Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.05.2022 / 23:03:22

Балет "Анна Каренина" в Большом театре Узбекистана в постановке Бориса Эйфмана – это глубокое потрясение и восторг


Обычно приходя с балетного спектакля находишься в очень хорошем настроении, с удовольствием  про себя пересматриваешь понравившиеся сцены. Но на следующий день уже перестаешь думать о спектакле погружаясь в повседневные дела, в то время как балет «АННА КАРЕНИНА» в постановке Бориса Эйфмана не отпускает ни на одну минуту даже через несколько дней. Все время всплывают отрывки из спектакля и постоянно думаешь: «Как они это делают?»

Этот спектакль  на сцене ГАБТа им. А.Навои  пронизан невероятной эмоциональной энергией, каждое движение, каждая нота   удивительно точны по своему психологическому воздействию. Все продуманно до мелочей: декорации, костюмы, свет. Высочайшего уровня исполнительская техника труппы  и яркий хореографический язык спектакля, включающий в себя сложные поддержки, многообразие форм и позиций, современную геометрию кордебалета, необычайно высокий темп  держали  меня,  ташкентскую публику все два часа в напряжении, в то же время казалось , что спектакль пролетел как один миг.

Премьера балета "Анна Каренина" состоялась в 2005 году. Спектакль отмечен престижными театральными премиями "Золотая Маска" и "Золотой Софит". Кроме того, именно за эту постановку Борис Эйфман был удостоен международного балетного приза "Бенуа-де-ла-Данс" (известного как "Балетный "Оскар") в номинации "Лучший хореограф".  Борис Эйфман –  знаменитый российский хореограф, автор более 50 оригинальных балетов. Его уникальные постановки  получили мировое признание и высокую оценку зрителей и критиков разных стран. "Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового", – пишет о нем  известное  французское издание Le Figaro.

"Балет - это особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание. Каждый новый спектакль — поиск неведомого. Роман "Анна Каренина" всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе "Анна Каренина" есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений", -   говорил в одном из своих интервью  Борис Эйфман.

Спектакль начинается с очень сильной сцены -Анна, Каренин и  сын Сережа, замкнутый круг игрушечной железной дороги с маленьким паровозиком. Анна одета в черное платье, что по-моему символизирует ее несчастный брак с Карениным, она начинает танцевать в черном и заканчивает танцевать в черном уже готовая принять смерть. Когда Анна счастлива с Вронским она переодевается в белое, затем красное платье, а потом и полностью «обнаженной» (в трико телесного цвета) .  Все это глубоко символично и передает те психологические трансформации, через которые проходит героиня. Та же метаморфоза происходит со светом используемым в спектакле, который точен и необычайно уместен.

Кордебалет воплощает тщетную суету блестящего светского общества, или бездушную государственную машину, или тупое беспросветное солдафонство. Хореографическое решение вполне конкретно подчиняется образным задачам каждого эпизода. Танцовщики упоенно вальсируют, взлетая в элегантных поддержках, — аристократический бал. Единодушно семенят, изображая рьяное усердие, — государственное учреждение. Привычным жестом опрокидывают  рюмки, а затем залихватски покоряют воздушное пространство - практически все артисты труппы обладают замечательными прыжками, танцуют необычайно синхронно и в очень высоком темпе. 

Фонограмма к спектаклю нарезана из 14 произведений Петра Ильича Чайковского. Хореограф  выбрал для своего балета фрагменты музыки из симфоний (№ 2, № 6, «Манфред»), сюит (№1 и №2), симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и  некоторых других. Музыка звучит необычайно современно.

В балете только три солиста - «Анна  – Каренин – Вронский ». Пластическое решение дуэтов главных героев внятно разъясняет происходящие с ними метаморфозы. Если Анна танцует с мужем (шесть раз), то главными темами будут отчуждение и неприятие  мужа, а потом — мужское насилие. Эту тему лучше всего выражают поддержки и позы, в которых женское тело максимально завернуто и изломано. Дуэты Анны и Вронского (их общее количество равно девяти) последовательно представляют: первый интерес, влечение, упоение, любовную истому, бурную страсть, решимость на разрыв с мужем, рутину, а затем и скуку в любовных отношениях, последующее примирение и умиротворение уже в другой жизни. Хореографическая лексика этих дуэтов также вполне предсказуема: объятия, обводки, смелые воздушные поддержки, выражающие накал чувств. В этом спектакле нет правых и виноватых — несчастны все. И Каренин, наделенный здесь «балетным красноречием», отнюдь не «человек в мундире». Его дуэты с Анной полны отчаяния, и эмоционального напряжения в них не меньше, чем в объяснениях героев.

Огромное впечатление произвела последняя сцена, такого образного выражения  через  паровоз никто не ожидал и несомненно это новое слово в сценической интерпретации «Анны Карениной». Маленький игрушечный  паровоз, появляющийся в начале спектакля у ребенка-сына Каренной превращается в огромную машину , состоящую из тел людей: кордебалет делится на две темные небольшие толпы; они кружатся, перетаптываются, дробно мелькают -- будто действительно колеса. Под  них с высоты падает Анна под   яркий свет фар  этого паровоза и сыплющийся с колосников снег,  тело  погибшей женщины носильщик вывозит на вокзальной тележке.

Несомненно хореография Бориса Эйфмана - это хореография  XXI века, которая не может оставить равнодушным современных зрителей, после каждой сцены  зал аплодировал, а в конце зрители рукоплескали артистам стоя очень долго , не отпуская их со сцены. Фестиваль «Театра и Балета» еще раз показал, что эти виды искусства имеют своего зрителя и очень востребованы в Узбекистана и благодаря таким фестивалям интерес к ним  все более  усиливается.

Хотелось бы выразить  отдельную благодарность  за организацию этого прекрасного Международного фестиваля театра и балета  Фонду развития культуры и искусства Узбекистана. Все, что они делают в этом отношении вызывает у меня чувство большого уважения.

                                                                                         ВИКТОРИЯ ЛЕВИНСКАЯ





Другие материалы рубрики

12.05.2022 / 22:39:03

"Дорогие мои старики"

Сюжет пьесы прост, он подсказан нашей жизнью. Речь в спектакле идет о молодом музыканте, который бескорыстно ухаживает за пожилыми людьми, а те, видя искреннее участие и заботу, стараются отблагодарить его и делают это с той щедростью, которая присуща истинно одиноким людям, обретшим вновь близкого человека Далее...

10.05.2022 / 14:59:44

Ташкентский фестиваль оперы. Программа

Ташкентский фестиваль оперы. Программа Далее...

07.05.2022 / 22:18:42

Очередное потрясающее событие в преддверии знойного лета — Ташкентский фестиваль Оперы

С 8 по 29 мая на разных площадках столицы — в парках, торгово-развлекательных комплексах, в скверах и на летних площадках, а также в более ста ресторанах столицы — пройдут мероприятия, насыщенные эмоциями, яркими моментами, уникальными музыкальными выступлениями и незабываемыми впечатлениями Далее...

07.05.2022 / 22:07:46

Великое творение Дж.Верди опера "Трубадур" вновь украсило сцену ГАБТа им. А. Навои. К большой радости зрителей, главные партии исполняли лучшие певцы Италии

Эта постановка посвящена важному событию-30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Итальянской Республикой. Оперу Верди "Трубадур" ГАБТ им. А. Навои представил при поддержке Посольства Италии в Узбекистане Далее...

06.05.2022 / 17:52:10

Большой театр Узбекистана все более уверенно заявляет о себе. Об этом убедительно говорят результаты гастролей в Южной Корее, фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори"

Накануне отъезда на гастроли в Сеул мне довелось вести свою телепрограмму "...И это все о нем" на которую были приглашены многие ведущие солисты ГАБТа им. А. Навои. Разговор был Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте