Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.08.2020 / 02:02:45

"Очень хотим, чтобы нас услышали": Фаррух Туляганов о поддержке, судьбе и проблемах кинобизнеса в Узбекистане


Основатель кинотеатров Salom и Parus Фаррух Туляганов рассказал Spot о системных проблемах кинобизнеса в Узбекистане, влиянии карантина и планах на будущее.

В Узбекистане началось смягчение карантина, что позволило нескольким сферам возобновить работу, но кинотеатры в перечень не попали и они по-прежнему закрыты, причем на неопределённый период.

Узбекистан характеризуется довольно низким уровнем развития кинопроката — в стране с населением в 34 млн человек современных кинотеатров можно посчитать по пальцам, что уж говорить об удобствах.

К примеру, в самом большом кинотеатре страны Cinema Palace (дворец кино им. Алишера Навои) вместо кинотеатрального экрана висит обычная ткань, не говоря уже о креслах, установленных еще 30−40 лет назад.

Мешают развитию отрасли еще и низкий доход населения, недостаточное количество кинозалов и тотальное пиратство (почти все телеканалы демонстрируют пиратские копии).

«Нам нужны фильмы, на которые будет ходить зритель»

Еще одной большой проблемой индустрии является некачественные фильмы. Не стесняясь в выражениях, могу сказать, что нынешняя позиция некоторых кинорежиссёров отбросила отрасль назад в эпоху сталинизма, где снимались от силы 10 фильмов, и все они были квасно-патриотическими и шовинистическими.

В 2019 году со стороны Национального агентства «Узбеккино» было профинансировано производство художественных фильмов «Коканд шамоли», «1 август» и «Авлоний» (бюджет более 6 млрд сумов).

Мы не имеем ничего против этих картин — они хорошо сняты и очень интересные, но зрители не ходят на них в кино.

Самое интересное, что никто из режиссеров и продюсеров фильмов ни разу не поинтересовался судьбой прокатов. Нам казалось, что им было абсолютно безразлично.

Нас, как частников, могут обвинить в космополитизме и нежелании поддерживать отечественные фильмы, но это не соответствует действительности. Мы двумя руками за развитие кинопроизводства, но нам нужны фильмы, на которые будет ходит зритель.

Кинотеатр Parus. Фото: Parus

Как карантин повлиял на киноиндустрию

Ситуация сложная — киноиндустрия, как бизнес с высокими финансовыми рисками, страдает и многие компании точно не выживут.

Наступил карантин. Мы не успели сформировать четкую стратегию поведения и пока дожидались реакции от регулирующих органов, не успели как следует подготовиться.

Что мы предприняли. Первым делом обеспечили сохранность имущества и консервацию высокотехнологичного оборудования, а также продумали план социальной защиты персонала. Кроме того, как и почти все кинотеатры Ташкента, договорились с собственниками торговых центров о пересмотре арендных платежей — нам пошли навстречу.

К весеннему празднику должны были открыться два кинотеатра в торговых центрах Riviera и Atlas с десятью залами. Работа шла полным ходом, но сначала открытие пришлось передвигать из-за эпидемии в Китае, потому что оттуда мы импортируем комплектующие для оснастки кинозалов, а когда у них заработали производственные мощности, то беда нагрянула уже к нам.

Мы думали, что скоро откроемся — персонал для этих кинотеатров уже сформировался, сотрудники прошли стажировку, и мы оплатили определенную компенсацию на первый месяц вперед. Но, к сожалению, кинотеатрам еще не дали «зеленый свет».

В результате, на сегодняшний день 90% персонала уже уволились — кто-то сидит дома, а кто-то нашел себе новую работу. Они периодически звонят мне, ждут открытия и готовы вернуться на работу.

О мерах поддержки

20 июля вышло новое постановление о дополнительной поддержке бизнеса и населения, в том числе и кинотеатров. Было продлено освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога до 31 декабря 2020 года.

Честно говоря, нам это никак не помогло, потому что мы арендуем помещение. Арендодателей, в свою очередь, тоже можно понять. Они зачастую находятся в положении не лучше, ведь у многих это основной доход.

Банки предлагают взять кредит, но есть большая вероятность, что нам будет не с чего его обслуживать. По существующим кредитам выплату отсрочили, но проценты продолжают капать. Оборудование простаивает, прибыли нет, но это никого не волнует.

Мы обращались в приемную Кабинета Министров, чтобы нам выделили землю в аренду для открытия автокинотеатра (шансы заразиться были бы минимальны), но идея не получила отклика.

Кинотеатр Salom. Фото: Afisha.uz

Открыться на любых условиях

Кинобизнес как индустрия сейчас в одном из самых тяжелых положений, потому что многим сферам разрешают работать, но не нам.

Мы даже примерно не знаем, когда сможем приступить к работе, а если откроемся, то что нам крутить? Показ многих кассовых фильмов, на которые активно ходят зрители, передвинулся минимум на полгода-год.

В Москве хотя бы разрешили сажать зрителей через одно-два кресла. Мы несколько раз обращались в соответствующие организации с просьбой открыться по той же схеме, но ответа не было.

Мы не знаем, что делать, чтобы пережить карантин. Очень хотим чтобы с нами, представителями кинотеатров, встретились, поговорили и помогли открыться в скором времени.

Кризис — возможность для роста

Многие говорят, что все фильмы скоро начнут выпускать онлайн, а люди после окончания карантина перестанут ходить в кинотеатры.

Я считаю, что кинодистрибьюция еще надолго останется коммерческим двигателем киноиндустрии. Возможно изменятся какие-то правила, но основной моделью монетизации киноконтента останется прокат.

В кинотеатр ходят не за фильмом, его можно посмотреть и дома на телевизоре или компьютерами, а за эмоциями. Люди приходят, чтобы окунуться в магию кино на большом экране.

До недавнего времени, несмотря на несколько указов и постановлений президента, развитие киноиндустрии не ощущалось. Должен отметить, что прогресса не было, а сама сфера представлялась «аппаратной игрой» и «распилом госсредств».

Кинотеатрам была абсолютно непонятна позиция предыдущего руководства «Узбеккино». Иногда казалось, что они считали себя нашими конкурентами и мы зачастую не могли понять правила игры, которые нам пытались навязать.

Многое изменилось после прихода нового руководства. Впервые за много лет представители кинотеатров начали участвовать в создании концепции развития кинематографии.

Сегодня надо проводить системные изменения. Они должны быть направлены на перемены в прозрачном финансировании со стороны государства, строительство современных кинотеатров, обнуление таможенных пошлин на именное кинооборудование, вопрос квоты и, самое главное, упразднение цензуры в производстве кинофильмов.

После этих преобразований пойдут и инвестиции — рынок-то сейчас абсолютно пустой. На 350 тыс. человек приходится один кинозал, а ведь под готовым брендом «Кино» можно создать десятки тысяч рабочих мест с оборотом в несколько миллиардов сумов.

 

Лия Янгуразова

Источник





Другие материалы рубрики

22.08.2020 / 18:55:43

Борис Бабаев о жизни и о жизни в телеэфире

Борис Рахимович, вы ведете на НТРК Узбекистана две программы: "Узбекский характер" и "И это все о нем". Как, когда и у кого возникла эта идея... Далее...

20.08.2020 / 16:39:36

Триумф Евразийского Кино в Великобритании. Второй кинофестиваль "ECG Eurasian Film Festival"

C 13 по 19 августа 2020 в Лондоне прошел второй кинофестиваль "ECG Eurasian Film Festival" - один из немногих кинофестивалей в мире, который способствует продвижению Eвразийского кинематографа на англоязычном пространстве Далее...

18.08.2020 / 17:26:26

В Узбекистане после реконструкции открывается Дворец кино имени Алишера Навои

Дворец кино имени Алишера Навои, реконструируемый Национальным агентством "Узбеккино", скоро встретит публику в новом и современном виде. Далее...

13.08.2020 / 09:00:18

На фильмы об исторических и мифологических персонажах Узбекистана будут выделены гранты до 3 миллиардов

Фильмы будут представлять собой полнометражные и короткометражные художественные фильм об истории и исторических личностях Узбекистана. По этому поводу принято соответствующее решение Кабинета Министров Далее...

07.08.2020 / 16:43:08

Узбекистанцы посмотрят классические и современные фильмы режиссеров из ЦА

В этом сезоне программа кинопоказов расширилась и включила в себя современную классику центральноазиатского кинематографа. Будут представлены ленты современных кинематографистов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Далее...





05.08.2022 / 20:48:28
Выставка графических работ художников Мурода Фозила и Мухаммада Фозили "Кокандские ветра" стала для любителей живописи настоящим откровением
 
24.07.2022 / 14:55:39
Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок порадовали ташкентцев и гостей города новой, прекрасной выставкой
 


01.08.2022 / 14:10:39
Борис Эйфман показал в Москве новую версию своего знаменитого спектакля
 
29.07.2022 / 15:34:28
Мариинский театр запустил собственный видеопортал
 


09.08.2022 / 17:39:13
В хокимияте Ташкента состоялась презентация очень впечатляющего видеоролика Salom Tashkent, раскрывающего туристический потенциал столицы
 
09.08.2022 / 17:39:13
В хокимияте Ташкента состоялась презентация очень впечатляющего видеоролика Salom Tashkent, раскрывающего туристический потенциал столицы
 


26.07.2022 / 20:49:31
Альбина ГАРБУНОВА. Рассказ "Иноходец"
 
24.07.2022 / 14:53:07
В Самарканде презентована книга воспоминаний об Эдварде Ртвеладзе
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте