Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
04.09.2025 / 20:36:44
3 сентября в Галерее изобразительного Искусства Узбекистана в Ташкенте состоялось открытие выставки, посвящённой 120-летию со дня рождения одного из основателей узбекской живописи Урала Тансыкбаева !![]() В церемонии приняли участие председатель Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова, первый заместитель Председателя Олий Мажлиса Содик Сафоев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Узбекистане Бейбут Атамкулов, а также куратор выставки Зельфира Трегулова. Галерею НБУ в эти дни просто не узнать, так здесь все преобразилось в связи с открытием этой , очень впечатляющей выставки . Ее духом и содержанием проникнуты все главные залы. Экспозиция организованная Фондом развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан, объединила 124 произведения живописи и графики Урала Тансыкбаева. Как отмечалось на церемонии открытия выставки, это 106 экспонатов из коллекций Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, Государственного музея искусств Узбекистана и Дома-музея Урала Тансыкбаева, а также 18 произведений из Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева. Вместе с тем, подчеркивалось, что значительная часть работ представлена публике впервые , как в Узбекистане, так и за его пределами. Выставка в Ташкенте стала продолжением крупного проекта, впервые показанного в Государственном музее искусств Казахстана им. А. Кастеева (март – июнь 2025 года). Известный московский искусствовед , куратор выставки Зельвира Трегулова особо отметила то, что экспозиция охватывает весь творческий путь художника: от ранних живописных и графических работ конца 1920-х – первой половины 1930-х годов до монументальных полотен периода «оттепели». Представленные произведения раскрывают жизнь и творчество Тансыкбаева через его наиболее знаковые и выразительные работы. Накануне открытия выставки Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан организовал масштабную реставрацию более 70 картин, к которой были привлечены ведущие французские специалисты. Кроме того, к юбилею художника готовится научный каталог выставки, издаваемый в сотрудничестве с итальянским издательским домом Electa Publishing. Сразу после пресс-конференции в связи с открытием выставки «Урал Тансыкбаев. К 120-летию со дня рождения» для представителей СМИ состоялась экскурсия по экспозиции. Ее провела Зельфира Трегулова, это был живой разговор о художнике и его времени. Начав с ранних графических листов и живописных опытов конца 1920-х годов, она шаг за шагом раскрывала путь Тансыкбаева: его дерзкие поиски, увлечение авангардом, влияние русской классики и западноевропейского модернизма. В словах куратора картины оживали, становились частью большого рассказа о культуре XX века и о человеке, который всегда стремился найти свой собственный художественный язык. Особое внимание Зельфира Исмаиловна уделила тому, как Тансыкбаев пропускал через себя всё увиденное, от музеев Москвы с коллекциями Щукина и Морозова до яркой палитры родной земли: света, архитектуры, узбекского костюма. В этом соединении мирового и национального рождалось новое качество, уникальное для искусства региона. Экскурсия подарила ощущение погружения в эпоху и позволила взглянуть на экспозицию как на живую историю, где каждый зал — одна глава жизни художника. Для участников это был по-настоящему эксклюзивный опыт: пройтись по выставке вместе с куратором, услышать её размышления и почувствовать то, что обычно остаётся за кадром Народный художник Узбекистана Урал Тансыкбаев (1904–1974) — один из основоположников национальной школы живописи, происходивший из казахской семьи. Его творчество охватывает живопись, графику, театральное оформление и монументальные росписи. Работы художника экспонировались в Узбекистане, Москве и за рубежом, в том числе в США (Филадельфия, 1934). В 1950-е годы Тансыкбаев работал над крупными монументальными проектами, а в 1956–1959 годах возглавлял Союз художников Узбекистана. В 1968 году художник безвозмездно передал более 150 своих ранних произведений для коллекции музея в Нукусе, отобранных И.В. Савицким. Среди наиболее известных работ мастера — «Портрет узбека» (1934), «Узбечка» (1928), «Багряная осень» (1931), «Дорога» (1935) и «Утро Кайраккумской ГЭС» (1957). Интервью для сайта Культура Узбекистана ЗЕЛЬВИРА ТРЕГУЛОВА , куратор Последнее время я часто бываю в Ташкенте , потому что я тесно сотрудничаю с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, который сейчас делает большую работу по продвижению узбекской культуры во всем мире , как страны с невероятным культурным наследием. Я счастлива, что мне предложено стать куратором этой выставки и мне очень интересен этот материал и анализ авангарда того времени . Тут роль Тансыкбаева очень значительна до самых последних его работ. Здесь представлен великий период авангарда. И Тансыкбаев является на мой взгляд представителем концепции пейзажа эпохи «оттепели». Он предчувствовал и отражал в своих картинах тему будущих экологических проблем . Мы уверены, что на эту выставку придет огромное количество людей , которых восхищает творчество Тансыкбаева. В нем мы видим пример молодого человека из народа, который с ранних лет осознавал в себе художественный дар и стремился к учёбе, к поиску новых решений. При этом он предлагал невероятно смелые, авангардные и разнообразные формы.Он подпитывался разными источниками: русской классикой, авангардом, прекрасно представленным в те годы в Центральном музее (сегодня — Государственный музей искусств Узбекистана), и западноевропейским модернизмом, который он увидел в 1928 году в Москве, посетив Музей нового западного искусства с коллекциями Щукина и Морозова — лучшими подборками Пикассо, Сезанна, Гогена, Матисса. И всё это, пропущенное через его собственную душу, рождало новое художественное качество, в котором сливались влияние мировой культуры и непосредственные впечатления от его родной природы, архитектуры, традиционного костюма.Тансыкбаев был художником, который неустанно искал свой путь и в то же время умел выразить своё время, так, как он его видел и переживал. И в этом его уникальность».
БОРИС БАБАЕВ, ЕЛЕНА ВЕТВИКОВА, Kultura.uz
О Фонде развития культуры и искусства Узбекистана
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF) занимается сохранением, продвижением и поддержкой культурного наследия страны. Играя ведущую роль в культурной политике, Фонд привержен развитию культурной экосистемы, стимулированию креативной экономики и созданию возможностей для деятелей искусства на национальном, региональном и международном уровнях. Фонд убеждён, что культура и наследие играют ключевую роль в формировании общества, объединении сообществ, преемственности поколений и развитии межкультурного диалога. В числе ключевых инициатив ACDF: проведение четвёртой Всемирной конференции по креативной экономике (WCCE, Ташкент, 2–4 октября 2024 года), Арельский культурный саммит (Нукус, Каракалпакстан, 4–6 апреля 2025 года), участие Узбекистана в Expo 2025 в Осаке (апрель–октябрь 2025 года), реновация Центра современного искусства в Ташкенте, строительство нового Государственного музея истории по проекту японского архитектора Тадао Андо и реставрация Дворца великого князя Романова. Фонд также реализует проект Tashkent Modernism XX/XXI — долгосрочное исследование и документирование модернистской архитектуры Ташкента. В его рамках в ноябре 2024 года вышла книга в издательстве Rizzoli New York, а в начале 2025 года ожидается публикация в Lars Müller Publishers. В сентябре 2025 года ACDF организует первую Бухарскую биеннале.
acdf.uz
| ![]() |
![]()
|