Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
16.09.2025 / 13:47:54
Театр Марка Вайля "Ильхом" открыл свой пятидесятый сезон премьерой спектакля "Двадцать дней без войны" по мотивам фильма Александра Гельмана и повести Константина Симонова![]()
В выставочном зале театра развернута фотовыставка «Тело, в котором я живу». И это оригинальное, во многом неожиданное название , говорит о многом. Ее экспонаты взятые в архивах театра, представляют самые интересные, самые впечатляющие периоды развития творческого коллектива за пол века и спектакли , которые вошли в его историю. Много усилий приложили для этого кураторы проекта Данте Рустав и Тимур Карпов, а также творческая группа в составе художника, ландшафного дизайнера и саунд-дизайнера. Можно сказать, что эта выставка исследует жизнь театра за 50 лет. На одном из экспонатов есть совершенно замечательное высказывание основателя театра Марка Яковлевича Вайля, которое гласит следующее: «Первый просмотр «Утиной охоты» в апреле 1978 года решил многое. В этот день стало ясно , что мы завелись и мы есть». А дальше был блестящий путь поисков и самых смелых начинаний. Теперь можно смело говорить о том, что этот театр хорошо знают и высоко ценят во всем мире. Спектакль поставил талантливый российский режиссер Александр Плотников, которому удалось соединить воедино действие спектакля с действием фильма. В эксклюзивном интервью HD magazine он рассказал, как театр говорит здесь о войне, о том, чем для него стал наш город и может ли искусство остановить расчеловечивание. В хорошо известном художественном фильме «20 дней без войны» режиссёр Алексей Герман говорит о войне путем её отсутствия в кадре. Спектакль «Ильхома» по мотивам фильма — попытка продолжить этот разговор с позиций сегодняшнего дня. Для этого здесь понятия войны и мира смешаны до неразличимости, а усталость от возможной третьей мировой войны перекрывает все попытки прорваться к подлинным чувствам. Потому история любви между журналистом Лопатиным и костюмершей Ниной становится в спектакле поводом для исследования — возможна ли любовь во время войны, или война это состояние души, в котором любовь отменена? Местом действия спектакля является эвакуированный кино павильон , в котором соединяются воедино весьма впечатляющие разговоры о военных травмах, нежности и боли, о незабываемом Ташкенте, бессилии художника и о стыде выжившего человека , в котором счастье неразрывно связано со скорбью. Надо сказать, что все это стало возможно благодаря очень впечатляющей игре исполнителя роли военного журналиста Лопатина , ведущего актера театра Бориса Гафурова, актеров Клавдии Безматерных (костюмер Нина), Ольги Володиной (режиссер) , Глеба Голендера ( осветитель, поэт), Юлии Плакида (Валя, уборщица), Натальи Ли (ассистент режиссера), Клары Нафиковой ( Анна Ахматова, актриса) и других. Интервью для сайта Культура Узбекистана ХУСАН САЛИХОВ, заместитель директора Центра по подготовке контентов для СМИ
- Конечно, мне все нравится, что я вижу на сцене. И, конечно, мне нравится, что театр работает по прежнему как живой организм. С того момента, как входишь в фойе, понимаешь, что здесь готовятся к встрече со зрителями на совершенно другом уровне. Фотовыставка , которую видишь сразу после того как входишь в театр, сразу захватывает и понимаешь, какая большая жизнь прожита театром за эти годы. Это дело жизни всего коллектива «Ильхома». А по поводу спектакля хочу сказать , что меня очень привлекает актерский взгляд на ташкентцев, которые не знают, что такое война. И мне это дорого. Театр можно и нужно поздравить с такой большой творческой удачей и воздать должное тому, как они это делают. Он говорит о самом главном, что происходит сегодня в мире и делает это хорошо. Я думаю, что из всех русскоязычных театров мира не у многих хватит смелости и творческого свободы создать такой смелый и серьезный спектакль. У них всеполучается. ХАСАН САЛИХОВ, генеральный директор компании «Арт Крафт» - Когда смотришь этот спектакль, то еще раз убеждаешься в том, что он такой многоплановый , его спектакли всегда глубоки по содержанию. - Полностью с вами согласен. Театр «Ильхом» остается очень интересным и очень глубоким по содержанию все эти годы. И ту энергию, которую они сейчас хотят нам передать, можно оценить по достоинству. Занятые здесь актеры очень хорошие и очень интересные , с другой стороны понимаешь, что в этом спектакле каждый из них стремится показать во всей полноте правду жизни , чтобы понять, как тот человек, который не участвовал в войне отличается от того, который приходит с войны . На этом фоне они кажутся даже немного сумашедшими , а на самом деле, совсем нормальные , очень хорошие люди. И как хорошо все играют. Должен сказать, что постановка режиссера Плотникова, конечно, оригинальная. Я давно не был в театре и то, что я вижу сейчас, мне очень нравится. ЕЛЕНА ПОНОМАРЕВА, юрист, город Ковров Владимирской области
- Я приехала из России и меня очень интерисует театральная жизнь в Узбекистане. Прочитала материалы об этой премьере и поняла, что мне надо его посмотреть. По дороге говорила с ташкентцами, которые приходят сюда и они мне советовали здесь побывать и посмотреть спектакли «Ильхома». То, что я увидела произвело на меня большое впечатление. Очень важная тема, злободневная. Даже слезы наворачиваются от этой темы, темы войны. Были моменты гда у меня уже были слезы на глазах. Буду уезжать домой с очень большими впечатлениями от увиденного на сцене вашего театра. Я рада поблагодарить всех участников спектакля, его постановщика за этот довольно впечатляющий спектакль. Вижу, что у вас тут играют очень талантливые актеры, а также замечательные молодые актеры. Им надо идти дальше вперед и все будет замечательно. ВЛАДИМИР ЧЕРНОМОРСКИЙ, журналист, США - Володя, рад тебя видеть в Ташкенте после стольких лет. Как ты здесь оказался с большой группой гостей нашего города? - Это все мои друзья . У нас все эти годы была дружная компания ташкентцев. Мы прежде встречались, здесь жили одной жизнью в сфере культуры и искусства. И вот решили собраться и приехать в наш любимый город. Идея возникла и реализовалась. Нас 12 человек и люди приехали из самых разных стран мира — США, Израиля, из Москвы , Германии и других мест. Нам очень помогла наш давний друг Илона Ильясова , дочь Явдата Ильясова , легендарного писателя. Она вернула нас в нашу юность и мы ей бесконечно благодарны. Постановка очень интересная, привлекает совмещение кино и театра . Могу сказать, что мы видим здесь на сцене очень интересных людей, интересных актеров. Это очень авангардная постановка. «Ильхому» надо сказать спасибо за то, что он есть и продолжает такую успешную работу. Фото Алишера Казакбаева и Театра "Ильхом"
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
| ![]() |
![]()
|