Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
14.11.2017 / 16:32:38
Премьера документального фильма "Солнечный Павел Беньков" в Ташкенте вызвала взрыв положительных эмоций у зрителей![]() В этот день Дворец кино им.А. Навои был заполнен до отказа представителями творческой интеллигенции: это были художники, кинематографисты, журналисты, студенческая молодёжь и среди них люди, гордо называющие себя "беньковцами". Они пришли на премьерный показ документального фильма "Солнечный Павел Беньков" о выдающемся живописце и педагоге с участием создателей документальной ленты, режиссёра Али Хамраева, продюсера проекта, президента "Фонда Марджани" Рустама Сулейманова. Известный в мире кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Али Иргашевич Хамраев автор более двух десятков художественных и сорока документальных и телевизионных фильмов, во многих из которых он выступает и как сценарист. Перед началом фильма сразу же заявил, что он вовсе не гость на узбекской земле. Здесь родные и близкие ему люди, могилы предков, а воздух старых улочек нашего города пропитан историей, дарующей ему новые сюжеты, это его родина. — У меня две семьи, одна — это мои дети, внуки и правнуки, другая –"Фонд Марджани" во главе с Рустамом Сулеймановым, с которым мы уже сняли пять фильмов. Новая картина "Солнечный Павел Беньков" — это только эскиз большого человека, она, как и другие герои моих кинолент, помогла мне выразить любовь к родному краю, говорит режиссер. Это подтверждают и другие отснятые им последние документальные ленты. Они посвящены 100-летию со дня рождения создателя уникального Музея искусств в Нукусе Игоря Савицкого ("Страсть Игоря Савицкого"), жизни и творческой деятельности выдающейся балерины, народной артистки Узбекистана Галии Измайловой ("Танец ценою в жизнь"). - Художественные фильмы последних лет значительно уступают документальным лентам: в них слишком много вымысла и "развлекаловки", — посетовал мэтр кино. В своей документальной ленте, — признался режиссёр, — он следовал правде жизни и искусства. Быть может, именно поэтому вслед за восстановлением имени Павла Бенькова на экране, произошло чудо в реальной жизни: художественному училищу в Ташкенте вернули имя его основателя. — Мы учимся у таких гениев как Павел Петрович Беньков: небесный свет, который льётся в наши души из его картин, внушает нам веру в жизнь и в наше будущее. О художнике больше всего могут сказать его картины. Фильм наш призывает зрителей чаще посещать художественные музеи в Ташкенте, Самарканде, Нукусе, Москве, Казани, где можно воочию общаться с произведениями Павла Бенькова: это тоже дань памяти великому мастеру света его благодарных потомков. — Во все, даже самые трудные времена, наш народ был богат научной и творческой интеллигенцией — этим золотым запасом, визитной карточкой страны. — Я мечтаю снять документальный фильм "Я тебя не забыл" о своём отце — кинематографисте Иргаше Хамраеве, погибшем в первую военную зиму 15 февраля 1942 года в заснеженных полях под Вязьмой. В мои планы входит сделать фильм о Шарафе Рашидове, с которым мне приходилось встречаться, и кто мне помог осуществить мою заветную мечту — учиться на кинорежиссёра. Есть надежда, что многие великие имена, например, крупнейших ташкентских живописцев Александра Волкова; Рахима Ахмедова и многих других — скоро появятся на экране и будут у всех на слуху. Мы, как и прежде, будем гордиться нашими учеными, художниками, артистами, писателями, поэтами, чьи имена незаслуженно забыты в последние годы. Самые добрые слова в адрес режиссера и ташкентских зрителей прозвучали в этот вечер из уст продюсера ленты, президента "Фонда Марджани" Рустама Сулейманова, который дал высокую оценку картине. Документальная лента "Солнечный Павел Беньков" воскресает страницы жизни и творчества знаменитого художника, чьё имя высоко почитают ценители изобразительного искусства в Узбекистане. Художник Павел Петрович Беньков родился в 1879 году в Казани. Художественному мастерству учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1930 году судьба привела его в Самарканд, и живописец прожил в покорившем его своей красотой древнем городе до последнего дня своей жизни (1949). Его имя долгое время носила улица в Самарканде, показанная в фильме, на которой жил мастер солнечной кисти. В своём фильме А. Хамраев использовал многие работы П. Бенькова, от самых ранних академических портретов его жены и коллег до зрелых произведений пленэрной живописи в стиле "азиатского импрессионизма". На документальном материале режиссёр убедительно показал, что истинный художник П. Беньков всегда пребывал в творческом поиске. После решения одних творческих задач он тут же ставил новые. Художник не привык довольствоваться достигнутым и постоянно ощущал потребность в совершенствовании своего мастерства. Фильм рассказывает о том, что Узбекистане художник был потрясен красотой природы, сердечностью и гостеприимством людей, их бережным отношением к национальным традициям и обычаям. Обосновавшись в Самарканде, он выезжал в творческие командировки в Бухару и Хиву. В поисках "буйства красок" очень плодотворной была его поездка в Бухару в 1928 г.; В 1929-1930 гг. он работал в Хиве, а в 1931 г. принял решение навсегда остаться в Узбекистане, а именно — в Самарканде. Самарканд с его красочной сутолокой базаров, показанных в фильме, яркой бирюзой бездонного неба, выжженной солнцем земли стал для Бенькова тем же, чем стали для импрессионистов соборы Руана и лондонские туманы, для Гогена — загадочный остров Таити. Вторая мировая война застает художника в Самарканде. Суровые будни военной поры также находят отражение в документальном фильме Али Хамраева. Одновременно с активной общественной деятельностью художник написал в те годы такие картины, как "Встреча героя", "Письмо с фронта", "В новой семье", "Подарок бойцу", "Снова на Родине". Его картина "Мать героя" воспевает духовную силу народа в образе простой узбечки. За 1943 – 1948 гг. им был создан цикл полотен, запечатлевших пейзажи Самарканда и повседневную жизнь города. П. Беньков одним из первых в Узбекистане начал писать портреты на пленэре ("Портрет старого колхозника", "Девушка с дутаром"), тем самым отражая одну из важных сторон бытия человека Востока — его гармонию с природой. Али Хамраев использовал все доступные ему выразительные средства кинематографа для полного представления не только исследуемой личности, но и того времени, в котором жил и творил художник. В картине перемежаются съемки в городах и селах; сопоставляются кадры прошлого, сохранившиеся в виде черно-белых фотографий и кадры кинохроники; яркие цветные полотна художника чередуются с теми же картинами современного города или села, дома или квартиры, в котором жил и работал Павел Беньков. Живые лица родных и друзей, биографов и искусствоведов, фрагменты личной переписки из семейного архива, озвученные Тамарой Санаевой, тёплые воспоминания внучек Татьяны и Марины о своём знаменитом дедушке в фильме концентрируют внимание зрителей на их рассказах о малоизвестных эпизодах жизни художника, о таких фактах, которые в своём большинстве нигде и никогда не освещались. Обычному человеку всегда интересна личная жизнь великих людей. Всегда нам хочется заглянуть за грань, разделяющую творчество и быт, узнать больше о наших кумирах, о судьбах их детей и внуков, услышать отрывки из личных писем, хотя бы с экрана увидеть их рукописи, какие-то личные предметы, к которым прикасалась рука писателя, ученого, художника. Этих артефактов в фильме предостаточно много! Бокал Павла Бенькова на столе в его бывшем доме в Самарканде и плетёное кресло, на котором он любил отдыхать во дворе, бережно хранят новые нынешние хозяева. Этот же бокал зеркально изображён в натюрморте П. Бенькова. Открытую деревянную веранду легко можно узнать в его картине с видом самаркандского двора с фигуркой юной девушки, глядящей вдаль, возможно, в сегодняшний день. Али Хамраев включил в свой фильм художественные эпизоды, которые призваны пробудить эмоциональность зрителя, дать ему прочувствовать трагизм ухода художника из жизни, его последнюю "прогулку" из больницы в свой дом, когда он просит остановиться у озера и смотрит на его гладь, понимая, что это он делает в последний раз. Эти кадры вызвали слёзы у многих зрителей, уходивших из кинотеатра с мокрыми глазами. Картины самого художника Павла Бенькова и классические произведения музыкальной эпохи барокко в сочетании с лирической музыкой прекрасного узбекского композитора Румиля Вильданова, щедро использованные в документальной ленте Али Иргашевичем, делают её ещё более визуально красочной и выразительно эмоциональной. Фильм оставляет твёрдое убеждение, что наследие Бенькова будет служить примером для творческих исканий и обретений еще не одному поколению наших художников и кинематографистов. После премьеры АЛИ ХАМРАЕВ дал интервью для сайта Kultura.uz: - Али Иргашевич, поздравляем вас с блестящей премьерой! Чем вам запомнится этот день? - Конечно, сегодня для меня памятный день. Я представил зрителям, интеллигенции города новый фильм, который является итогом моей пятилетней работы. Такая прекрасная реакция зрителей мне очень приятна, я доволен этим. Высоко ценю эти встречи, солнце своей родины, общение со зрителями. Очень много времени заняли поиски архивных материалов, очень было трудно. Очень трудно было найти кадры в которых был запечатлен живой Беньков и это удалось сделать. Поиски нужных фотографий, эскизов, нужных кадров, процесс очень интересный. Потому мы так долго и кропотливо делали картину. Павел Петрович работал день и ночь, писал картины. В 50 лет совершил творческий подвиг, это был другой художественный стиль, другая манера рисования для того, чтобы создавать совершенно новую живопись. Он для меня открыл заново, по-настоящему Узбекистан. Это мне очень импонировало, я люблю работать в разных жанрах кинематографии. Он такой разносторонний и я тоже стремлюсь к этому. Создавая неповторимые узбекские дворики, такие впечатляющие портреты и другие уникальные произведения, он позволил нам на многое по-другому посмотреть. - Что вы могли бы пожелать вашим коллегам? - Большого творческого вдохновения, упорства, смелости, терпения и не снимать фильмы за две-три недели. Снимать надо до тех пор, пока ты из своей темы не выжмешь все. - Как называется ваш следующий фильм? - Это фильм о Чингизе Ахмарове и называется он "Рыцарь восточной дамы". Думаю, что смогу показать премьеру где-то в ноябре.
Гуарик Багдасарова
| ![]() |
![]()
|