Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература
Мир знаний
26.04.2020 / 13:55:58

Вспоминая о прожитом и пережитом. Когда и почему создавались в Узбекистане колхозы, в которых жили и работали бухарские евреи…


 У каждого из нас было свое детство, свой дом, в котором мы жили  со своими родителями. И от этого  времени зависит многое для дальнейшей  нашей жизни. Именно так и было у меня. Как рассказывает моя мама, в Ташкенте я только родился, потом  девять лет моей жизни прошли в самом настоящем колхозе,  в Сырдарьинском районе Ташкентской области, теперь – Сайхунабадский район Сырдарьинской области.

 

В историческом плане это не так уж много времени, но тем не менее, для меня незабываемые годы. Наша семья  жила тогда в  колхозе «Ильич». Отца  звали Рахмин, он участвовал в войне, был  серьезно ранен и после лечения  демобилизован. Будучи  образованным человеком,  в сельской  школе преподавал  алгебру, геометрию, тригонометрию, был очень уважаемым человеком в тех местах.

Председателем правления колхоза, где все это происходило, был его брат   Масанэл Бабаев. Местные жители его звали просто и понято – Мирсаид-ака. Он пользовался  очень большим авторитетом, поскольку будучи  умелым хозяйственником, очень энергичным человеком , отличным  организатором, в послевоенное время  смог  поставить  на ноги разрушенное хозяйство и превратил свой колхоз в один из лучших  в то время. Как рассказала  нам  недавно ветеран этого колхоза, замечательная труженица, более того, мать-героиня уже в ту пору,  тетя Лио Юсупова, в нем  жило  около  15 семей бухарских евреев. Они очень дружно,  вместе с местными узбеками, работали в поле, выращивали  хлопок, другие сельхозкультуры. Это были очень трудные годы. Помню, как однажды, уже с наступлением холодов, к нашему дому привезли целую машину замерзшего курака и нужно было вытягивать из  коробочек  очень холодные дольки хлопка… Мы делали это вместе с мамой, моими совсем юными братьями и сестренкой долгими часами. Отопления не было, был только сандал, где можно  только было греть ноги....

Наш любимый и очень уважаемый амак, так называли на нашем языке моего дядю Масанэла, этого удивительного человека, работал председателем с 1934 по 1953 годы, сначала в колхозе «Бедори» («Пробуждение»), а потом в нашем хозяйстве.

Он был в большой дружбе со ставшим в ту пору опальным руководителем Усманом Юсуповым и попал под жернова репрессий. Был в заключении с декабря 1952 года, но через 4 месяца, когда умер Сталин, его освободили. Да и как могло быть иначе, он был знаменитый и очень честный председатель.  Хотя потом все бухарские семьи уехали в Ташкент из-за того, что им перестали давать работу, , наш дядя  еще долго не мог расстаться с этими местами и принимал активное участие в освоении целинных и залежных земель в Голодной степи.

Теперь  немного о нашей семье. Моего отца узбекские   друзья и коллеги, школьники звали  Рахим-ака. Он был очень хороший, добрый, добросовестный  человек и я многому у него учился. Светлая ему память. Наша любимая мамочка Тамара, ей уже за 90,  дай ей Бог здоровья, родила в те годы четырех  детей, и вместе с папой они нам дали хорошее воспитание и образование. Мама  работала воспитательницей в детсаду, хотя по профессии, полученной в Ташкенте, была профессиональным зубным техником. Наш колхоз «Ильич» был совсем не плохим, но довольно бедным, да и как могло быть иначе в послевоенные годы. Как говорится, жили, не тужили. Я был старшим из детей. Дома кормить  растущего  ребенка особенно  было нечем, и мама   приглашала  меня, уже школьника,  в обед приходить в детсад, где мне давали тарелку  супа. Только потом, став  старше, я понял, что мама отдавала мне свою порцию этого супа… Остальные, младшие дети были там, при ней…

Как же бухарские евреи  вдруг стали  колхозниками, что этому способствовало… Я знал об этом  не очень много и все время хотел узнать больше,  что же этому способствовало? Тем более, что  жизнь в колхозе  была  в те годы одной  из скрытых форм крепостного права… Ответ нашел недавно в Электронной бухарско-еврейской энциклодепии. Оказывается, есть такая, и всезнающий Гугл помог мне в этом. Причем написал об этом  израильский журналист Геннадий Плетинский, которого мы помним по его прежней жизни и работе, когда он начинал именно в Ташкенте свой путь в журналистику. Так вот, что он пишет  по данному вопросу:

«В 1920-х при ЦИКе СССР был организован КОМЗЕТ (Комитет землеустройства еврейских трудящихся). Подобные комитеты работали также при ЦИКах Украины, Белоруссии и Узбекистана, руководили ими непосредственно председатели Центральных исполнительных комитетов республик. В Узбекистане в эти годы было организовано 28 еврейских колхозов (позже, после укрупнения, их осталось 15). Коллективным хозяйствам туземных (так тогда называли бухарских) евреев предоставлялись в основном пустынные и залежные земли. А таких больше всего было в Голодной степи.
Трудно даже представить, что это были за бросовые земли… Ныне здесь раскинулись десятки цветущих городов и поселков, живут сотни тысяч людей. Но тогда, почти век назад, переселенцы из переполненных еврейских гузаров (кварталов) Самарканда приехали на солончаки и болота. Прибывали группами, каждую возглавлял калантар (староста)». Вот так создавались первые бухарско-еврейские колхозы.

Как отмечает автор статьи Г.Плетинский, было очень нелегко  осваивать такие земли – засоленные, заросшие камышом и осокой. Несмотря на тяжелый климат, малярию, колхозы поднимались благодаря неимоверным усилиям как местных жителей, так и очень трудолюбивых и очень ответственных семей бухарских евреев. Большим авторитетом пользовались председатели колхозов "Коммунизм" Якуб Борохов, "Ильич" – Масанэл Бабаев, "Бедори" ("Пробуждение") – Иосиф Морчабаев, братья-близнецы Давыдовы – агроном Симха и ветврач Сосон, бухгалтер Роза Шимунова и многие другие.

Несмотря на то, что в период массовых репрессий 1930-х деятельность КОМЗЕТов была практически прекращена, а летом 1938-го они были и вовсе ликвидированы, евреи, успевшие осесть на земле, продолжали успешно заниматься крестьянским трудом. Жизнь в бухарско-еврейских колхозах шла по обычному сценарию тех лет: напряженная работа, трудодни, планы и обязательства, общие и партийные собрания, на которых осуждали "вредителей" и "врагов народа". Были и свои радости – концерты, киносеансы на открытом воздухе, празднование советских и революционных праздников».

 Да, именно так оно  и было. Несмотря на то, что мне было еще довольно мало лет, все это я хорошо помню до сих пор.

Два слова о членах семьи дяди Масанэла. Верной опорой ему была его жена, тетя Тово. И дом был под ее неусыпным контролем. И дети нормально росли, и амак был всегда ухожен. Никогда не забуду их сыновей, моих двоюродных братьев Даниила и Мурода. Их уже давно нет в живых, но память о них будет вечной, столько добра они сделали всем нам, всем, кто был в их окружении. Первый был селекционером и выводил новые сорта хлопчатника, был кандидатом сельхознаук. Серьезно заболел после того, как ходил на какие-то замеры на хлопковое поле, где проводили  обработку с воздуха какими-то опаснейшими химикатами… Это стоило моему любимому брату жизни. А добрейший Митя, оказавшись волею судеб в Америке, не смог там найти себя, обрести равновесие, его тоже не стало. Живы и хорошо помнят все это наши двоюродные сестры Рано, Зумрад и Барно, с которыми мы росли вместе в нашем колхозе. Они уже в возрасте, время от времени болеют. Дай бог им здоровья и долгих лет жизни.

 В Квинсе живут и совсем взрослые дети нашего старшего дяди, которого звали Иммануэль, очень хорошего человека. Самые добрые слова могу сказать и о его детях – братьях Борисе, Аркадии и Мише. Они тоже росли с нами в те колхозные времена в Сырдарье. Большой потерей для всех нас стала трагическая гибель в Казахстане другого брата, члена этой семьи, Ильи. Он так еще много мог бы сделать в своей жизни. Можно сказать, что его дело продолжает его сын, очень симпатичный человек, которого зовут Натан. Хотелось бы пожелать доброго здоровья в эти недобрые времена, когда  вокруг столько бед от коронавируса, моим родным братьям Рафаилу и Эдуарду, а также любимой сестренке Светлане.

Кроме дяди Масанэла (Мирсаида), у моего отца был еще один брат, который тоже оставил самый добрый след на земле. У меня каким-то чудом сохранилась его биография, написанная собственноручно, в ней указана дата – 20.10.1937г. И в самом начале он пишет следующее:

 Я, Бабаев Исраэль Хаимович, родился в 1908 году в селении Чиназ Янгиюльского района Ташкентского округа. Отец мой  был кустарем- одиночкой (портным), умер в 1921 году. После смерти отца работала только наша мама (это  была наша бабушка Рахель Бабаева), была мыловаром, так как  тогда в  семье  самый старший  мой брат был 14-летним…

И вот недавно, когда мне вместе с представителем фонда «Ташкент» Олегом Сычаковым довелось принимать участие в приведении в порядок заброшенного полвека назад  кладбища бухарских евреев в Чиназе, произошло еще одно чудо. На одной из могильных плит  мы прочитали, что здесь, в 1921 году, похоронен Хаим Бабаев –  основатель нашего рода по отцовской линии. Конечно, моему волнению не было пределов. Это стало событием для всего нашего рода-племени. И вот стою я у могилы своего деда, который был похоронен в этой земле более 100 лет назад, и думаю, как же неимоверно трудно им пришлось в той жизни, сквозь что пришлось пройти, что преодолеть! И это благодаря им, всему тому поколению теперь у нас совсем другая жизнь.

Конечно же, я побывал в тех местах, где раньше располагался наш колхоз в Сайхунабадском районе. Там все преобразилось, да иначе и быть не могло. В прежние кишлаки пришли новые технологии, новая жизнь,  люди живут уже  совсем по другому.

Ну вот и все,  такая  вот, пусть и небольшая,  бухарская сага прошлого века...

 

БОРИС БАБАЕВ

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

25.04.2020 / 21:55:02

Образование в режиме онлайн: опыт зарубежного университета в Узбекистане

Переход от формата обучения, где студенты ходят на лекции и сдают задания, тесты, экзамены, к формату в режиме онлайн – это сложный процесс даже без условий глобальной пандемии. Но так случилось что в нашей стране импульс в сторону киберобразования был дан именно такой, фактически непредсказуемой, ситуацией Далее...

16.04.2020 / 13:57:07

Город урбанизма, музыки и воинской славы. Что еще мы знаем про Ухань кроме коронавируса

Сегодня многие говорят, что благодаря распространению коронавируса китайский Ухань стал одним из самых известных городов Поднебесной, потеснив таких лидеров, как Пекин и Шанхай. Однако это не совсем так. Еще до появления этого вируса, город славился своими архитектурными и природными объектами, образованием, музыкой, театром и многими другими направлениями Далее...

12.04.2020 / 17:24:31

Два мнения о дате основания Ташкентской публичной библиотеки

1927 году в Ташкенте тиражом 750 экземпляров был напечатан сборник научных работ, озаглавленный "В.В.Бартольду – туркестанские друзья, ученики и почитатели" Далее...

04.04.2020 / 21:40:59

Роль библиотек и архивов в сохранении и распространении письменной культуры Узбекистана

Фредерик Старр, Профессор университета Джонса Хопкинса в городе Балтимор, штат Мэриленд, США. Основатель и председатель института Центральной Азии и Кавказа Далее...

29.03.2020 / 13:34:08

История формирования архивного фонда Государственного Эрмитажа. Современный опыт по сохранению рукописных памятников

Современная структура Отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа сформировалась в 1979 году. В настоящее время в состав Отдела входят научный архив и фотоархив. Уникальные документы, хранящиеся в архиве, отражают большой и сложный путь, который прошел Эрмитаж от дворцового собрания картин до одного из крупнейших музеев мира Далее...





25.07.2020 / 20:32:26
В рамках седьмого фестиваля АРТ ПРОСПЕКТ объявляется Открытый конкурс
 
19.07.2020 / 01:19:41
Виртуальный музей – это актуально
 


02.08.2020 / 02:07:18
Фирудин Сафаров: режиссёр, музыкант, человек
 
30.07.2020 / 14:57:40
Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева: "Жизнь – это вечное развитие"
 


07.08.2020 / 16:43:08
Узбекистанцы посмотрят классические и современные фильмы режиссеров из ЦА
 
03.08.2020 / 22:01:37
На студии "Фаввора-фильм" в Ташкенте завершена работа над новой документальной картиной "Али Хамраев. О прожитом и пережитом"
 


11.08.2020 / 22:54:38
Пару строк о Морисе Равеле
 
09.08.2020 / 00:43:31
Не стало известного композитора и дирижёра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Анвара Эргашева
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте