этот балетный спектакль стал настоящим культурным событием заслуга и самого Андриса Лиепы, и его многочисленных помощников. Их тоже хочется отметить. Это художник по костюмам – заслуженный художник Российской Федерации Вячеслав Окунев; художник Лобар Палванова; художник-технолог – Елена Нецветаева-Долгалёва (Россия); ассистенты хореографа-постановщика — заслуженная артистка Российской Федерации Светлана Романова, Мария Левицкая (Россия); музыкальный руководитель и дирижёр — заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов; дирижёр симфонического оркестра ГАБТ им. Навои – Бобомурод Худайкулов. Когда- то в начале 20 века, гастроли в Европу и Америку с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева принесли славу русскому балету. Кто знает, может и узбекский балет, благодаря сегодняшним переменам, займёт свою достойную нишу в мировом искусстве?

Потенциал, как считает сам Андрис Лиепа, есть!





Другие материалы рубрики

20.07.2021 / 00:04:26

Неслучайные случайности: творческий портрет Виолетты Бондяс-ведущей солистки ГАБТ им. А. Навои

Есть судьбы, путь которых предрешён ещё на небесах. Словно ведомые свыше, они приходят на землю и воплощают в жизнь божье благословение. Так и в нашем случае. Двери неба открываются и всё нереальное становится реальным Далее...

09.07.2021 / 21:24:43

В продолжение темы. Молодёжный театр. 93-й сезон. Финал Итоги сезона глазами зрителя

Студенты МГУ им. Ломоносова и Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина (ташкентские филиалы) о театре: "Прекрасный театр, декорации, профессиональная игра актёров! Сразу виден их труд и опыт. И всё это ради нас, зрителей. За что им огромная благодарность! Масса удовольствия и эмоций от просмотра! Надеюсь, что будут ещё интересные постановки. Далее...

08.07.2021 / 21:49:53

Молодёжный театр. 93-й сезон. Финал Итоги сезона глазами зрителя

Можно с уверенностью сказать, что завершившийся сезон стал яркой страницей в истории старейшего театра Узбекистана. Несмотря на сложности сегодняшнего дня, когда правила игры менялись на ходу, коллектив "Молодёжки" отработал в этом году по максимуму. На их счету: участие во втором Международном фестивале русских театров в Москве, значительное обновление репертуара – четыре очень разные и интересные премьеры, масштабные международные проекты! Какой ещё ташкентский театр может похвалиться такими результатами? Далее...

06.07.2021 / 19:03:41

Театральный сезон ГАРДТ Узбекистана завершился комедией "Аромат любви", вызвавшей зрительские дебаты…

Государственный академический русский драматический театр Узбекистана завершил театральный сезон общественным просмотром 30. 06. 21 комедии "Аромат любви" по пьесе "Мисс Америка из Арканзаса" современного американского драматурга и сценариста Марвина Нила Саймона (1927 — 2018). Далее...

04.07.2021 / 08:47:09

"Приключения Буратино" на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Весёлый Буратино впервые взошёл на сцену Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, чтобы покорить маленьких, да и взрослых зрителей забавными приключениями деревянной куклы, которые сотрясают мир без малого целое столетие. Далее...





13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте