Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
18.06.2020 / 16:32:56

Берта Давыдова и Шашмаком, как одна из самых важных и интереснейших страниц истории музыкального искусства нашего края


Вся творческая биография моей мамы, Народной артистки Узбекистана Берты Давыдовой, была тесна связана с Шашмакомом, этим любимым у народов Центральной Азии, музыкальным жанром. Я, к сожалению, профессионально далек от музыки и музыкального дискурса в области ее традиционных и классических жанров. Но, появившись на белый свет и прожив много лет рядом с известной исполнительницей Шашмакома Берты Давыдовой, я, так или иначе, был приобщен к истории его становления и развития в нашей стране. И, может быть, поэтому интуитивно чувствую знакомые с детства мелодии… 

Позже, в культурологической и музыковедческой литературе, на соответствующих интернет-сайтах, я нашел подтверждение своим догадкам. Так, Татьяна Юдина в статье «Музыкальная культура и фольклор бухарских евреев» пишет: «…Нередко в пении, особенно в начальных разделах Шашмакома, ярко выделяется речитативность, причем, носящая некоторые элементы свободной импровизации. Это придает своеобразный колорит его исполнению".

Мама,  видимо, не случайно стала одной из самых знаменитых  и почитаемых исполнительниц узбекского Шашмакома. Посвятив свою жизнь этому уникальному жанру вокального творчества, она глубоко изучила обычаи, традиции, и язык этого народа. Из опыта личного общения и из различных публикаций о творчестве мамы я узнавал, что ее узбекский язык, интонации близки к классическому языку А. Навои. Культура узбекского народа была близка ей и понятна. 

Как известно, ансамбль Маком при Государственном комитете по телевидению и радиовещанию Узбекистана был создан в 1958 году под руководством Ю. Раджаби.  Это не был в традиционном понимании ансамбль исполнителей различных произведений в том или ином жанре. Это был действительно творческий коллектив, задачи которого выходили за рамки исполнительской деятельности. Первостепенным призванием этого института было формирование узбекского Макома и воспитание собственных исполнителей этой относительно новой для Узбекистана разновидности восточного Шашмакома.  В этой работе проявились истинно исследовательские способности Ю. Раджаби. В процессе подготовки нотной версии  узбекского Шашмакома им были скорректированы существовавшие,  выявлены и включены в нее новые не опубликованные ранее части (мелодии, произведения). Мама рассказывала мне, что в подготовке вокальных разделов этой работы значительную помощь ему оказывал, в частности, Борух  Зиркиев,  который, прежде, на протяжении  многих лет работая в ансамбле макомистов при Эмире Бухарском, был прекрасным знатоком  макома,   но он не был знаком с нотной грамотой, т. е. он был носителем устной традиции. При подготовке нотного сборника Шашмаком, он принимал в этой работе самое активное участие, прожив почти год в доме у Ю. Раджаби. Специфика творческой работы этих двух мастеров заключалась в том, что Зиркиев напевал мелодии тех или иных разделов бухарского Шашмакома, а Ю. Раджаби, в свою очередь, вносил коррективы и воспроизводил их, эти мелодии,  в нотных записях. Подтверждение этому я нашел в книге известного узбекского музыковеда Отаназара Матъякубова «Макомат». Он отмечает, что нотная запись вокальных партий  раздела «Макомы Бухары» пятитомной работы «Узбекская народная музыка» Ю. Раджаби  была подготовлена на основе непосредственной изустной передачи мелодий известными мастерами макома Б. Зиркиевым и М. Толмасовым. 

Теперь о том, что касается исполнителей узбекского Шашмакома. Я просмотрел все пластинки с записями всех макомов и подготовил список всех исполнителей сольных партий, вот их имена: Б.Давыдова; Ш.Эргашев; К.Муминов;С.Аминов;А.Хасанов;А.Имамходжаев;Ю.Раджаби;А.Убайдуллаев;Б.Зиркиев;К.Исмаилова;А.Алимахсумов;Т.Базиков; Т.Бадинов;М.Кенжаева.

С приходом в ансамбль Берты Давыдовой, ей доверили исполнять сольные партии, причем даже те, что  были предназначены для мужского исполнения. Увидев, что она блестяще справляется со сложнейшими макомными произведениями, Юнус Раджаби отдавал ей все больше сольных партий. По моим подсчетам из 40 произведений узбекского Шашмакома, записанных на пластинки, мама принимала участие в 34, в том числе в 19 солировала, причем, это были ведущие партии.

Возрождение ансамблевого стиля исполнения Шашмакома (макомные ансамбли появились в 17 веке) не связано с какими-либо прагматичными целями, в основе этой идеи – музыкальные особенности произведения, доступные не каждому голосу. Подтверждением этому служит тот факт, что, хотя в настоящее время сольное пение никто не ограничивает (кстати, его не ограничивали и ранее), но что-то в условиях, когда наконец-то  «в макомное исполнительство вернулся приоритет солиста, нет почти ни одного, мужского или женского, кроме Муножат Юлчиевой, голоса, который являл бы миру тот уровень исполнения макомов, которым восхищала слушателей Берта Давыдова. Да и по сей день восхищает тех, кто слушает сохранившиеся записи ее пения.

Кстати, О.Матъякубов  отмечает, что и прежде достойных исполнителей в этом сложном жанре  было крайне мало и во времена Эмира Бухарского  он «считался элитарной музыкой, доступной немногим». Однако, в середине минувшего ХХ века уже совершенно в иных условиях развития стран региона элитарная музыка вряд ли была актуальной. Интерес к Шашмакому широких слоев населения естественно сделал актуальным стремление выработать новые формы исполнения для обеспечения его доступности многомиллионной аудитории почитателей. Внимательный анализ записей сорока макомных произведений (Бузрук, Дугох, Ирок, Наво, Рост,Сегох  и др.) показывает, что значительная часть их  состоит из сольных партий. То есть внедрение ансамблевого стиля не означало игнорирование роли сольного исполнения. Скорее, можно говорить о сольно-ансамблевом стиле исполнения узбекского Шашмакома.

Вначале исполнителями сольных партий были мужские голоса. Женщин-исполнительниц с голосами, подходящими для сольных партий, к сожалению, было крайне недостаточно. Часто они не могли преодолеть сложность макомных произведений, это довольно трудный жанр, не каждая певица могла его освоить. Мама рассказывала об эмоциональной реакции Ю. Раджаби, когда даже после многочисленных репетиций он не мог добиться от некоторых солисток необходимого качества исполнения. В то же время мама могла воспроизвести любой отрывок после одного прослушивания, поскольку обладала абсолютным слухом и соответствующими вокальными данными. Может быть, поэтому основным женским голосом в ансамбле была Берта Давыдова. Я встречался со многими именитыми музыковедами, в том числе с упомянутым автором книги «Макомат». В устных отзывах, а также в в своих выступлениях на вечере макомов, посвященном 90-летию со дня рождения Берты Давыдовой, все они отмечали два момента: 1) Берта Давыдова была первой женщиной-исполнительницей макомов, 2) Ее исполнение было впечатляющим, на уровне высокого искусства, по мнению многих, - лучшим с точки зрения вокальной техники, и в то же время оно было глубоко драматичным, эмоциональным и понятным. Жаль, что в печатных публикациях об этом почти ничего не написано.

Еще в 60-х гг минувшего ХХ века мама часто и с огромным успехом выступала с сольными  концертами в Ташкенте, в частности в зале Узгосфилармонии, в Москве – в Кремлевском дворце съездов, выезжала в  различные области  Узбекистана и соседние  республики региона. Ее имя ассоциировалось у слушателей с самим понятием «маком», дотоле известным немногим. Именно ее душевное, необыкновенно красивое исполнение сделало маком столь популярным среди простых людей, как в Узбекистане, так и в соседних республиках. Элитарная музыка, вышедшая из стен дворца, в ее исполнении и интерпретации стала доступной каждому слушателю, пришла в каждую семью.

А с каким огромным успехом проходили ее концерты,  совместно с Комунной  Исмаиловой  в Ошской области соседней Киргизии, где основную часть населения составляли этнические узбеки!  Я помню переполненный зал в Оше и море зрителей в кишлаках, куда им пришлось поехать по настойчивой просьбе местных жителей-хлопкоробов. Это было фантастическое зрелище, на котором сценой был кузов грузовика, покрытый ковром, а зрительным залом – все доступное вокруг пространство. Был и «балкон» – деревья вокруг сцены-грузовика, также заполненный, прежде всего, молодыми поклонниками двух звезд из Узбекистана. Причем, хочу подчеркнуть, что если К. Исмоилова исполняла народные, в том числе и русские  песни, то мама – прежде всего произведения из своего макомного репертуара. О преданности мамы узбекским макомам свидетельствует такой довольно  любопытный  эпизод из ее отношений с К. Исмаиловой. Как-то, еще в начале 60-х гг. Комунна-опа предложила маме включить в свой репертуар и русские народные песни, мотивируя это тем, что сплошной маком зрителями (аудиторией) воспринимается довольно тяжело. Она не только сделала маме это предложение, но и предложила текст популярной тогда русской песни: «Называют меня некрасивою, так зачем же он ходит за мной ….». Я был еще ребенком и мне было интересно учить эти слова вместе с мамой. Но не прошло и нескольких дней, как мама вернула ей текст и сказала: «Комунна, если хочешь - пой эти песни сама, а я буду петь свои макомы.» И делала она это великолепно: абсолютная тишина в зале (на поле) и слезы на глазах многих зрителей были ей лучшей наградой и оценкой.

После ухода из жизни мамы мы подготовили подборку из пятидесяти одного произведения  обширного репертуара Б.Давыдовой, был выпущен диск. Значительную часть его составляют произведения именно макомного репертуара: «Чапандози наво», «Кашгарчаи савти наво», «Таронаи байот» и др.   В архиве Радиокомитета хранились записи  более двухсот песен и макомов в мамином исполнении, в том числе, записанных еще в 50-х – начале 60-х гг. (на узбекском и таджикском языках), но по информации сотрудников архива, большая часть пленки была испорчена во время наводнения в подвале, где они хранились.

       

И, наконец, в качестве своеобразного послесловия, я хочу привести цитату из некролога по поводу кончины Берты Давыдовой, опубликованного во всех центральных медиа Узбекистана и подписанного первым президентом, правительством и известными деятелями культуры Узбекистана: «…своим высоким исполнительским мастерством она завоевала  популярность среди поклонников и заняла достойное место в ряду известных артистов нашей страны. Песни из нашего бесценного достояния «Шашмакома», а также такие классические песни как «Муножот», «Фигон», «Сарахбори оромижон», «Самарканд ушнги», «Дугох», «Баёт-1» в ее исполнении стали шедеврами музыкальной сокровищницы нашего народа.

Берта Давыдова на протяжении всей своей жизни являлась не только высокопрофессиональным исполнителем, но и самоотверженным пропагандистом национального искусства. Наряду с участием в крупных культурно-массовых мероприятиях, концертах, она часто выступала в отдаленных городах и селах, среди трудящихся, демонстрировала свое яркое искусство, чем заслужила любовь и уважение народа...»

 

Э. Махмудов (Давыдов),
сын Берты Давыдовой




Другие материалы рубрики

16.06.2020 / 14:24:27

Виртуальная встреча с Гейлин Ли, музыкантом и защитницей прав людей с инвалидностью

В честь 30-летия принятия Закона США об американцах-инвалидах, Посольство США в Ташкенте приглашает на виртуальную программу с Гейлин Ли, скрипачкой, оратором и защитницей прав людей с ограниченными возможностями Далее...

08.06.2020 / 14:05:15

Денис Мацуев даст два онлайн-концерта в честь юбилея

Народный артист России Денис Мацуев даст юбилейные онлайн-концерты 13 и 14 июня. Об этом сообщил пианист в пятницу в ходе творческой встречи к своему 45-летию, которое он отметит 11 июня Далее...

25.05.2020 / 21:14:49

Памяти Булата Шалвовича Окуджавы

Я ознакомился с творчеством Булата Окуджавы в начале 60-х годов, будучи студентом Ташкентского института иностранных языков, в котором уже в то время было много интеллектуальной молодёжи и нам были доступны такие замечательные издания, как журналы "Юность", "Нева", "Литературная газета" Далее...

23.05.2020 / 13:47:26

Вспоминая концерт "Никто не забыт, ничто не забыто"

Говорят, мы живы, пока помним. И мы действительно помним праздник 9 Мая и тех, кто ценой своей жизни вернул нам 75 лет назад право на мирное небо, душевный покой, счастье и радость, солнце и воздух, веру, надежду, любовь! И в этом году, несмотря на пандемию коронавируса, из-за которой мы те дни, как и сегодня, вынужденно проводили дома, режим самоизоляции не помешал узбекистанцам отпраздновать этот Великий праздник Далее...

14.05.2020 / 17:30:37

Незабываемые встречи. Арам Хачатурян. В тот день он предсказал большее будущее молодому дирижеру Дильбар Абдурахмановой

После триумфальной премьеры знаменитого балета Хачатуряна "Спартак" сначала в Ленинграде, потом в Москве он был поставлен в Ташкенте, на сцене Большого театра Узбекистана им. А. Навои в апреле 1968 года Далее...





07.08.2020 / 00:48:41
В Бухаре разработана концепция мобильного приложения для туристов
 
05.06.2020 / 16:30:02
Азиз Абдухакимов: Узбекистан запускает новую систему безопасного туризма
 


10.08.2020 / 16:48:48
Как однажды связали себя родственными узами две ташкентские семьи Бабаевых…А потом родились прекрасные дети, всем на зависть
 
02.08.2020 / 14:50:59
Снова о родных и близких, незабываемых друзьях-товарищах
 


07.08.2020 / 16:45:53
Библиотеки во время пандемии. Случай Испании
 
07.08.2020 / 00:54:30
Антон Чехов: "Ничто не проходит"
 


03.08.2020 / 15:29:13
История, записанная министром Амира Тимура
 
23.07.2020 / 22:37:05
Сокрытые сокровища тысячелетий. Китайскими археологами найдены важнейшие артефакты из истории человечества
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте