| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
24.12.2025 / 10:41:55
ВСЕ ФЛАГИ К НАМ В ТАШКЕНТ - ПОСЛУШАТЬ СТИХИ![]() После некоторого спада в 10-е годы нашего столетия, после ковидной изоляции сейчас в Ташкенте снова бум литературных клубов, снова возродился интерес к поэтическим вечерам, единственное место, где есть формат вопросов и ответов, то есть дискуссий. В завершающемся 2025 году выделим самые значительные: - Фестиваль «Интерпоэзия» в мае, - встреча ведущих поэтов Ташкента: Баха Ахмедова, Ашота Даниеляна, Сергея Гордина, Александры Спиридоновой, Фархада Юнусова в Human House, - вечер памяти поэта и эссеиста Шамшада Абдуллаева, - вечер памяти Абдуллы Кадыри, - и, наконец, в декабре вечера прозы и поэзии, лекции по истории литературы от журнала «Интерпоэзия»: Отметим дату: в середине 20-х годов XXI века к нам пришло осознание, что наш дом – маленькая планета Земля. На майский Фестиваль посидеть в уютном дворике Human House прилетели поэты из Торонто (Канада), Нью-Йорка (США), Москвы, Чимкента (Казахстан). Редакционная коллегия журнала «Интерпоэзия» объединяет Москву, Нью-Йорк, Лас-Вегас, Мюнхен, Бостон. Сила живого слова преодолевает все границы. Государственные границы тем более, а границ человеческого общения не существует. А где встретиться? Где-нибудь по середине – в Ташкенте... В декабре выступить на единственном вечере прилетел из российской столицы соредактор «Интерпоэзии» Вадим Муратханов. Кроме него субботним вечером 13 декабря переполненный зал Human House слушал основателя и главного редактора журнала Андрея Грицмана, наших любимых всем известных ташкентцев.
Бах Ахмедов поделился новым увлечением – японскими стихами, прочел хокку: Хочется жить вечно? Вечно хочется жить? Чувствуете разницу? А вот как написала на своей странице Рахиля Рахмангулова об Александре Спиридоновой (Kashmira Iskandari) - Я впервые услышала, как Kashmira Iskandari читает свои стихи. Это было не просто выступление - это было прикосновение к чему-то хрупкому и невероятно настоящему. Она стояла перед нами, словно немного стесняясь своего дара, будто сама не догадываясь о той силе и красоте, что живут в ней. В её манере читать не было пафоса, лишь трогательная искренность. Олеся Цай оживила вечер «Пирожками». Заинтересуйтесь, прочитайте об этом жанре в её канале https://t.me/tsaythis. Рахиля Рахмангулова очень точно выразила всеобщее мнение о поэте с гитарой в руках: - Фархад Юнусов умеет не только говорить и петь — но и делает это так, что хочется слушать и молчать одновременно.
Известный ташкентский экскурсовод Рустам Хусанов нашел в стихотворении Натальи Белоедовой необычное описание Шумиловского городка: - Благодаря Олеся Цай и Lola Saifi в Human House периодически собираются поэты, и я хожу подсматривать в этот дивный мир. Вот, например, детские воспоминания Natalya Beloedova про Шумиловский городок в Ташкенте: …дверь пела скрипела и пела и было так странно так страшно но было так нужно так важно стоять тут глазеть во все стороны и звать очень тонко: - Опааа! Опа выходила она была круглой цветастой огромные платья штаны и платки из материи разной… Шумиловский городок Натальи отметил и Евгений Скляревский: - Мои воспоминания случайно совпали. Это было страшно, и грустно, и всё равно чудесно! В последующие рабочие дни Андрей Грицман прочитал лекции о русской поэзии за рубежом в Национальном Университете Узбекистана и в Ташкентском Педагогическом Университете. Студентка Педагогического Университета им. Низами Феруза Гафурова рассказывает: - Андрей Юрьевич поделился личной историей: о том, как впервые познакомился с пером, и как родилась идея создания журнала, который сегодня объединяет русскоязычных авторов со всего мира. Студенты активно участвовали в обсуждении. Так, студентка 4 курса поинтересовалась возможной «шестой волной» иммиграции русскоязычных литераторов. Грицман похвалил её любознательность и признался, что сам ранее не задумывался об этом, пообещав вместе с коллегами искать ответ. Особое внимание было уделено жанру «поэзия прозы». По словам Грицмана, в этом жанре важен не сюжет, а живой язык, присутствие героя и его мировоззрения. Лектор связал данный жанр с творчеством выдающегося поэта Шамшада Абдуллаева, подчеркнул его уникальность. Зав кафедрой русского языка и литературы Юлия Умидовна Матенова в заключительном слове сказала, что мы в Узбекистане пока не знаем, как назвать литературу на русском языке – русской или русскоязычной. Поэтому нам очень интересно, как решается этот же вопрос на других континентах Мы не ожидали, что завершится наша встреча щедрыми подарками. Андрей Юрьевич раздал участникам сборники своих стихотворений. Мы выстроились в очередь за автографом, а на каждом студенческом телефоне осталась памятная фотография. Встреча с американским автором, пишущим на русском языке, конечно, станет фактом биографии для нас, студентов факультета филологии УзНПУ. В среду 17 декабря с Андреем Грицманом снова можно было поговорить в Human House.
Ещё раз процитируем Рахилю Рахмангулаеву: - Когда Андрей Грицман читает свою прозу, исчезает дистанция между автором и слушателем, рушится стена между бумагой и жизнью. Проза Грицмана - это взгляд врача, привыкшего видеть хрупкость человеческого тела, и взгляд поэта, чувствующего вечность человеческой души. Это настоящяя литература. Грицман пишет о том, что болит и греет каждого: о памяти, которая связывает континенты, об одиночестве, которое неизбежно, и о любви, которая оправдывает всё. Организатор, или скажем по современному, менеджер состоявшегося «вторжения» в нашу жизнь журнала «Интерпоэзия» и его авторов – Олеся Цай. Трудная работа, требующая большого круга друзей и знакомых, отличных коммуникативных способностей, широкого кругозора в теме и конечно любви к литературе вообще, а к поэзии особенно. У Олеси есть в уходящем году свои творческие победы. В новом номере израильского журнала «Артикль» вышла подборка её стихов. Обязательно полистайте журнал, выпуск замечательный. Приятно, что наша Олеся в одной компании с такими мэтрами, как Дмитрий Быков, Игорь Губерман и Вадим Муратханов. Как обещает Олеся Цай, следующая встреча с «Интерпоэзией» в Ташкенте состоится в апреле 2026. Не пропустите!
И ещё в конце напомним важное: Журнал «Интерпоэзия» открывает прием рукописей на 4-й Конкурс молодых поэтов им. Виталия Науменко. С нынешнего сезона возрастная планка повышается на пять лет: принять участие в конкурсе смогут авторы, пишущие на русском, в возрасте до 35 лет включительно, вне зависимости от страны проживания. Подробности читайте на сайте журнала. А если вам не с кем посоветоваться, если вы хотите показать миру свое творчество приходите к нам, на семинар ЛитЭффект. Мы работаем каждый второй четверг, в 18.30, в стенах дома-музея Сулеймана Юдакова. Телефон 94-609-75-30. ул. Яхъё Гулямова, 69, Яшнабадский район, г.Ташкент
Ангелина Однолько
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||



















