Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
21.06.2025 / 20:46:24
Фортепианный концерт классической музыки![]() В Органном зале Государственной консерватории состоялся фортепианный концерт студентов класса профессора Наргиз Шамильевны Полатхановой, продемонстрировавший эволюцию фортепианного искусства от эпохи барокко до современности. Классический вечер, приуроченный к завершению учебного года, явился не только демонстрацией академических достижений, но и актом художественной рефлексии, адресованным как консерваторской среде, так и широкой публике. В его программу вошли произведения различных эпох, стилей и национальных школ, представивших богатство и многообразие фортепианного искусства: от изящной французской лирики Г. Форе и классической строгости В.-А. Моцарта, К. В. Глюка, И. С. Баха, через романтическую глубину Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, до яркой национальной палитры русских авторов и композитора Узбекистана – М. Глинки, А. Скрябина, Г. Свиридова и Д. Янова-Яновского. Фортепианный вечер открыл дуэт в составе Ясмин Якубовой и Арины Раузер, лауреатов международных конкурсов, исполнивших «Колыбельную» из сюиты «Долли» Г. Форе. Это камерное произведение, ставшее своеобразным музыкальным эпиграфом, задало тон всей программе. Кристальная ясность звука, тонкость фразировки и деликатное использование педали позволили выявить импрессионистический колорит и изысканную гармонию, свойственные французской музыке fin de siècle («конца века»). Позже фортепианный дуэт исполнил жизнерадостный «Падеспань» из этой же сюиты Г. Форе, продемонстрировав цельность художественной концепции и умение создавать атмосферу французского музыкального салона. Позднее, уже в сольном номере Ясмин Якубова представила Адажио ля-минор для органа И. С. Баха в переложении Ф. Бузони. Ее трактовка отличалась монументальностью и полифонической ясностью, выявляя архитектонику баховского оригинала, при этом, избегая излишней педализации и сохраняя аутентичный характер звучания. В противовес строгости барокко прозвучала Новелетта №1 Р. Шумана, где Я. Якубова продемонстрировала виртуозное владение инструментом и глубокое понимание романтической эстетики, акцентируя внимание на контрастах агогики и динамических оттенков. Концертную программу продолжила студентка первого курса Дильноза Толипжонова, исполнившая ноктюрн «Разлука» М. И. Глинки и романс Р. Шумана. В обоих произведениях она продемонстрировала проникновенное понимание кантилены и умение создавать интимную лирическую атмосферу, подчеркивая камерный характер представленных произведений. А Азизбек Максудов в исполнении «У ручья» из цикла «Годы странствий» Ф. Листа акцентировал внимание на красочном звукоизвлечении и импрессионистической палитре, контрастируя с динамичной и технически сложной интерпретацией «Порыва» Р. Шумана. Далее прозвучала соната «Элегия» Н. К. Метнера в исполнении Марка Югая, который не только раскрыл меланхоличный характер музыки, но и продемонстрировал тонкое понимание гармонического языка композитора, передав сложное эмоциональное содержание. Ярким контрастом прозвучала Фантазия на темы из оперы «Кармен» Ж. Бизе в обработке Ф. Бузони, которую исполнила лауреат международных конкурсов Сабина Жамилова. Ее интерпретация отличалась яркостью, артистизмом и техническим блеском. Пианистка продемонстрировала звучание bel canto, свойственное лучшим образцам исполнения оперной транскрипции, а также виртуозное владение октавами и пассажами в стиле Бузони. Лауреат международного конкурса Сардор Суннатходжаев в транскрипции «Турецкого марша» В.-А. Моцарта (переложение А.А. Володося) продемонстрировал не только виртуозную технику, но и умение создавать эффект неожиданности и внезапности, внося в известное произведение элементы импровизации и оригинальности. В исполнении лауреата международных конкурсов Назимы Абдураззаковой прозвучала «Мелодия» (хорошо известная как «Танец Блаженных теней» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка) в обработке Дж. Сгамбати. Пианистка сумела передать классическую ясность и благородство стиля Глюка, продемонстрировав филигранную технику и тонкие нюансы лирической линии, которые создавали ощущение возвышенной гармонии и умиротворения. А в сюите «Pour le piano» К. Дебюсси Назима раскрыла богатство импрессионистической гармонии и умение создавать эфемерные, почти осязаемые звуковые образы. Ее исполнение отличалось чуткостью к деталям, тонким ощущением колорита и умением передать атмосферу загадочности и таинственности, присущую музыке Дебюсси. Лауреат международных конкурсов Омина Шукириллаева продолжила демонстрацию многообразия фортепианной палитры, представив слушателям импровизацию и токкату Д. Янов-Яновского. В этом сочинении, сочетающем элементы фольклора и современной композиторской техники, пианистка проявила тонкое чувство национальной музыкальной традиции, создав яркий и самобытный образ. Контрастом прозвучала в ее интерпретации масштабная Баллада №2 (си-минор) Ф. Листа, требующая от исполнителя не только виртуозного мастерства, но и глубокого понимания драматического содержания. Не прошло незамеченным исполнение Лемарой Абляевой транскрипций песен Ф. Шуберта «Водный поток» и «Оцепенение», выполненные Ф. Листом. В этих проникновенных миниатюрах, основанных на стихах Вильгельма Мюллера, исполнительница подчеркнула экспрессивность лирики, филигранно перенесенной Листом в фортепианную фактуру, создав атмосферу утонченной меланхолии и глубокого философского размышления. Особый интерес вызвало выступление Виталия Гольденгорина, лауреата международных конкурсов, представителя Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова. Будучи студентом факультета прикладной математики и информатики, он продемонстрировал редкое сочетание аналитического мышления и художественной интуиции. Его исполнение мазурки ор.30 №4 и пяти прелюдий (№№7-11) Ф. Шопена, а также прелюдии ор.11 №4 А. Скрябина отличалось глубоким проникновением в суть музыкального материала, филигранной техникой и тонким чувством стиля. Ярким завершением фортепианного вечера стало исполнение дуэтом в составе Назимы Абдураззаковой и Ясмин Якубовой «Времени вперёд» Г. В. Свиридова. Это произведение, пронизанное пафосом и динамизмом, явилось своеобразной кульминацией концерта, подчеркнув его оптимистичный и жизнеутверждающий характер. Синкопированный ритм, мощная гармония и лаконичная мелодия создали эффект стремительного движения, символизирующего прогресс и устремленность в будущее. Благодаря слаженности ансамбля и виртуозному владению инструментом, пианисткам удалось передать энергию и масштаб свиридовского полотна, оставив у слушателей ощущение подъема и вдохновения. «Время, вперёд» стало прекрасным завершением фортепианного праздника, продемонстрировав многообразие стилей и жанров, представленных в программе. Фортепианный концерт показал не только высокий уровень профессионального мастерства и творческой зрелости молодых исполнителей, но стал также вдохновляющим свидетельством их неустанного поиска и преданности искусству. Ташкентские слушатели приняли выступления воспитанников профессора Полатхановой с теплом и благодарностью.
Мафтуна Багирова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
| ![]() |
![]()
|