Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
08.09.2025 / 11:58:16

"Дон Хуан": последний приют любви



В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 06.09.2025 состоялась премьера учебно-экспериментального музыкального спектакля-притчи «Дон Хуан». Зрители, пришедшие на спектакль, скорее всего, предвкушали увидеть на сцене любимого театра острую комедию о любовных похождениях легендарного испанца, ненасытного обольстителя женщин, ставшего наряду с Фаустом Гёте самым популярным героем в мировой литературе. К притягательному противоречивому образу женского обольстителя на протяжении веков обращались: Тирсо де Молина, Ж.- Б. Мольер, А. С. Пушкин, Дж. Г. Байрон, В.-А. Моцарт, А.С. Даргомыжский, К. Чапек, Н. Гумилёв, Э. Радзинский, С. Алёшин и многие другие авторы, которых интересовала личность Дона Жуана. В пьесе Леонида Жуховицкого его зовут на старый испанский манер - сеньором Хуаном.

А главной темой автор выбирает не любовные похождения испанца, а итог жизни легендарного героя и её осмысление. Не все зрители были готовы к такому повороту сюжета-перевертыша, поэтому особенно волновались режиссёр-постановщик – заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов и солисты, занятые в спектакле: Хуан - Игорь Бухаидзе; Эльвира - Феруза Мирзалиева; Карлос – заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков; Каталина - Елена Баронина; Хозяин гостиницы - Максим Воланский; Матильда - Рузанна Акубжанова; Михо-поэт - Иван Баронин; Исполнитель - заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов, которому пришлось совмещать обязанности режиссёра и мастерство актёра в этом спектакле.

В эксклюзивной беседе со мной Фируз Саадиевич рассказал немного о себе и своём новом проекте. Он родился первого декабря 1950 года.
После окончания в 1974 году Ташкентского государственного института культуры с 1975 года работал актёром в Ферганском русском драматическом театре. С 1994 по 1996 гг. служил в Государственном академическом русском драматическом театре. В ГТМК (оперетты) Узбекистана пришёл в 2000 году и за четверть века сыграл здесь множество великолепных ролей в классических и современных спектаклях; автор несколько детских музыкальных сказок: «Озорной джинн», «Главный гость на Новогодней ёлке» и др.

- Как возник замысел поставить современный спектакль на старую тему о любви и её разочарованиях?
- Вероятно, эту пьесу можно играть в исторических костюмах. Вероятно, её можно осовременить. Что касается автора, он не стремился следовать истории и не стремился уклониться от неё. Он видел свою задачу в ином: попытаться понять, почему из множества мужчин, во все времена любивших женщин, память человеческая сохранила именно Дон Хуана...
Я вместе с артистами нашего театра тоже пытаемся разгадать эту тайну и ещё в большей степени предлагаем сделать это самим зрителям в ходе сценического двухчасового действия. Об этом спектакле я мечтал давно. Мне было интересно показать взаимоотношения между людьми, и в частности, между мужчиной и женщиной: как складывается семья, почему сходятся и расходятся люди, порой не способные соблюдать в личной жизни и в браке вековые человеческие ценности и нравственные устои?
Мне интересно было бы узнать, что наши зрители вынесут из этой истории? У нас было много дискуссий с актёрами по поводу личности Дон Хуана: почему он актуален сегодня? Мы внесли своё видение в продолжение классического Дон Хуана.

- Чем отличается ваш музыкальный спектакль от других современных постановок, в частности, Э. Радзинского и С. Алёшина?
"Дон Хуан» Леонида Жуховицкого относится к мюзиклу «Дон Жуан. Нерассказанная история», основанному на пьесе российского драматурга «Последняя женщина сеньора Хуана». У нас получился, прежде всего, драматический спектакль, который мы впоследствии насытили музыкой. Передо мной также стояла педагогическая задача: подтянуть наших молодых солистов, чтобы установить баланс между их актёрским и вокальным мастерством. Мы готовили спектакль почти полгода. Если зрители его хорошо примут – он войдёт в постоянный репертуар театра. У этого музыкального спектакля большой творческий потенциал.
С ведущим солистом ГТМК (оперетты) Узбекистана Игорем Бухаидзе, исполнителем главной роли, мы смогли поговорить в гримёрной за несколько минут до начала спектакля. Он уже был в костюме – Дон Хуана, а значит, в художественном образе – во всяком случае, тень немолодого 50-летнего синьора, уставшего от своих похождений, невольно присутствовала в нашей беседе.

- Чем привлекателен для Вас образ сеньора Хуана?
- Я сейчас испытываю волнующий момент, так как настраиваюсь на премьерный спектакль и мою роль в нём. Одновременно я испытываю профессиональное спокойствие, т.к. все задачи обозначены – надо только лучшим образом их решить на сцене. Я готов к спектаклю, но волнение, как всегда, присутствует во мне.
Это моя вторая роль Дон Жуана. В нашем театре оперетты я воплощал его в спектакле «Возвращение Дон Жуана» по пьесе Эдварда Радзинского «Продолжение Дон Жуана». Мне приходилось также играть одного из друзей Командора в ГАРДТ Узбекистана в спектакле «Страсти по-испански» по мотивам пьесы Самуила Алёшина «Тогда в Севилье». Сегодня я буду играть совершенно другого Хуана. Это собирательный образ. Это не повеса и распутник, а человек, уставший от всех своих романтических увлечений и погони за новыми страстями. Он ищет тихого пристанища в глухой, Богом забытой деревеньке. Именно там его настигают брошенная 20 лет назад жена Эльвира, воин-мститель Карлос и загадочный Исполнитель. Каждый хочет убить Хуана, и у каждого для этого очень веские причины.

- Для вас Дон Хуан – созидатель или разрушитель в нынешнем спектакле?
Для меня лично он, скорее всего, созидатель. Это спектакль не о зле и губительной страсти, а о стремлении к идеалу любви и добра. Он ищет свою единственную любовь. Трудно быть счастливым, но если очень сильно захотеть, то всё возможно. Для него «любовь – это новая вселенная, когда задыхаются не от страсти, а от нежности». Он остаётся в поиске до конца своей сумбурной жизни.

Чем Дон Хуан интересен зрителю в XXI веке, на ваш взгляд?
- Его стремление сделать всех счастливыми у него не могло получиться, но он к этому стремился. По сути, главный поступок Хуана, – самопожертвование ради спасения двух женщин, - дословное следование новому мифу, только что придуманному поэтом Михо. Ведь для общества «Каменный идол уже утащил Дона Хуана в ад», так что остаётся только последовать за палачом – Исполнителем, воплощающим систему официальных нравов и запретов на свободу любви.
Пьесу о закате знаменитого соблазнителя Леонид Жуховицкий считает своей лучшей. Вот что сам драматург говорит о ней: «Быть соблазнителем — занятие довольно неумное. Ну, отщёлкал на счетах первую сотню — успокойся. План выполнен. Почему же Дон Жуан продолжал? Потому что его предназначение — несчастливых женщин делать счастливыми. В этом талант Дон Жуана, секрет успеха и смысл жизни. Пускай на одну ночь, но женщины чувствовали себя любящими и любимыми. А потом он терял к ним интерес — как лекарь к здоровым».

По мнению опрошенных зрителей после премьеры, спектакль публике понравился, даже у некоторых театральных любителей вызвал слёзы сочувствия Дон Хуану, которого из мифического героя смог по-человечески и артистично оживить на сцене Игорь Бухаидзе. Но в целом, постановке не хватает живых эмоций и музыкальности. Музыкальный фон на испанскую тему и единичные арии Каталины («Колыбельная»), Матильды, Эльвиры не делают спектакль полноценно музыкальным. Он достаточно суховат: бесконечные жалобы главного персонажа на усталость и его резонёрские монологи о любви в отсутствие самой любви не добавляют эмоциональных чувственных красок постановке. Звукорежиссёру надо побеспокоиться, чтобы громче звучали голоса актёров в зал, особенно Каталины-служанки, которую в начале спектакля почти совсем не слышно. Хореографическая сценка (балетмейстер – постановщик Гульмира Мамбекова) без лишних слов воплощает последний роман главного героя с Католиной и создаёт в зале катарсическую атмосферу и вполне убеждает: «Все знают, что женщина, до которой дотронется сеньор Хуан, станет красивой и желанной».
Несмотря на мелкие недочёты, зрители морем цветов и громкими овациями поздравили артистов с появлением на афише нового качественного зрительского музыкального спектакля и таким образом отметили новое возвращение Дон Хуана на подмостки ГТМК (оперетты) Узбекистана.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото предоставил ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

 





Другие материалы рубрики

07.09.2025 / 18:55:23

Волшебная флейта Баходыра Юлдашева (Музыка в творчестве режиссера)

Сегодня 80 лет со дня рождения Баходыра Юлдашева Далее...

02.09.2025 / 12:54:08

"Там, где поёт Легар…"

Новый 53-ий театральный сезон открылся в ГТМК (оперетты) Узбекистана гала-концертом с загадочным названием: "Там, где поёт Легар…". Франц Лега́р (1870-1947) — венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Далее...

23.08.2025 / 09:52:54

12 сентября театр Марка Вайля "Ильхом" открывает юбилейный — 50-й — сезон премьерой спектакля Александра Плотникова "Двадцать дней без войны".

Как говорить о войне языком искусства, если она последовательно доказывает непередаваемость и непереводимость военного опыта? В кинофильме "20 дней без войны" режиссёр Алексей Герман отвечает на этот вопрос вычитанием: и говорит о войне средствами её отсутствия в кадре. Далее...

21.08.2025 / 12:31:36

19 августа в Государственном академическом Большом театре Узбекистана имени Алишера Навои прошла встреча коллектива с первым заместителем министра культуры Узбекистана Авазхоном Таджихановым.

На встрече обсуждали, как выполняются поставленные задачи и поручения — что уже сделано и что ещё требует внимания. Также обсуждали важные для театра проблемы и вместе искали возможные пути решения. Далее...

19.08.2025 / 01:57:53

Директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, Заслуженный артист Узбекистана Алибек Кабдурахманов провёл встречу-знакомство с коллективом театра.

В ходе беседы он представил свои цели и задачи, поделился видением перспектив развития театра, а также внимательно выслушал пожелания сотрудников. Далее...





05.09.2025 / 14:53:03
Завершился отборочный этап XXI Казанского международного кинофестиваля "Алтын минбар" .Узбекистан на фестивале представляет фильм "Мгновения вечности", снятый режиссером Наврузой Бийназовой ( худ. руководитель Али Хамраев)
 
04.09.2025 / 13:21:05
В клубе Retro Film (б Панорамный) прошли показы документальных фильмов об академике Кары-Ниязове , композиторе Сулеймане Юдакове и других картин
 


09.06.2025 / 16:44:07
5 скрытых причин, почему вы плохо спите и как это исправить. Чем опасны ночные пробуждения?
 
02.06.2025 / 10:24:24
"Он берег её память": Александр Жигарев и последняя весна Анны Герман
 


06.09.2025 / 21:48:07
Андрей СЛОНИМ. Сказочка просто так…
 
02.09.2025 / 13:30:34
ВПЕРВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЙ УЗБЕКИСТАН ЗАВОЕВЫВАЕТ СЕРДЦА САМЫХ ЮНЫХ БРИТАНСКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
 


19.08.2025 / 01:50:34
АНГЕЛИНА ОДНОЛЬКО. ЧУДО ВОДЫ, ЧТО ЛЬЕТСЯ ИЗ КРАНА
 
17.08.2025 / 20:53:33
Уход за собой, Окружающее пространство, Ментальное здоровье,
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте