Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.08.2019 / 23:12:12

"Астана-Балет" впервые представил "Легенду о любви" на сцене ГАБТ им. А. Навои в Ташкенте


В Год Казахстана в Узбекистане «Астана-Балет» впервые представил на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои лучшие постановки из своего репертуара. Гастроли молодого балетного коллектива начались 22 08 19 с концертной программы «Наследие Великой степи» и современного одноактного балета «A Fuego Lento». Гастрольную программу казахстанского коллектива 24 и 25 августа продолжил всемирно известный балет Арифа Меликова «Легенда о любви» - воссозданная постановка Юрия Григоровича, украшающая репертуар Мариинского театра в Санкт-Петербурге с 1961 года и блистающая на сцене Большого театра в Москве (1965).

 Театр «Астана-Балет» был основан в 2012 году по инициативе первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Дебютное выступление состоялось в июле 2013 г. и за шесть лет коллектив обрёл тысячи поклонников в Казахстане и за его пределами. Основываясь на богатстве классического наследия и современного балетного искусства, театр развивает и выводит национальный танец на большую сцену. Столичный коллектив выступал на знаменитых сценах России, Китая, США, Азербайджана, Франции, Италии, Белоруссии, Бельгии, Японии и Польши.

Спектакль «Легенда о любви» в постановке Юрия Григоровича на сцену «Астана-Балет» с точностью до нюансов перенесли ассистенты знаменитого хореографа - Руслан Пронин и Оксана Цветницкая. В прошлом солисты Большого театра, сегодня они воссоздают спектакли прославленного балетмейстера на ведущих сценах России, Кореи, Китая, Германии и Бельгии.

 

Перед началом завершающего гастрольного спектакля состоялась пресс-конференция с гостями «Астана-Балет» - Русланом Прониным и руководителем симфонического оркестра Большого театра Узбекистана - маэстро Арманом Уразгалиевым. Ташкентских зрителей волновали не только история знаменитого балета, но и черты современного новаторства его постановки.

- У нас имя Юрия Григоровича ассоциируется с советской классикой балета. Какие элементы современной хореографии были Вами привнесены в легендарную постановку за последние годы?

Руслан Михайлович Пронин: - Мы пытались сделать спектакль в духе новой эстетики, которая существует сегодня в балетном мире. Спектакль с 60-х годов прошлого века прошёл большой путь эволюции: всё, что мы пытаемся привнести в постановку, мы делаем с ведома Юрия Николаевича. Сегодня он также современен, как в середине ХХ века.

- Вы впервые в нашей стране? Восток ассоциируется обычно с экзотикой. Есть ли она в вашей постановке?

- Мы впервые здесь в Узбекистане, приехали с труппой «Астана-Балет», которую мы курируем, в связи с постановкой «Легенды о любви». Это был первый опыт постановки спектакля с «Астана-Балет». Её премьера состоялась в Нур-Султане в июле этого года, и в эти дни мы представили постановку, которая занимает особое место среди работ Юрия Григоровича, на суд ташкентским зрителям.

В основу сюжета положено древнее персидское сказание, будто созданное для балета с его любовью к экзотике. Самое главное в постановке Юрия Николаевича - реализация балетного театра. Наш спектакль - это развитие на протяжении трёх действий сюжетной линии с его контрастами, противопоставлениями любви и ненависти, отваги и слабости, которые усилили музыка и сценография.

- Как справились артисты «Астана-Балет» с этой задачей на сцене ГАБТ им. А. Навои? Ваши ожидания от этих гастролей и от наших зрителей оправдались для Вас?

 - Выступать в театре с его многолетними традициями – большая ответственность для артистов балета. Нас особенно радует большая сцена и великолепное отреставрированное здание старинного Государственного академического Большого театра, построенного ещё в сороковые годы ХХ века. Для нас большая честь и ответственность представлять наш спектакль в таком храме искусства.

На Западе мы пока ещё этот спектакль не ставили: там с успехом идут «Раймонда», «Спартак», многие другие балетные спектакли Юрия Григоровича. Мне кажется, у этого спектакля большое будущее. Он сейчас вызывает интерес по всему миру. Там заложен хороший фундамент, чтобы этот балет ещё долго радовал зрителей на должном уровне.

 

 «У спектакля, - подчеркнул в беседе с журналистами Руслан Пронин, - сложная сценография, в основе которой лежит элемент открывающейся и закрывающейся старой книги, из которой выходят и куда заходят все персонажи спектакля. Не каждая сцена может принять эту сценографию».

В целом, сценография обращает зрителей к наиболее раннему литературному источнику – знаменитой поэме Алишера Навои «Фархад и Ширин». Поэтому спектакль насквозь поэтичный: особенно ярко это проявляется в музыке Арифа Меликова. В ней достаточно много народных восточных напевов. Хореография Юрия Григоровича органично совмещает европейские и национальные этнические элементы восточных танцев. В необычной сценографии учтены все нюансы: от выразительной лаконичной декорации, разнообразных характерных костюмов до освещения сцены.

Костюмы и декорации к премьерным показам в Нур-Султане создавались по эскизам Симона Вирсаладзе. О нём говорят в труппе не иначе как о художнике, что он «одел танец». Совместными усилиями российских и казахстанских мастеров под руководством художника по восстановлению сценографии Дмитрия Чербаджи удалось воссоздать каноничное оформление сцены, что в сочетании с насыщенными цветами световой формы балета погружают зрителей в атмосферу древних восточных сказаний. Декорации в виде открытой книги оставляют пространство сцены на откуп артистам, где танцем они говорят о любви: в кроваво-красных цветах, когда на сцене главенствует царица Мехменэ, и нежно-голубых оттенках, когда в центре сюжета оказываются возлюбленные Ферхад и Ширин.

Мощные сцены с участием кордебалета и эмоциональные монологи четырёх главных действующих лиц в исполнении артистов театра «Астана Балет» добавляют этому широкому хореографическому полотну собственные яркие и ни с чем несравнимые краски. Поддержки и сложнейшие вариации исполнителей главных героев поражают воображение и заставляют признать зрителей в безграничности пластических возможностей человеческого тела. Каждое движение и даже жест, поражающий своей красотой и психологизмом, тотчас вызывали в зале бурную овацию. Ярко, выразительно выступили артисты балета «второго» плана: визирь – Амир Жексенбек; Незнакомец – Нельсон Пенья Нуньез; Шут – Елдар Сарсынбаев.

Временами глаза разбегались по сцене, так как даже в кордебалете в массовых сценах у каждой группы – будь то друзья Ферхада, или офицеры придворные, или танцовщицы при дворце – был свой, отличный от других, хореографический рисунок и характерный ритм. Они дополняли друг друга и вносили свою неповторимую эмоциональную краску в развитие действия и тем самым синхронно отражали всё полифоническое богатство музыки к балету.

Либретто балета «Легенда о любви» турецкий поэт и драматург Назым Хикмет создал на основе собственной драмы «Ферхад и Ширин», которая, в свою очередь, основывалась на поэмах классика азербайджанской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» и основателя узбекской классической литературы Алишера Навои «Фархад и Ширин». В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к работе над балетом, которая продолжалась два года. Как вспоминал позже композитор:

«Написав балет, я тут же сел в самолёт, прилетел в Ленинград в Мариинский театр и показал музыку. Меня сразу же хорошо приняли, заключили со мной договор. И вот в 1961 году состоялась премьера „Легенды о любви“. Это была феерическая премьера».

 Маэстро Арман Уразгалиев, в эти гастрольные дни дирижировавший симфоническим оркестром Большого театра Узбекистана, смог вместе с нашими музыкантами донести до зрителей свежесть этой феерической постановки спустя 58 лет после первой премьеры. Вот что он рассказал перед началом спектакля о предшествующей работе перед премьерой:

- Мы проделали большую работу с оркестром, добиваясь полного контакта, хотя всё равно времени нам не хватило… Мы провели четыре оркестровых репетиций, на которых полностью разобрали партитуру и либретто в целом.

- С кем Вам легче работать – с артистами балета или с оперными певцами?

 - На данный момент – с артистами балета, так как я всецело переключился на балетную музыку и постигаю, как нужно до малейших нюансов аккомпанировать балетный спектакль.

- Что Вы можете сказать о музыке Арифа Меликова к балету «Легенда о любви»?

- Азербайджанский композитор Ариф Меликов – это великий композитор, к сожалению, не так давно ушедший от нас. Музыка к балету «Легенда о любви» - это гениальная музыка, настолько она тонко написана и грамотно инструментована, богато передаёт восточную тематику. Эта постановка, в которой музыка совершенно сочетается с хореографией, проверена временем и является визитной карточкой Юрия Григоровича. Лучше, мне кажется, просто невозможно сделать: все без исключения художественные образы точно прорисованы в музыке и хореографии. Играть и дирижировать такую музыку одно удовольствие!

В каждом балетном спектакле есть определённые главные и между ними связующие сцены. Основные сцены мы особенно отрабатывали. Я посмотрел много вариантов этой постановки и обнаружил, что эта самая актуальная версия на сегодняшний день, так как она прославляет жертвенную любовь, патриотизм и звучит очень современно. Глубокие переживания и сильные эмоции, душевные муки и отчаяние, испытания и жертвенность не оставят равнодушным никого, потому сама любовь говорит на языке музыки Арифа Меликова и хореографии Юрия Григоровича.

 По окончании спектакля артистов казахстанского балета долго вызывали на поклоны и одаривали цветами. На авансцене в больших корзинах алели огромные букеты роз, преподнесенные Посольством Казахстана в Узбекистане и руководством ГАБТ им. Навои. В фойе театра – море счастливых лиц и улыбок: фотографировались на память с артистами театра «Астана-Балет» и Андрисом Лиепой. Такое феерическое событие в культурной жизни узбекской столицы запомнится всем надолго.

 

Гуарик Багдасарова

  Фото автора и Юрия Полянского 

 





Другие материалы рубрики

24.08.2019 / 15:52:05

"Астана Балет – тот опыт, который необходимо перенимать", - Андрис Лиепа.

"Астана Балет" открыл гастроли в Ташкенте с потрясающей программой, в которую вошли лучшие образцы казахского хореографического искусства, а также постановка из неоклассического репертуара театра – балет " A Fuego Lento " Далее...

15.08.2019 / 16:34:51

Мифы Зальцбурга. Главные оперные премьеры года. Часть 2. Женщина в черном

В Зальцбурге проходит 99-й оперный фестиваль, собравший, как обычно, все главные имена в мире классической музыки. На двух ключевых премьерах — операх "Медея" и "Альцина" — побывал главный редактор журнала "Сноб" Сергей Николаевич Далее...

14.08.2019 / 20:29:04

Мифы Зальцбурга. Главные оперные премьеры года. Часть 1

В Зальцбурге проходит 99-й оперный фестиваль, собравший, как обычно, все главные имена в мире классической музыки. На двух ключевых премьерах — операх "Медея" и "Альцина" — побывал главный редактор журнала "Сноб" Сергей Николаевич Далее...

13.08.2019 / 20:07:33

Спектакль "4-цикл" в Bonum Factum gallery

Жизнь - не замкнутый круг, жизнь – это движение по спирали. Человек всегда возвращается к тому месту, откуда все началось Далее...

29.07.2019 / 16:09:03

Вспоминая гастроли в Ташкенте театра "Астана - Опера" . С чем к нам едет в августе театр "Астана - Балет"

Это было два поистине незабываемых вечера, когда артисты из Казахстана представляли сначала истинный шедевр национальной классики - оперу "Абай" и оперу Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй". 22 августа на сцене Большого театра Узбекистана им.А Навои покажут концертную программу "Наследие Великой степи", а также одноактный балет "A Fuego Lento". В следующие дни, 24 и 25 августа, пройдет показ выдающегося балета Арифа Меликова "Легенда о любви" , триумфальная премьера Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте