Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
17.12.2018 / 18:39:20
В Ташкенте состоялась презентация нового фильма режиссера Зульфикара Мусакова "Берлин-Аккурган". В зале долго не смолкали аплодисменты зрителей![]() Зульфикар Мусаков – один из самых опытных, талантливых режиссеров современного узбекского кино. И если ты знаешь его картины, то создается впечатление, что он идет по восходящей… Надолго запоминаются такие его прежние работы, как « Свинец», «Родина», «Нозда», не оставляют равнодушными «Хазонрезги», «Дадам бетоб». И вот теперь очень впечатляющий и глубоко волнующий новый художественный фильм «Берлин-Аккурган». Казалось бы, какая здесь есть связь, но оказывается есть. Во-первых, Мусаков не только режиссер картины, но и автор сценария, и это позволяет ему совершенно точно расставить акценты , подобрать актеров самым лучшим образом и самое главное – создать высокохудожественное произведение о войне, ее героях – наших земляках из Аккургана , антигероях – главарях немецко-фашистского рейха, мечтавших уничтожить миллионы неугодных им, прежде всего по национальному признаку, людей со всего мира… Первыми в этом страшном списке , как мы знаем, шли евреи. И что особенно примечательно, четвертыми в списке полностью уничтожаемых национальностей стояли узбеки. На пресс-конференции после окончания фильма Зульфикар Мусаков говорил об этом с чувством особого негодования. А из Аккургана ушли защищать родину и не вернулись домой многие наши земляки, в том числе и его родные. Работа над фильмом «Берлин-Аккурган» шла долго, сценарий был написан еще в 2011 году. Во время состоявшейся в городе Висбаден беседы З. Мусакова с одним из мэтров мирового кино в этот период, недавно ушедшем из жизни Хансом Иохимом Шлегелем, его немецкий друг и поклонник таланта узбекского режиссера, познакомившись со сценарием , сказал буквально следующее: «Мне очень интересен ваш драматургический ход, его многослойность. История любви трех семей – немецкой, еврейской и узбекской, плюс история противоборства Сталина и Гитлера – это классная задумка». И в самом деле, все это находит отличное воплощение на экране. Об этом мы говорили с исполнителем роли наркома иностранных дел СССР Литвинова – известным ташкентским режиссером Андреем Слонимом. Отвечая на мой первый вопрос, что он думает об этом фильме, Андрей Евсеевич сказал так: – Думаю, что ТАКОГО фильма о всем многообразии событий бурного и полного смятений ХХ века, пожалуй, еще и не было. Символично название – «Берлин – Аккурган». В нем зрима, слышима и ощутима неразрывная связь невидимыми нитями и каждой точки нашего земного шара с другой, и каждой страны с иной, и каждого народа с соседями и дальними сожителями на Земле, и даже – каждого отдельного человека друг с другом. В этой поставленной перед собой неимоверно сложной задаче индивидуальность особого дара Зульфикара Мусакова точно, тонко и многопластово преодолела все, казалось бы, непреодолимые противоречия такого замысла. Из этого фильма становятся ясными совершенно непреложные истины. Первая из них – каждый человек и каждый народ достоин гармонии и счастья, и попытки всякой духовной и физической тирании над ним – это величайшее и пагубнейшее нарушение гармонии. Вторая: кем бы ни был на земле человек – влиятельным вождем или же простым человеком – все мы – всего лишь смертные люди. И все попытки ощущения илюзорной власти над миром и над людьми трагичны и ведут к катастрофам и тупикам. Третья – в фильме совершенно четко установлено решительное и абсолютное неприятие человеческим духом ЛЮБОЙ войны, как категории, несовместимой с человечностью и не приносящей НИКОМУ ни пользы, ни тем более гармонии. Решительное осуждение фашизма и любых других авторитарных диктатур особо актуально в сегодняшнем разбушевавшемся мире, и трезвый голос разума создателей этого фильма является красноречивым и жестким предупреждением людям. Действие фильма разворачивается то в Москве (линия Сталин–Поскребышев–Литвинов–Молотов), то в Берлине (линия Гитлер–Гесс–Геббельс–Гиммлер), то в Аккургане, откуда родом один из главных героев фильма – суперснайпер Кузыбай, то на фронте, где ведут борьбу не на жизнь, а на смерть узбекский и немецкий снайперы. Очень впечатляет линия любви немецкого офицера Клауса и еврейской девушки Деборы, когда он безжалостно расстреливает ее семью и ее саму… Всю свою жизнь посвящает поиску Клауса внучка Деборы, оставшейся в живых совершенно случайно… Она находит его, уже больного старика, напоминает ему о преступлении, которому нет прощения и расстреливает. На этом фоне просто потрясает кристально чистая история любви Кузыбая и Дильшоды, которую они пронесли через всю свою жизнь. Что же может сказать об этом Андрей Евсеевич Слоним… По моему мнению, в фильме неразрывно связаны люди и земля нашего Узбекистана со всем многоярусным миром в трагический век Выбора, необходимости защищать свою землю и народ, в трагическую эпоху разгула сталинского произвола, ломок судеб, душ, жизней. И этот единый пласт – одно из значительнейших достижений фильма. И снова ось Берлин–Аккурган работает со всей полнотой убедительности, заставляя сопереживать и задумываться... Мне как режиссеру и творческому деятелю особо ценна проявившаяся в этом фильме черта, которую как-то до сих пор не акцентировали. Да, стремление защитить Родину и близких от агрессии укрепляет волю людей и наделяет их мощной силой. Но, с другой стороны, призывая к необходимости убивать, абсолютно любая война ломает и калечит устои человеческих душ. И борьба человечности и антигуманности и во внешнем мире, и в человеческих душах очень четко и жестко выявлена в этом замечательном фильме. Во время нашей беседы с А.Е.Слонимом нельзя было не спросить, что он мог бы сказать о роли, которую сыграл в этом фильме. Вот его ответ:
Говорили мы с моим собеседником и о просто блестящем монтаже фильма и игре актеров… Андрей Слоним Драматургия кадров динамична, контрастна, наполнена энергетикой. Мозаична и структура фильма - в нем времена и эпохи завязались в тугой узел, который в любую эпоху развязать и разделить на отдельные тропки и пути поистине невозможно... В самом деле, успех картины во многом связан не только с отличной работой автора сценария и режиссера Зульфикара Мусакова, оператора-постановщика Азизбека Арзикулова, художника-постановщика Сергея Чуфарнова, но и с блистательной игрой Хасана Шухратова, Роъно Шадиевой, Тутти Юсуповой, Нигоры Каримбаевой, Шахзоды Матчановой, Кристины Корубко и других. Нельзя не сказать и еще об одной интереснейшей сюжетной линии – творческой судьбе выдающейся актрисы узбекского кино и театра Марьям Якубовой, которая нашла отражение в этом фильме. В 1930 году она впервые приехала в Москву и училась на курсах для группы узбекских артистов у великого Всеволода Мейерхольда. Перед отъездом домой она приходит домой к учителю, проститься, но его жена, известная актриса Зинаида Райх, стремится не подпустить ее к нему. Но встреча все-таки, совершенно неожиданно, происходит, Мейерхольд на прощанье говорит Марьям Якубовой, что она станет большой актрисой, которую будет любить узбекский народ. Потом диктор за кадром говорит, что великий режиссер был репрессирован и расстрелян, а через некоторое время погибла при невыясненных обстоятельствах Зинаида Райх, написавшая открытое письмо Сталину. Фильм «Берлин–Аккурган», отражающий события Второй мировой войны и мужество узбекского народа в эти годы, снят по заказу НА «Узбеккино». Несомненно, его ждет большой успех, как у нас в стране, так и за рубежом. Можно сказать, что он является отражением тех реформ, которые происходят сегодня в узбекском кино. Большая премьера фильма в Ташкенте, во Дворце кино им. А.Навои, состоится 19 декабря.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
| ![]() |
![]()
|