Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
01.08.2022 / 14:10:39

Борис Эйфман показал в Москве новую версию своего знаменитого спектакля


«Чайкой» стала не Заречная, а Треплев.

На Новой сцене Большого театра прошла премьера балета Бориса Эйфмана «Чайка. Балетная история». Спектакль был создан еще в 2007 году, к 30-летию театра Мастера. Сейчас, 15 лет спустя, уже к 45-летию театра, он возобновлен. Но перед нами не восстановление, очередная редакция или реставрация, а совершенно новый балет, который и называется несколько по-другому - к прежнему названию «Чайка» прибавлено пояснение: «Балетная история».

И это не случайно, потому что спектакль о театре, о самой его сути. Об артистах,  их взаимоотношениях с хореографом, взаимоотношениях между самими артистами. О закулисье - хореограф пытается приоткрыть занавес, для того, чтобы зрители могли погрузится в этот мир, и узнать, говоря словами Ахматовой (Чехова, кстати, очень недолюбливающей) «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Вообще, по количеству постановок «Чайка» считается второй после «Гамлета» самой часто воплощаемой на сцене пьесой в мире. Четырежды ставилась она и в балете: в 1980-м на сцене Большого театра ее осуществила Майя Плисецкая, спустя 22 года свою выдающуюся версию этого спектакля в Гамбургском балете выпустил Джон Ноймайер, а ещё через 5 лет свой спектакль показал Борис Эйфман. Наконец в прошлом году свою новую  «Чайку» показал Большой (реж.  Александр Молочников, хореограф Юрий Посохов). 

И вот новая эйфмановская версия. Перед нами более скрупулезное возвращение к чеховскому первоисточнику, который, по словам хореографа, не отпускает его годами, оно - знаковое произведение, на тему Эйфману биографически близкую: о том, как разные художники по-разному реализуют себя в искусстве. Словом, центральный для всех авторов источник творческой рефлексии.  «В этом году театру 45 лет. А начинал я его, когда мне было 30. Я был начинающий и молодой хореограф, -  говорит мне Борис Эйфман перед спектаклем. -  И с первых же работ, когда  ставил балеты на музыку «Пинк Флойд» в Советском Союзе и находил новые формы для этой музыки, то, конечно,  был таким Треплевым, который стремился к новым формам, к выходу из канонов, рамок, в которые нас всех пытались загнать. Сегодня по статусу своему, по положению, по весу в хореографическом мире, наверно, я  уже мэтр - Тригорин. Но поверьте, что в душе я тот же Треплев. Сама драматургия спектакля сегодня стала более личностной. 

ЧАЙКА. БАЛЕТНАЯ ИСТОРИЯ. ДАНИЭЛ РУБИН (КОНСТАНТИН ТРЕПЛЕВ) И МАРИЯ АБАШОВА (ИРИНА АРКАДИНА). ФОТО - ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ. ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА ЭЙФМАНА

Итак, начинается балет, впрочем, как и заканчивается, той же сценой, что и раньше. В освященном софитами, опущенными с колосников, небольшом прозрачном кубе находится скрюченный и сгорбленный человек, который пытается распрямится, раздвинуть мешающие ему рамки, что ему и удается. Грани куба послушно человеческой воле вытягиваются, куб становится похожим на параллелепипед, а потом и на  иную геометрическую фигуру. 

Значит, главные опорные точки прежнего спектакля Эйфман все-таки сохраняет. Как и в прошлом спектакле он использует музыку Рахманинова, но к ней добавляет психоделические рок-композиции Александра Ситковецкого. Музыку Ситковецкого балетмейстер уже с успехом использовал в «Евгений Онегин», но развивая линию Треплева в «Чайке», обращение к музыке Ситковецкого более детальное и развернутое. На эту музыку создаются и глубинные размышления, и саморефлексии героя, и масштабные современные танцы, в которых эйфмановские танцовщики осваивают незнакомые им направления. Хотя, к сожалению, технику уличного танца теперь вынесли за скобки: если раньше в эйфмановской «Чайке» первый акт заканчивался бодрящим хип-хопом, сейчас  лишь во втором действии появляются движения, похожие на движения «зомби», в которых с большим трудом угадывается переформатированная техника Марка Гекке.

Так же, как и в предыдущей «Чайке», в новой постановке действие переведено из сельской усадьбы в балетный класс, и даже в такие неожиданные места, как бордель, в котором на ниве стриптиза в конце спектакля трудится Нина Заречная. К сожалению, спектакль лишился некоторых психологически точных сцен. Например, той, где подвыпившие посетители и искатели приключений, развлекаются тем, что пуляют в Заречную, как в мишень, из пугача не то краской, не то взбитыми сливками. Теперь это банальный стриптиз на столе для четырех мужчин, на котором Заречная принимает соблазнительные эротические и гимнастические позы, а подвыпившая четверка пристально разглядывает ее со всех сторон. Сцена заканчивается дракой компании с Треплевым, пытающимся вытащить возлюбленную из борделя.

ЧАЙКА. БАЛЕТНАЯ ИСТОРИЯ. ДАНИЭЛ РУБИН (КОНСТАНТИН ТРЕПЛЕВ) И МАРИЯ АБАШОВА (ИРИНА АРКАДИНА). ФОТО - ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ. ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА ЭЙФМАНА

Как и раньше, в балете всего четыре действующих лица. И главный конфликт разворачивается, как и следует из самой чеховской «Чайки», между “модным хореографом” Тригориным (Сергей Волобуев) и “дерзким новатором” Треплевым (Даниел Рубин). “Дерзкий новатор” и вправду новаторствует. Придумывает завораживающие и изломанные движения, новые и для творчества Эйфмана. Впрочем, Эйфман раскрывает психологию каждого из героев чеховской пьесы, создавая четыре разных персонажа,  у каждого из которых своя психология и своя судьба. Такой своеобразный «па-де-катр человеческих и театральных судеб» и «вплетенный в партитуру непрекращающегося спектакля жизни». 

Причем монологи Аркадиной в этом своеобразном па-де-катре, одна из лучших сцен спектакля, в которых исполнительница этой партии -  Мария Абашова - показывает себя как потрясающая драматическая артистка, умеющая раскрыть глубоко потаенные психологические глубины своего персонажа. Она труженица балета,  и балетный станок, поставленный в середину сцены, также как и зеркала, являются основным декорационным оформлением спектакля (декорации – Зиновия Марголина, а особенно совершенно новая световая партитура Глеба Фильштинского и самого Бориса Эйфмана заслуживают самых больших комплиментов). 

При этом противопоставления двух миров, мира классического танца и contemporary dance у Эйфмана нет. Он с уважением и симпатией относится и к представителям старшего поколения: Аркадиной и Тригорину, работающими с классическими формами, и к Треплеву исповедующему новые. Для Эйфмана Тригорин и Аркадина мэтры, на чьем каждодневном рутинном каторжном труде держится балетный театр. Если Треплев у Эйфмана ищет, мечется и рвется в новое и неизведанное, то те каждый день работают как проклятые, и в этом тоже их призвание.

Зрителю подробно показывают не только репетиционный процесс, но и целые сцены премьеры новой версии «Лебединого озера» в постановке Тригорина. Причем взаимоотношения Принца, Ротбарта (отличные работы Дмитрия Крылова и Петра Гусева) и Одетты-Одиллии, в роли которых оказывается то Аркадина (Мария Абашова), то Заречная (Виктория Мокроусова), проецируются Эйфманом и на взаимоотношения главных героев спектакля.

ЧАЙКА. БАЛЕТНАЯ ИСТОРИЯ. ФОТО — НАТАЛЬЯ ВОРОНОВА. ДЭНИЕЛ РУБИН (КОНСТАНТИН ТРЕПЛЕВ) И ВИКТОРИЯ МОКРОУСОВА (НИНА ЗАРЕЧНАЯ). ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА ЭЙФМАНА

Главная же особенность новой постановки в том, что в противоположность прежней версии, где с чайкой, как и у Чехова, отождествляла себя Заречная, хореографический образ чайки теперь воплощает  Треплев (Дэниэл Рубин). Воплощает талантливо, мощно и вдохновенно. С шапкой кудрявых волос наподобие нимба, он очень напоминает незабываемого великого танцовщика труппы Бежара Хорхе Донна. Даниел  очень органичен и сверх обаятелен на сцене, поражает техническим потенциалом и искрит свой энергетикой. Это артист из Калифорнии, закончивший московскую академию в 2015-ом, представитель новой плеяды эйфмановских артистов, танцующий сейчас в театре все главные партии (Чайковского в одноименном балете, царевича Павла в «Русском Гамлете», Алешу Карамазова в балете «По ту сторону греха», Мольера в балете «Страсти по Мольеру» и др.). Он и есть главный герой этого балета, осмысленный как чайка, стремящаяся к мятежному взлету. Чайка, по мысли хореографа, это душа главного героя, его стремление к саморазвитию, поиску тех самых «новых форм». И трагедия в том, что на этом пути он терпит полное поражение. Эта подстреленная чайка, чей полет прервали. 

Как и в балете Ноймайера трагедия героя перед нами не явлена. Треплев опять, снова и снова, пытается раздвинуть ненавистный куб, рамки своего существования, но на этот раз, в противоположность началу спектакля, грани куба стремительно сужаются и герой оказывается в нем замурованным.

 

Источник





Другие материалы рубрики

29.07.2022 / 15:34:28

Мариинский театр запустил собственный видеопортал

На обновленном сервисе mariinsky.tv уже сейчас опубликовано более двадцати видео: среди них оперы "Хованщина" и "Тоска", балеты "Жизель" и "Спящая красавица", все симфонии Чайковского, а также балетные мастер-классы Далее...

18.07.2022 / 17:04:12

Мариинский театр запускает собственный стриминг

Мариинка запускает собственный стриминг, с 28 июля можно будет посмотреть оперы и балеты онлайн Далее...

14.07.2022 / 19:31:20

Впереди — новые творческие планы

Как сообщает пресс-служба театра, после почти двухгодичного простоя из-за пандемии, текущий год для этого театрального коллектива выдался очень насыщенным и интересным Далее...

06.07.2022 / 13:25:15

Гала-концерт закрытия 92-го театрального сезона в ГАБТе им. А. Навои стал настоящим праздником искусств

Подведение итогов в мира искусства всегда событие. Тем более, когда речь идет об окончании сезона в Большом театре Узбекистана им. А.Навои. Надо признать, что он был все время насыщен впечатляющими премьерами, пресс-конференциями, фестивалями, концертами мастеров искусств и молодых исполнителей Далее...

01.07.2022 / 13:47:00

"Театр–это искусство народное": итоги 49 сезона подводит коллектив Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Так уж сложилось, без года за полувековое существование Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, что сюда приходят все, от мала до велика, чтобы познать радость жизни Далее...





25.09.2022 / 23:21:48
Сергей Чуфарнов. КВАЗИ-Живописный мир театрального художника
 
21.09.2022 / 14:51:05
Художественная выставка "Памяти художника посвящается", посвященная 100-летию Павла Пантюхина
 


24.09.2022 / 11:55:49
На площади перед ГАБТ им. А. Навои вновь состоится грандиозный OPEN AIR
 
23.09.2022 / 12:59:12
Государственный симфонический оркестр Узбекистана выступил в Стамбуле с концертной программой
 


25.09.2022 / 14:00:33
Горжусь тобой, земляк!
 
14.09.2022 / 17:56:42
Судьба моя: Джизак, Узбекистан…
 


23.09.2022 / 13:11:20
В мире поэзии. Представляем стихи ташкентской поэтессы Любови Верстиной
 
22.09.2022 / 17:07:19
Лауреат международной литературной премии из Узбекистана почтил память королевы Елизаветы II в Ташкенте
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте