Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
04.12.2020 / 19:04:42

Молодёжный театр в Москве: миссия выполнена


С 16 по 22 ноября в столице России проходил 2-й Фестиваль русских зарубежных театров. Организаторами форума были Министерство культуры, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Росконцерт, Академия народной музыки при поддержке программы «Большие гастроли». Нашу страну на этом форуме представлял Государственный молодёжный театр Узбекистана. И выглядел, по общему мнению, достойно. Как это было, узнаем из первых уст. Рассказывают директор Молодёжного театра Хасан Салихов и замдиректора Ирина Хилкова.

ВОПРЕКИ И БЛАГОДАРЯ

В Москве продемонстрировали свои работы шесть театров из Абхазии, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Спектакли проходили на сценах двух московских театров – «Et Cetera» под руководством Александра Калягина и «Современник». Кроме показов спектаклей, насыщенная  программа фестиваля включала в себя мастер-классы и деловые дискуссии по актуальным для театрального сообщества вопросам. А перед театром «Et Cetera» была развёрнута фотовыставка «Русские театры за рубежом. Вчера и сегодня».

Сам факт проведения мероприятия такого уровня сегодня, когда вся жизнь проходит с оглядкой на коронавирус, а противоковидные ограничения работают лучше всяких «железных занавесов», – уже почти фантастика. Фестиваль состоялся вопреки зловредному COVID-19, который всех разъединяет, и благодаря воле и таланту организаторов, которые смогли объединить участников. И, прежде всего, благодаря энергии и подвижничеству Елены Николаевны Булуковой, заместителя генерального директора «Росконцерта».

Возможность после нескольких месяцев монотонного, серого пандемийного существования встретиться в реале и увидеть, что мир всё-таки цветной, убедиться, что искусство сильнее надоевшего всем вируса, – это настоящий праздник для всех участников прошедшего форума.

Наверное, скептики могут возразить: ради чего всё это – преодолевать тысячи километров, рисковать здоровьем? Ведь есть онлайн-площадки, где всё можно и показать, и посмотреть. Конечно, интернет – это здорово, его возможности почти безграничны. Но театр не может существовать без живого общения глаза в глаза, без обмена энергией между артистами и публикой. И реальные встречи в зрительном зале не заменят никакие высокие технологии.

КВЕСТ-ЭКСПРОМТ

– На этот фестиваль мы попали неожиданно, почти экспромтом. – рассказывает Ирина Юрьевна Хилкова. 14 ноября мы должны были вылететь на Волковский фестиваль в Ярославль и приуроченные к этому фестивалю гастроли в Иваново и Кинешму. Там, в старейших российских театрах, мы должны были показать «Первую любовь Ходжи Насретдина» по Тимуру Зульфикарову. Но вмешивается вторая волна пандемии: за неделю до начала закрывается Иваново, а через день Ярославль. Что ж, распаковываем чемоданы… Но всё меняет ночной звонок. Елена Николаевна Булукова, с которой я сотрудничаю не первый год, приглашает нас в Москву.

 

От таких предложений не отказываются – надо очень быстро перестраиваться. Времени на раскачку нет, а положение – сложное. Заболел исполнитель главной роли и главный режиссёр театра Обид Абдурахманов. А значит, нужно было оперативно решить не только  вопросы с билетами, но прежде всего, определиться, с каким спектаклем «Молодёжка» будет достойно выглядеть на фестивале. За сутки напряжённых споров решение было найдено. Директор театра Хасана Салихов остановился на мольеровской комедии «Лекарь поневоле», который почти 30 лет назад поставил Наби Каюмович Адурахаманов. С именем этого мастера, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, связаны самые яркие страницы нового этапа в жизни театра.

Но всё могло сорваться в последний момент… Когда в безумной спешке готовили поездку и покупали билеты, не учли один момент. Оказывается, чтобы вылететь в безвизовую Турцию, а организаторам удалось взять билеты только на стыковочный рейс, нужен загранпаспорт, которого нет ни у одного из артистов. Положение спас неравнодушный сотрудник «Хаво Йуллари» Он оценил ситуацию, понял, что под угрозой срыва значимое, имиджевое для страны мероприятие. Паззл сложился, артисты прилетели в Москву. Вот такой получился квест «Долети до Москвы». Только препятствия  в нём пришлось преодолевать не выдуманные, а вполне реальные. «Мы всегда знали, что Узбекистан – надёжный партнёр. С вами можно идти в разведку!» – услышали артисты «Молодёжки» от организаторов фестиваля, когда наконец-то прибыли в Москву.

ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ

Только на спектакле нашего театра зал был переполнен (за это, кстати, «Современник» могли наказать, но обошлось), а многим желающим билетов не хватило. Поддержать соотечественников пришёл и советник по политическим вопросам Посольства Узбекистана в РФ Закир Заитов.

 – Сказать, что нас принимали хорошо, не сказать ничего. Такую живую, тёплую атмосферу в зале не объяснить только ностальгией по родному Ташкенту (а ведь не было массированной рекламной кампании), – говорит Ирина Хилкова. Артисты играли, как в первый раз, с таким куражом, которым отличаются обычно только премьерные показы. Актёрские флюиды буквально прошивали зал насквозь. Что творил на сцене Бобур Юлдашев, как Фатима Режаметова обыгрывала сценическое протранство «Современника» – зрители на протяжении 2,5 часов смеялись до слёз! Эффект был таким, как будто благородное вино многолетней выдержки, заиграло, заискрилось, словно  молодое шампанское.

– А ещё «Лекарь поневоле» набрал 200 тысяч просмотров в Интернете, – говорит директор Молодёжного театра Хасан Салихов. Безусловно, нас очень  обрадовало такая неподдельная зрительская любовь (некоторые наши бывшие земляки потом даже пришли к гостинице нас проводить). И мы очень гордимся высокой оценкой нашей работы, которую дали профессионалы из оргкомитета фестиваля. Найденные почти 30 лет Наби Абдурахмановым художественные приёмы и выразительные средства прекрасно работают и сегодня. Спектакль смотрится свежо и современно. Особенно на контрасте с авангардисткими экспериментами, которыми постоянно «радуют» режиссёры новой формации.

– То, что мы играем на сцене «Современника» – очень знаковое для нас событие, ведь ровно год назад, в ноябре, артисты театра этого московского театра гастролировали в Узбекистане и играли на сцене «Молодёжки!» А теперь мы –  в гостях у коллег..

– Хочу отметить, – продолжает Ирина Юрьевна – насколько артисты Молодёжки влюблены в свою профессию. Как они чётко и слаженно отработали. Им поставили задачу, они собрались и сделали всё по максимуму. Показали себя, как хорошо отмобилизованное воинское подразделение (на войне, как на войне – коронавирус враг коварный и непредсказуемый).

«ЗАКУЛИСНЫЕ» РЕШЕНИЯ

– Поездка оказалась на редкость насыщенной и результативной. Речь не только об официальной программе, о мастер-классах, в которых мы участвовали вместе с директором театра Хасаном Салиховым, но и о неформальных, закулисных встречах. В кулуарах, спонтанно решались серьёзные вопросы. Как, например, решение о наборе целевого узбекского курса в Щепкинское училище. Когда ректор «Щепки» Борис Любимов (с которым мы оказались рядом на конференции) объявил, что в будущем году набирает абхазский курс, я не сдержалась: «Как абхазский, а узбекский?!» Все рассмеялись, а Любимов ответил: «Почему нет? Всё возможно. Если ваше Министерство культуры подтвердит заинтересованность, я с удовольствием наберу узбекский курс. Давайте созвонимся и будем вместе решать этот вопрос». Или совершенно невероятная встреча с известным российским театральным и кинорежиссёром (пока не буду называть его имени), который дал принципиальное согласие поставить спектакль в нашем Молодёжном театре.

 

– В общем, этот визит в Москву стал глотком свежего воздуха, вытащил нас из режима полусонного постковидного существования.  Мы с Хасаном Равшановичем (а он очень креативный, увлечённый человек и прекрасный артист) приехали домой просто возрождённые, с «подзаряженными батарейками», с запасом энергии, с интересными предложениями, с желанием работать, радовать зрителя новыми пьесами, новыми режиссёрскими именами.

 

Беседовала Виктория СЕЙФУЛЛИНА.

Фото предоставлено Ириной ХИЛКОВОЙ и Хасаном САЛИХОВЫМ.





Другие материалы рубрики

04.12.2020 / 15:26:49

Фатима Режаметова. Без грима и фальши

"Если уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей", - таков девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодежного театра Узбекистана Фатимы РЕЖАМЕТОВОЙ. В 2019 году она награждена орденом "Дустлик". И сегодня наш с ней разговор о ее жизненном и творческом пути в кино и театре без грима и фальши Далее...

03.12.2020 / 17:55:43

Солнечный Моцарт накануне зимы

Музыкальная гостиная ГАБТа им. А. Навои этой осенью частенько радует своих зрителей постановками малой сцены, в которых участвуют ведущие солисты нашей оперы. Эти спектакли неоценимы, прежде всего, тем, что проходят на благотворительной основе - актеры, музыканты, режиссеры и постановщики самоотверженно дарят свой труд, приносящий ташкентцам радость Далее...

02.12.2020 / 19:39:40

Бомарше и Моцарт: премьера "Женитьбы Фигаро" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Музыкальная комедия "Женитьба Фигаро" на протяжении многих лет пользуется огромным успехом благодаря композиции, динамичности и юмору, который не утратил своей свежести Далее...

01.12.2020 / 18:04:02

Поздравляем с юбилеем Заслуженного артиста Узбекистана Фируза Максудова!

Вашему таланту можно только удивляться и восхищаться, страсть и ответственность, с которой вы работаете, вызывает глубокое уважение Далее...

25.11.2020 / 14:23:33

Состоялись семинар-встречи деятелей театров для детей Узбекистана и Германии

Сотрудничество между Узбекистаном и Германией в сфере культуры и искусства, на ряду с другими отраслями имеет большую историю, с высокой активностью сегодня, и планами на будущее Далее...





16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 
16.04.2024 / 16:55:32
Сегодня в палаццо Питти, галерея Уффици, Флоренция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 
12.04.2024 / 13:51:45
"Первый соловей Узбекистана". Шерали Джураев (12 апреля 1947 – 4 сентября 2023)
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 
08.04.2024 / 11:41:03
Между национальными библиотеками Узбекистана и Катара будет налажено сотрудничество
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте