Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
29.09.2025 / 14:23:08
Классика и современность на одной сцене: Театр из Астаны в узбекской столице![]()
Два дня подряд - 23/24.09.2025 - в ГТМК (оперетты) Узбекистана стоял ажиотаж. На его сцене выступил Государственный академический русский театр им. А.М. Горького из Астаны, открывающий в этом году 125-й театральный сезон. Он привёз сразу три спектакля. В первый день гастролей дети порадовались утреннему спектаклю - сказке Татьяны Уфимцевой «Щелкунчик» в драматической версии режиссёра Людмилы Крючковой по мотивам всемирно известной истории Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В этот же вечер ташкентские зрители, среди которых были школьники, увидели современную постановку бессмертного романа в стихах: «А.С. Пушкин. “Евгений Онегин”. Сцены из романа. Наши дни» – в новой редакции режиссёра Юрия Квятковского (Москва). Гастроли Государственного академического русского театра им. А.М. Горького из Астаны в Ташкенте завершились показом современной комедии "Господин Журден – пустота в бархате" по мотивам пьесы Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве" в переводе Н. Любимова. Я попросила директора Государственного академического русского театра драмы им. А.М. Горького Айболата Жаудыра Жангалиевича рассказать подробней о творческом коллективе и о нынешних гастролях в Узбекистане. Вот что он, в частности, по этому поводу отметил: - Наш театр был основан в 1899 году и занимает особое место в культурной жизни Астаны и всего Казахстана. За свою более чем вековую историю он стал подлинной школой актёрского мастерства и сценической культуры, где классика и современность существуют в постоянном диалоге
Наш репертуар очень разнообразный по тематике, жанру и географии: это комедии, трагедии, драмы, сказки для детей и взрослых русских, казахских и западных классиков. Наш большой юбилей мы открыли гастролями в Узбекистан, куда мы приехали впервые. Завершив показ наших спектаклей в Ташкенте, мы продолжим гастроли в Самарканде 26 и 27 сентября 2025 года на сцене областного русского театра драмы и далее двинемся в Россию. Таким образом мы не только обмениваемся творческим опытом, но и укрепляем вековые культурные и дружеские связи между нашими народами. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сцены из романа. Наши дни. Новая редакция
Роман в стихах Пушкина публиковался между 1822 и 1831 годами, окончательная его редакция вышла в свет в 1833 году.
Режиссёр-постановщик ГАБТ Узбекистана имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана, А.Е. Слоним поделился своими размышлениями об этом новаторском оперном шедевре в истории мировой музыки:
Создавая «Евгения Онегина», Александр Сергеевич Пушкин совершил самую настоящую революцию, перенеся «роман в стихах» из среды чисто литературной непосредственно в среду повседневную, знакомую каждому. Роман обрёл неповторимые краски и интонации, а автор доверительно беседовал с читателем, порой даже играя с ним, обманывая его ожидания. Горьковский «Евгений Онегин» – это невероятное переплетение временных пространств. Актёры при этом пытаются сохранить высокий уровень художественности произведения мировой классики. Спектакль поставлен в современном ключе. Ведь что может быть интереснее, чем «Онегин наших дней»? Удивительно яркий и философский, пронзительно искренний и дерзкий, с современным пластическим и музыкальным решением, спектакль сохранил в себе первоисточник великолепного пушкинского стиха – он стал одним из героев спектакля, сплетясь с современной культурой: слова классика здесь приобрели современные ритмы и форматы, использована клубная музыка, гаджеты, видеоблогинг.
Исполнитель главной роли Максим Ященко на вопрос, как он понимает образ Евгения Онегина в новой редакции, дал полноценный искренний ответ: - Этот спектакль призван стимулировать подростков и молодёжь изучать литературные шедевры. Наш спектакль доказывает, что классика не теряет своей актуальности. Современные детали помогают жителям ХХI в. узнать свои собственные черты в книжных героях. Кареты сменились на автомобили, электромобили, свечи – на электричество, но взаимоотношения людей, их любовь, дружба, ненависть, искренность и предательство остались неизменёнными для разных поколений. Зрители задаются вопросом по поводу необычного финала спектакля: Онегин играет в пинг-понг с самим собой и измазывает глиной лицо, как будто превращается в монстра от несостоявшейся любви и одиночества. В конце спектакля автор (Илья Соболев) и зритель-школьник (Самир Хабибулин) прощаются с Евгением Онегиным: «Прости ж и ты, мой спутник странный…» Ташкентские зрители хорошо знакомы с пушкинской тематикой. Это опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в ГАБТе Узбекистана имени А. Навои в академической постановке Андрея Слонима и другие постановки.
Театральная Пушкиниана в узбекской столице отныне дополнилась новым спектаклем «Евгений Онегин» режиссёра-постановщика Юрия Квятковского (Россия) и успешно воплотила и доходчиво объяснила нам до конца не распознанную мысль Аполлона Григорьева его современниками, высказанную в 1859 году о том, почему «Пушкин — наше всё». На торжественном закрытии гастролей в Ташкенте директор Государственного академического русского театра драмы им. А.М. Горького Айболат Жаудыр, директор ГТМК (Оперетты) Узбекистана Абдусаид Ганиев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Узбекистане Бейбут Атамкулов отметили важность дружбы и культурных связей между двумя народами и обменялись памятными подарками. Только через связь поколений, через соприкосновение с сокровищницей мирового культурного наследия, частью которой является культура наших народов, мы сможем вырастить достойных, высокообразованных, культурных людей и сами обрести себя в круговороте глобальных противоречивых и стремительных событий третьего тысячелетия.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото предоставил ГТМК (оперетты) Узбекистана
| ![]() |
![]()
|