Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
27.01.2022 / 19:39:52

Анна Ахматова: В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта


Среди фильмов, которые посчастливилось сделать  за годы творческой деятельности есть и документальная лента «Спасенные в Ташкенте».В нем мы рассказали о том, как в годы Второй мировой войны в нашем городе нашли спасение  многие тысяч  эвакуированных  из зоны фашистского нашествия, беженцев.  Были среди них и Корней Чуковский, Якуб Колас, Анна Ахматова и другие видные деятели культуры и искусства. Недавно перечитывая свой двухтомник  стихов  великой русской поэтессы  обратил особое внимание на биографию, где Анна Андреевна  очень тепло вспоминает   о жизни в эвакуации в Ташкенте. Предлагаем ее вниманию посетителей нашего сайта. 

Анна Ахматова « Коротко о себе». Источник: Издательство «Правда», «Огонек», 1990 г. Собрание сочинений в двух томах.

Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду". Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. В 1910 (25 апреля старого стиля) я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа (которую описал Золя) была еще не совсем закончена (бульвар Raspail). Вернер, друг Эдисона, показал мне в Taverne de Pantheon два стола и сказал: "А это ваши социал-демократы, тут - большевики, а там - меньшевики". Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны (jupes-cuiottes), то почти пеленали ноги (jupesentravees). Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию.

Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие в мою первую книгу. Когда мне показали корректуру "Кипарисового ларца" Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете. В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом - я сделалась акмеисткой.

Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь. В 1912 году вышел мой первый сборник стихов - "Вечер". Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. 1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.

В марте 1914 года вышла вторая книга - "Четки". Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начинал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе.

Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца", хлеба, хлеба... Там я написала очень многие стихи "Четок" и "Белой стаи". "Белая стая" вышла в сентябре 1917 года.

К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем "Четки". Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал - книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от "Четок" у "Белой стаи" не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются.

После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов "Подорожник", в 1922 году - книга "Anno Domini". Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы - о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамена Констана и о "Каменном госте". Все они в свое время были напечатаны.

Работы "Александрина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828 году", которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу "Гибель Пушкина". С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать. Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" - последнее о чтении стихов на фронте в Териоках. Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи - я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенку. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом.

Меня давно интересовали вопросы художественного перевода. В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас. В 1962 году я закончила "Поэму без героя", которую писала двадцать два года.  Прошлой зимой, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи - побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж.

Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

                                                                                                                                                                                   Подготовил БОРИС БАБАЕВ





Другие материалы рубрики

06.01.2022 / 18:20:01

Миллиардер Стив Джобс умер в возрасте 56 лет. Перед смертью он записал свои мысли по теме что есть счастье. Стоит обратить внимание.

Миллиардер Стив Джобс (США) умер в возрасте 56 лет. Перед смертью он записал свои мысли, которые заставляют задуматься над сущностью нашего бытия. "Я достиг пика успеха в деловом мире Далее...

06.01.2022 / 18:16:55

"Спустя 50 лет помню узбекскую лепешку": Дина Рубина о детстве в Ташкенте

Дина Рубина благодаря письмам поклонников вспомнила детство в Ташкенте. В одном из сообщений читатели рассказали ей, что пополнили свою коллекцию картин натюрмортом отца знаменитой писательницы в узбекском стиле Далее...

05.01.2022 / 18:45:29

Asian Book House–молодое и быстро развивающееся литературно-издательское агентство, расположенное в Ташкенте. На наши вопросы отвечает генеральный директор литературно-издательского агентства Asian Book House Виктория Гайратова (Чугай)

Авторы Asian Book House будут иметь возможность работать со специалистом по издательской деятельности, который будет координировать все этапы производства их книг Далее...

21.11.2021 / 11:42:16

Малоизвестные факты из жизни Юлия Соломоновича Гусмана

Творческий диапазон этого человека отличается широким разнообразием. Он журналист, телеведущий, актер, литератор, неизменный председатель жюри КВН, сам принимавший участие в игре в качестве капитана команды, кинорежиссер, сценарист, создатель кинопремии "Ника". А еще он записной остроумец, душа компании и человек, способный объединить вокруг себя единомышленников Далее...

20.11.2021 / 16:22:37

Философия Генри Форда

Однажды, уже будучи миллиардером, Генри Форд приехал по делам в Англию. В справочном бюро аэропорта он поинтересовался самой дешёвой гостиницей в городе. Служащий взглянул на него и сразу узнал, т.к. газеты всего мира часто писали о Форде. И вот он стоит здесь в поношенном плаще и спрашивает о самом дешёвом отеле Далее...




  Самые комментируемые  
 
Марсель Марсо: "Чародей молчания" и "Поэт тишины"
20 мудрых цитат Александра Ширвиндта
Ольга Сухарева: скромный этнограф номер один
Памяти академика Геннадия Ивановича Белянкина

 


05.08.2022 / 20:48:28
Выставка графических работ художников Мурода Фозила и Мухаммада Фозили "Кокандские ветра" стала для любителей живописи настоящим откровением
 
24.07.2022 / 14:55:39
Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок порадовали ташкентцев и гостей города новой, прекрасной выставкой
 


08.08.2022 / 17:36:21
Звезда Лучано Паваротти появится на "Аллее славы" в Голливуде
 
05.08.2022 / 20:52:49
Теодор Курентзис создал новый оркестр для европейских выступлений
 


26.07.2022 / 20:49:31
Альбина ГАРБУНОВА. Рассказ "Иноходец"
 
24.07.2022 / 14:53:07
В Самарканде презентована книга воспоминаний об Эдварде Ртвеладзе
 


19.07.2022 / 12:18:46
Проекты, на которые стоит обратить внимание. О чем мне рассказали Аркадий Исахаров , Алексей Нуруллаев и Роберт Альмеев
 
10.07.2022 / 17:44:10
Россия увеличивает количество квот для абитуриентов стран СНГ
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте