Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.11.2021 / 18:24:05

Чудесный "Сон бабочки" от Барзу Абдураззакова в "Дийдоре"


Прозой описывать поэзию очень тяжело. А пространственно-временную поэзию, а имена такая была на сцене театра-студии им. Б.Юлдашева «Дийдор» в спектакле известного таджикского режиссера Барзу Абдураззакова «Сон бабочки», по роману Тимура Зульфикарова, – задача просто невыполнимая. Невозможно словами описать это лиричное-метафоричное-печальное-философское-стремительное-живое и светлое. Можно только поверить с  первых минут, нет- секунд,  этому взрослеющему Насриддину, который начал видеть  (на радость ли, на печаль ли? ) айвовые сны -  вчерашнему студийцу Нурмахаммаду Иброхимжонову. А потом и всем без исключения.  Бобуру Юлдашеву в яркой роли противоречивого правителя-  Талгатбека.   Анвару Хамрокулову -  многолико сыгравшего рассказчика Мустафо-бобо.  Зафару Кутлимуродову воплотившего коварного Кора Бутона. И  Саламату Зарипбаеву  в небольшой, но яркой роли Ильёса-махдума. Конечно  Махлиё Аскаралиевой  в роли первой возлюбленной Насриддина – Сухаили. Непостижимой и всегда поражающей Юлдуз Раджабовой - немой матери Насриддина и в роли Рустама-полвона – мегаобаятельному и истинно народному Джурабеку Арзиеву. Музыкантам, танцовщицам, ведьмам, нукерам… Всем. Каждую секунду. От и до. Кружащимся в танце, влюбляющихся с первого взгляда, умирающим в самый разгар праздника, бегущим от себя к… себе. Робким и безжалостным, радостным и горюющим. Острословничающим и немеющим. Слабым, побеждённым и одиноким. И сильным, мужественным и искренне верящим, что могут всё вернуть и вернуться самим.

Смотря этот театральный заговор-сеанс-ритуал  сразу становится ясно, что имел в виду  известный английский режиссёр и реформатор театра Питер Брук, когда делил театр на мёртвый, живой и грубый. В этот поздний столичный вечер на сцене и был такой - грубый и живой театр. Грубый - потому что постановщики часто пользовались простыми и доступными театральными приёмами, которые остались сегодня разве только на представлениях бродячих цирковых. А живой - потому что пропущено через себя. Прожито на репетициях и пережито на сцене  постановщиками так, что сразу понимаешь – многое, что до этого смотрел, сидя не на краю старой  циновки в «Дийдоре», а в удобном кресле – неживое и фальшивое искусство. С которым вчера, совсем не ставя такой цели, боролся и побеждал этот живой «Сон бабочки». Без тотального рекламного нажима и усилий мастеровитых администраторов. Без «волшебного» финансового рычага и всего за месяц репетиций. И все, кто в этот вечер пришел на премьеру, стали частью этой победы. Все, кто пришел и …прошёл в зал.

Ведь небольшой зал «Дийдора», от силы вмещающий 40 человек, был переполнен в два раза. В ДВА! (когда такое было при современном положении дел в нашем театральном искусстве?). Но поместились все, кто пришел и терпеливо ждал почти полчаса, пока всех рассадят, пусть даже и на полу.   И, уверен, каждый зритель был переполнен эмоциями в несколько раз больше, чем он привык получать от обычного спектакля. Подчеркну - каждый подготовленный зритель. А этого дорогого стоит. И всё сложилось в этом спектакле. И мудрая и многослойная режиссура Барзу Абдураззакова и действенные песочно-камышово-ковровые декорации  Доно Ганиевой, и игра и опытных актеров и студийцев «Дийдора», и живая музыка от Назокат Арзиевой и Мурода Алиева. Вместе с Насриддином хотелось влюбляться, веселиться с загульным ханом, оплакивать друга и биться с его убийцей, прощаться с любимой и матерью, и верить. И нести, как просил актёров Барзу Абдураззаков «…Свет. Не смотря ни на что - СВЕТ!»     

А ещё месить со всеми персонажами ногами этот песок в танце-мольбе-погоне-зикре в театральной  вселенной «Дийдор», что всего 3 на 3 метра. И аплодировать потом всем им долго и искренне, пока ладони не загорятся. И петь финальную мелодию в полный голос. И не верить, что спектакль шел больше полутора часов.  И спорить, что прошло не более часа от того, как Насриддин первый раз полетел во сне и в последний раз вышел из дома, со слезами на глазах. И тоже выйти потом со спектакля с мокрыми, но светлыми глазами. От того, что счастлив, что тоже видел чудесный «Сон бабочки» от Барзу Абдураззакова в «Дийдоре».

P.S. Уверен, на спектакле был и сам Баходыр Юлдашев. Он точно не пропустил бы такое. Спектакля своего друга, спектакля своего сына, своего театра и своих учеников. И сидя где-то, прямо под условными колосниками «Дийдора», он мудро и светло улыбался и гордился ими. Благословляя и дальше лететь, словно бабочка Тимура Зульфикарова – легко и не боясь ничего. Низкий поклон ему за это… 

 Александр Кудрявцев





Другие материалы рубрики

24.11.2021 / 18:24:49

"Красная шапочка" на сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана

Вот и подходит к своему завершению 2021 год. Непростой, но интересным был уходящий год. А впереди у вас - Новогодние каникулы! Государственный академический русский драматический театр Узбекистана с 25 по 30 декабря 2021 г. и с 2 по 9 января 2022г. в 13.00 и 15.00 приглашает Вас на музыкальную сказку "Красная Шапочка" по пьесе Е.Шварца Далее...

20.11.2021 / 16:14:55

IV Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии состоится в Ташкенте с 30 ноября по 7 декабря 2021 года

Форум предоставляет молодым театральным деятелям возможность поделиться профессиональным опытом, обсудить проблемы, с которыми сталкиваются начинающие свой творческий путь профессионалы. Кроме того, это редкая возможность найти единомышленников и договориться о сотрудничестве и новых совместных проектах Далее...

18.11.2021 / 20:54:40

Молодёжный театральный форум в Ташкенте

С 30 ноября по 7 декабря в Ташкенте состоится IV Молодёжный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии. В этом масштабном смотре участвуют театры из 11 стран: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Молодёжный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии Украины Далее...

16.11.2021 / 12:41:12

В продолжение темы. Куда приводят мечты. ("Записки сумасшедшего" Н.В.Гоголя на сцене Кашкадарьинского театра)

Инициаторами театрального проекта стали турецкий режиссер Кубилай Эрделикара, он же автор инсценировки, и узбекистанский искусствовед Айбек Копадзе, он же переводчик Далее...

14.11.2021 / 22:22:28

В Ташкенте с большим успехом показан спектакль Кашкадарьинского областного музыкально-драматического театра "Записки сумаcшедшего". Он получил Гран-при на международном фестивале в Турции

Уже прошел далеко не один день после просмотра спектакля по произведению Николая Васильевича Гоголя "Записки сумаcшедшего" на сцене Национального драматического театра Узбекистана, но забыть это просто невозможно Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте