Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.05.2015 / 00:19:25
"Это было в махалле"Под таким названием в Ташкентском Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) идёт премьерный спектакль-концерт режиссёра-постановщика Гульрух Нажидовой. Любители театрального искусства помнят нашумевшую в своё время экранизацию любовной мелодрамы «Дело было в Пенькове» режиссёра Станислава Ростоцкого с участием народного артиста России Вячеслава Тихонова. Это был прекрасный фильм. В нем была подмечена масса жизненных и точных деталей. Актерская игра на высшем уровне. Музыка прекрасна. Лучше фильма и не надо! Синтаксический параллелизм в названии, возможно, использован режиссёром нового комедийного спектакля с единственной целью - напомнить об ограниченном пространстве действия: если в кино сюжет развивается в селе, то здесь – в ещё более суженных рамках махаллинской чайханы. Сближает оба сюжета постановка серьёзных жизненных вопросов и “happy end”, ко всеобщему удовольствию зрителей, пришедших на премьеру спектакля-концерта отдохнуть и получить массу удовольствия. Комедия «Это было в махалле», несмотря на параллелизм названий, на самом деле ничего общего с драмой конца 50-х годов прошлого века не имеет. Она легко, с юмором повествует об актуальных современных событиях и социально-бытовых перипетиях сегодняшнего дня. История о любви и доброте, происходящая в одной из махаллей города, в чайхане старого аксакала, бывшего фронтовика Вали (В. Юлдашев) и 45-летнего чайханщика Али (И. Бухаидзе). Махаллинский комитет (председатель махалли - М. Резепов) «хашаром» решил отреставрировать старую чайхану, сохранив таким образом национальные традиции этой важнейшей социальной инфраструктуры города. Молодой бизнесмен Давранбай (Ф. Сафаров) решает построить на месте чайханы модный ночной клуб, сулящий ему и его друзьям-посредникам, братьям Хасану (Ш. Нурушев) и Хусану (О. Соткулов) - сверхдоходы. Усилиями жителей махалли, верного своей воинской закалке аксакала Валижона, твёрдого характером чайханщика Али и его очаровательной 17-летней дочери Гузаль (И. Ганиева) национальный махаллинский центр культуры и отдыха был сохранён и заново обустроен. Главные герои ненавязчиво, играючи и смеясь, убеждают своих оппонентов в важности сохранности национальных традиций и любви к родному краю. Действие украсили стремительные мужские и женские лирические танцы. В танцевальных и массовых сценах были заняты молодые артисты хора и слаженный балет театра. В спектакле силами солистов и хора звучат под «минусовку» знакомые песни из репертуара ВИА «Яълла»: «На востоке, на востоке трудно жить без чайханы», «Три колодца», «Шахрисабз» и лирические песни на узбекском языке. Речь персонажей усыпана поговорками и пословицами из узбекского фольклора, что придаёт спектаклю народный характер. Главный акцент декорации сделан на цветном сюзане в центре сцены, что создаёт особую национальную атмосферу и придаёт специфический праздничный колорит действию. Яркие национальные костюмы дополняют это эстетическое впечатление от спектакля. Перед началом спектакля я попросила рассказать молодого режиссера-постановщика Гульрух Нажидову, работающую в театре четыре года, что для неё самой значит эта необычная по жанру премьера нового спектакля в традиционном репертуаре Ташкентского государственного театра музыкальной комедии (оперетты)? Г. Нажидова: «Мы постарались сделать яркий спектакль с песнями и танцами в национальных традициях, близких каждому зрителю. Спектакль должен напоминать юность, первое чувство любви, и одновременно он затрагивает конфликтные взаимоотношения отцов и детей, разных поколений и менталитетов, полярных идеологических установок. Герои старшего поколения - Валижон и Али - настроены на то, чтобы сохранять и распространять добро вокруг себя; другие - Давранбай и его свита – делать деньги из воздуха, на пустом месте, куплей и перепродажей недвижимого имущества, не придавая им никакого духовного значения. Спектакль таким образом выполняет не только развлекательные, но также воспитательные функции для подрастающего молодого поколения. Он заставляет их задуматься о тех универсалиях добра и милосердия, которые мы впитываем в себя с молоком матери. - Сколько спектаклей вы поставили на сцене музыкальной комедии? - За четыре года у меня было пять разных по жанру и тематике постановок: «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Слуга двух господ», «Ловушка», «Простите, дорогой!». «Это было в махалле» - мой пятый спектакль. Спектакль нравится нашим ташкентским зрителям разных возрастов: они оставляют хорошие отзывы в Книге пожеланий. Мы все знаем, как испокон века в Узбекистане много значит социально-территориальная единица на геополитической и человеческой карте - махалля. «С чего начинается Родина?» – спросите у аксакала или годовалого ребёнка в Ташкенте, и он ответит: «С махалли».
Гуарик Багдасарова
|
|