Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
30.12.2021 / 13:27:59

Леонид НЕГМАТОВ. Страницы памяти листая…


Прощание с родиной
 
Торчат, скалу раздваивая дерзко,
корявые трахеи миндаля –
закат ему макушку рядит в феску;
гудит шамол[1], в муку гранит меля.
 
Пора идти. Упруга и спокойна
мощь лошадиной шеи под рукой.
Звучат карнаи жалобно, нестройно,
нас провожая в путь – на перекрой.
 
Присядем на дорожку, пусть со скрипом
с нее потом вставать, штаны в пыли...
Мы встретимся потом – под старой липой,
где ангелы хлопочут, как шмели.
 
* * *
Перебираешь волосы мои,
как рис на плов:
седые – в сторону. Двоим
не нужно слов,
когда вверху такая синь
и дым вокруг.
Пусть август сена накосил:
остался луг,
 
где сипло шепчется ковыль
с овсом пустым;
где над грунтовкой вьется пыль,
садясь в кусты.
Ты пальцы в трубочку свернешь,
как Левенгук,
и разглядишь меня. Сквозь дрожь
всего вокруг
 
проступит осень. Где-то там,
когда-то там –
теперь не место городам
и адресам –
почти такие же, как мы,
но лучше нас
(их свет ласкающий омыл,
согрел и спас)
 
на луговой траве лежат –
наги, немы,
ярки, как маковый пожар, –
еще не мы.
Но искупает нас, нагих,
нежнейший дождь,
когда копну волос моих
переберешь.
 
* * *
Ты стоишь на ветру, трешься жесткой щекою о воздух –
жизнь идет сквозь тебя, согревая потоком тепла.
Все не рано уже, но еще ничего и не поздно –
оттолкнись от холма и в Шагалов пейзаж себя вплавь.
 
Швензы груш вдеты в мочки отвисшие веток усталых –
золотое свечение, светло-янтарный налив.
Рядом сломанный тополь, как память о грозах-вандалах,
прокатившихся в струнном дрожании молний-тетив.
 
Ты пульсируешь вместе с гудением дикого улья,
через все естество пропускаешь мерцание вод…
Не вставай поперек, не мешай белым горлинкам гулить –
здесь с запасом отложено всем и темнот, и теснот.
 
Ты всего лишь труба, магистраль отопления света.
Сквозь тебя кипяток нагнетает небесный титан.
А что больно тебе, так иначе никак. Брутто – нетто:
норма теплопотери, что богом заложена в план.
 
* * *
                               Читая Дину Рубину и память
Бесшумно и бестрепетно мой город
скрывается в воде ушедших лет –
он остров. Он от ткани дня отпорот,
но с памятью не сшит. И на просвет
 
почти прозрачен — вытерт и затаскан.
В нем все – мои. Кого-то уже нет.
Нет лиц – одни лишь контуры: раскраска
(полжеста, недомолвка, силуэт).
 
Мой город уходящий идеален –
он гладок, как глазурь на эскимо,
и столь же ломок, и внутри – хрустален,
как блесткий снег, что нынче ночью мел.
 
Снег сыпал, как не может сыпать манна,
но может изливаться благодать...
Как пряничный, беленый по саману,
ушел под воду первый дом. Нырять
 
мне предстоит на поиски жемчужин –
чем ближе к дну, тем краше и крупней,
тем тяжелей вернуться; и… чем глубже,
тем больше неопознанных теней,
 
не страшных, нет – неузнанных, нечетких…
Я поднимаюсь к воздуху, неся
две пригоршни жемчужин. Что в них? Лодка
в пруду горпарка, спинка карася,
 
тень виноградных листьев над топчаном
в родительском дворе, вязь на ковре,
холмистый пригород с овражной влажной раной,
горошчатая юбка на сестре,
 
и промельк воробьиной эскадрильи,
и – бабочка-белянка на вилке:
нетерпеливо вздрагивают крылья
в невыразимо нежном ветерке.
 
Горсть разжимаю: жемчуг убегает –
истаивает враз: не жемчуг – снег,
и в городе моем травой взрастает,
волнуясь по течению на дне.
 
Ущерб мой возмещая семикратно,
посыпал снег: белей, чем валидол.
Кричу взахлеб: «Спасибо, Боже, хватит!»
А Боже даже ухом не повел.
 
* * *
Мой друг теперь в дневник не пишет сны:
«и некогда, и незачем, и нечем».
А я хожу без шапки до весны
и этим не горжусь. И не перечу.
И мама уже плюнула давно,
и мирно иней поселился в прядях
волос моих. Другое пью вино –
спокойное сухое. Был осадок –
 
и нет его. Но накипает боль
на стенках подраздавшегося сердца.
Из памяти плывут на антресоль
воспоминания. Пора другого детства
настала: сын играет, бормоча,
с конструктором, машинками и кошкой.
А я – не я. Я – ствол карагача,
живая изгородь, я – внешняя матрешка.
 
Я не пеку небесных пирожков:
и некогда, и незачем, и нечем –
жить надо здесь. Пусть клочья облаков
в прорехи неба лезут. Мы – предтечи
детей своих. Нет кофе – гущи нет.
Гадаем по зубцам кардиограммы:
прогноз хороший. Оттепель. Просвет.
Казалось бы, при чем тут шапка? «Да, мам?»
 
* * *
Так мне боязно было всегда выходить на распутье,
потому что на нем, как в распутицу, негде ступить.
В девятнадцать в груди проживает святое распутство,
но никто не стремится распутать на две эту нить.
 
Я боялся любви еще с детства: она ведь объемлет,
да, вмещает в себя каждый дом, каждый сад, каждый день!
И, что самое страшное, каждому встречному внемлет –
и ты должен его полюбить…. Я сбегал под сирень,
 
чтобы быть одному. Я не смыслю в любви ни бельмеса:
смыслил в ней лишь Всевышний – и нежный соткал хан-атлас.
Но хоть прятал себя я, как белка припасы по лесу,
все ж нашла ты мой каждый обрывок: их в косы вплела.
 
* * *
На моем языке ты звучишь совершенно иначе –
он отрывист, как крик, и певуч, как божественный гимн.
Не пытай, почему я недобр, неуклюж, да и мрачен –
я смертельно устал. Я с усталостью неразделим.
 
Я дожил, я дожаждался и, наконец-то, дождался
тишины и покоя. Со мной раздели свою боль.
Ветер слов твоих гонит корабль беспорядочным галсом –
то слевит, то поправит, то сдавит больную мозоль.
 
Я исчислен. Я взвешен. Я найден почти невесомым:
если ты отвернешься, тотчас же падет Вавилон.
Жизнь, как блин, была первой, и вышла, конечно же, комом.
И какого рожна было лезть самому на рожон?
 
Твои крылья ладонью укрою, чтоб пламенем боли
не сожгла их безжалостной тьмы запылавшая ткань.
Я плачу тебе дань. Я плачу всей душой. Добровольно,
потому что ничтожна душа. И поэтому дань
 
не смогла б окупить ни войны, ни сраженья, ни драки,
ни приказа, ни просьбы, ни взгляда, ни правды, ни лжи.
Я плачу тебе дань с боязливостью битой собаки,
У которой и дани-то – жалкие жилы и жизнь.
 
Журнал "Звезда Востока" №6, 2021
 

[1] Шамол (узб.) – северный ветер.





Другие материалы рубрики

27.12.2021 / 22:30:28

"Звезда Востока". Обзор № 6, 2021

В рубрике "Проза" в № 6 несколько рассказов, эссе и очерк. Среди них подборка из четырех рассказов Игоря Альмечитова "Поколение Pepsi": три из них – с отчетливо выраженной рефлексирующей составляющей ("Весь этот блюз...", "Без определенного места жительства", "Анна") в психике героя, либо оказавшегося на обочине жизни, либо избегающего открытости в отношениях, опасаясь тщетности, преходящести, не верящего в благополучный исход Далее...

27.12.2021 / 22:23:44

Исторический роман Акбара Хакимова "Империи шелка"

Имя академика А.Хакимова широко известно в научном мире. Его фундаментальные труды и многочисленные статьи об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве отличает своеобразие стиля. Строгий академизм в них соседствует с поэтическими образами, где нередки ссылки на поэзию Востока и Запада, где описания артефактов напоминают красочные фрагменты средневековой поэзии Далее...

25.12.2021 / 19:54:25

В Узбекистане впервые прошел международный литературный фестиваль Open Eurasian Literary Festival & Book Forum (OEBF), объединивший участников из 15 стран на площадках Ташкента и Самарканда

Фестиваль Open Eurasian Literature Festival & Book Forum (OEBF), организованный Евразийской творческой гильдией (Лондон) совместно с британским издательским домом Hertfordshire Press, уже в десятый раз стал местом встречи писателей, поэтов, художников и других представителей различных направлений искусства Далее...

18.12.2021 / 22:37:18

Алишер Навои вновь объединил Санкт-Петербург и Узбекистан

В 2021 г. отмечается 580-летний юбилей великого узбекского поэта, мыслителя, выдающегося государственного и общественного деятеля Алишера Навои. В своих бессмертных произведениях он воспевал высокие идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности, используя огромные возможности, богатство и красоту родного языка, и прочно занял достойное место в сердцах миллионов читателей Далее...

13.12.2021 / 19:31:36

В Ташкенте издана новая книга "Узбекистан-США: Новая эра стратегического партнерства в фактах и цифрах"

В данном информативно-справочном сборнике, посвященном 30-летию развития дипломатических отношений между Соединенными Штатами Америки и Республикой Узбекистан, предпринята попытка обобщить и систематизировать основные события, факты и знаменательные даты в двусторонних отношениях. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте