Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.12.2023 / 16:28:21

Классика мирового кино. Время Шухрата Аббасова


Когда мне, практически, волею случая, выпало счастье написать статью о Шухрате Аббасове, в канун  93-летия со дня его рождения, которое мы будем отмечать немногим более чем через месяц, я, честно говоря,  растерялся. И не потому, что слишком мало времени было отведено на этого, по словам признанного метра литературы Чингиза Айтматова,  - «Классика мирового кино»,  ушедшего от нас в апреле 2018 года. Не потому, что я лично сам не учился у Шухрата Салиховича, хотя с его творчеством знаком уже много лет - его ленты с первых дней моего студенчества рекомендовали мои педагоги. Не потому, что его биографию, фильмографию и сами фильмы, давние-недавние-и-последние интервью сегодня можно просто и легко скачать  в Интернете.  Не потому, что… Это всё в дебете, а что же тогда в кредите? Что я лично был знаком с  этим  высоким, подтянутым, неизменно доброжелательными и на редкость внимательным к собеседнику человеком  последние восемь лет. Так уж вышло, что после практики в столичных театрах я оказался в ГИИ Узбекистана, на кафедре «Искусство эстрады и массовых праздников», что по соседству с «Искусством драмы и кино». Там то и работал Шухрат Аббасов. Слово за слово, общие знакомые- режиссёры, операторы, художники, актёры, совместные обсуждения увиденных спектаклей, концертов и выставок…  Не мало ли, для того, что бы садиться за письменный стол? 

      Но глядя на цифры-фильмы-учеников, одновременно заслуживающие и уважение и вызывающие  восхищение,  – я решился. И тут же начал собирать материал- открыл Википедию, с десяток отечественных сайтов о кино и шоу-бизнесе, внимательно перечитал монографию Адибы Насыровой-  «Кинорежиссёр Шухрат Аббасов» и пересмотрел несколько студенческих фильмов-портретов о нём . Сличая в разных источниках  общеизвестные цифры и факты, общаясь с его учениками, коллегами и близкими я натолкнулся на интересные особенности и даже парадоксы. Все мы знали Шухрата Аббасова как заслуженного деятеля искусств и народного артиста, обладателя наград многих кинофорумов- Франкфурт-на-Майне - 1963 г., Алма-Ата- 1968 г., Тбилиси- 1972 г., Кишинёв – 1975 г., Тегеран 1977 г., неоднократного лауреата гос.премий и наград , в том числе медали «Шухрат» и ордена «Эл-юрт хурмати». Все знаем наперечёт его художественные фильмы.  От действительно народной комедии, которую буквально растащили на цитаты,  - «Об этом говорит вся махалля»,  до пронзительных лент «Ташкент-город хлебный», «Ты не сирота» и «Маленький человек на большой войне».  От эпических «Абу Райхон Беруни» и сериала «Огненные дороги» до неоромантичных, по-феллиниевски трогательных «Прозрения» и «Драмы любви». А ещё «Земля предков» по Тогай Мураду и первый фильм Шухрата Аббасова «Филиппинец и пьяный», по одноимённому рассказу Уильяма Сарояна…

       И вот тут то я впервые остановился.  Что-то не сходилось в общепринятой биографии метра кино. И оказалось, что первым фильмом Шухрата Аббасова де-факто нужно  считать  короткометражную экранизацию сцены из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок». В 1958 г.– «Васисуалия Лоханкина» Шухрат Аббасов снял в товариществе с ещё одним общепризнанным  корифеем «большого экрана» - Георгием Данелия. В этом фильме, к слову сказать, играли ни много, ни мало -  Евгений Евстигнеев и Галина Волчек. Дальше – больше. Во мне проснулся  дух  дедуктивизма, попёр из меня «доморощенный» инспектор Коломбо. Оказалось, что зная практически всё о Аббасове, мы ещё многого не знаем или упускаем из виду.  Знаем, что Шухрат Салихович  профессор с многолетним стажем и педагог от бога для не одного десятков режиссёров и сотен актёров, но многие наверно, как и я,  удивятся, узнав, что Шухрат Салихович  и сам выступил в роли актёра – фильм «Птицы наших надежд»- 1977 г. Все любят фильм «Озорник» по Г.Гуляму.  Но не все знают, что сценаристом этой обожаемой всеми картины выступил…Шухрат Аббасов. А ещё многим   будет интересно узнать, что кроме работы на съёмочной площадке, Шухрат Салихович поставил в  должности главного режиссёра Янгиюльского драм.театра более десятка спектаклей, в том числе – «Сердечные тайны» Б.Рахманова, «Нурхон» К.Яшена, «Проделки Майсары» Хамзы, «Больные зубы» А.Каххара. Не очень известные факты биографии и всевозможные «тайнички» начали открываться мне, если не по мановению волшебной палочки, то по хлопку кино-хлопушки точно. Общеизвестно, что Шухрат Аббасов – был безумно влюблён в своих студентов. Мало того, что он не пропускал ни одного студенческого показа-бенефиса-спектакля, он ещё и внимательно смотрел их, не делая себе же скидку на «профессорский» статус или  прячась, как многие, увы, сегодня, в смартфоне прямо во время показа. И смеялся и плакал  по-настоящему - веря и сопереживая даже малейшему успеху своего питомца. И студенты платили ему монетой той же, «самой высокой» пробы.  Шухрат Аббасов был уважаем и любим всеми - и коллегами-педагогами  и простыми студентами - я ни разу не видел, что бы он шёл по коридорам института  один. Всегда  в окружении улыбающихся и одухотворённых, точнее – одухотворяемых буквально на ходу людей.

      И при этом – он был очень принципиальным и беспощадным в своих суждениях человек  искусства – если где-то ему подсовывается  откровенная вульгарность, однодневность, вторичность, - проще говоря «художественная убогость», по его словам, - снисхождения данайцы не получали. Цитирую дословно Шухрата Салиховича - «К сожалению,  по-прежнему выходят фильмы, в которых нет сильного конфликта, противоборства идей. А ведь только произведения, глубоко отражающие специфику времени, изменения в обществе, характер народа, могут сегодня понравиться зрителю, затронуть их сердца, завоевать достойное место в истории мирового кино». Критика Шухрата Аббасова, к слову – всегда была конструктивная, точная и профессиональная. Добрый, но никак не «добренький». Или ещё одни парадокс Ш.Аббасова - многие его фильмы пронизаны настоящим трагизмом и полны драматических, часто неразрешимых вопросов. И при всём этом у него  была от природы редчайшая самоирония и крепкий по форме и «умный» по содержанию юмор! А как он умел прятать в своих легендарных усах улыбку… Лет пятнадцать  назад был свидетелем следующей «интермедии». В рамках мероприятия по чествованию магистров на сцену учебного театра института вызвали двух старожилов института - Шухрата Аббасова и Арсена Исмаилова, дабы они одевали выпускникам  мантии. Но пока магистров  выстраивали в определённом порядке за кулисами- эти две «легенды» застоялись под тёплыми лучами софитов. Мантии оттягивали руки, пауза затягивалась до неприличия  и  Шухрат Салихович, дабы её разрядить, шутя, предложил коллеге: «Знаешь, Арсен, после того как нас сократят в институте, как пенсионеров – пойдем работать в гардероб. У нас это неплохо получится!!!». Никогда ещё обычное собрание не проходило так весело. Или вот ещё эпизод - на вступительных турах очередного набора режиссёров уже в ГИИК Узбекистана. Уставший от потока желающих учиться у него, а количество абитуриентов, узнающих, что их мастером может стать не кто нибудь , - а «Сам Аббасов!!!» заметно возрастает, Шухрат Салихович рассказал мне в перерыве между баснями-монологами-песнями-танцами следующую историю. «Расспрашиваю одного поступающего парня про театр - ноль. Про кино - тоже. Про то, какие книги он читает – еще хуже. Начинаю буквально «тормошить» его своими вопросами, ну а про великого СТАНИСЛАВСКОГО  ты хотя  бы слышал? И глядя на вылезшие в секунду из орбит глаза парня, начинаю махать руками – Нет, нет это не Я!!!». Спроси про биографию и перечень фильмов - ответят почти все- Шухрат Салихович Аббасов - уроженец Коканда.  В 1949 г. окончил Ташкентский мед.техникум, а через пять лет получил диплом режиссера, пройдя обучение на режиссерском факультете ТГТХИ им. А. Н. Островского. Затем были Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме», 1958 г.

 А что его буквально притащил к ректору тогдашнего института известный актёр Хамза Умаров, увидев его на любительской сцене в роли старика Шмаги в спектакле «Без вины виноватые» А. Н. Островского, сегодня знают немногие. Что про него сказал один из гениев мирового кино- Александр Ромм – «Я буду всегда удивляться героизмом Аббасова, его глубокой эрудицией и разнообразием художественного клада» наверное знаю сегодня только особо дотошные киноведы. А уж то, что его творчеству посвящал стихи сам народный поэт Узбекистана Александр Файнберг знают и того меньше:

…Но вот к дирижёрскому пульту
прошёл, словно бог, домулла,
и рухнули прежние культы:
овация зал взорвала!...

…«Бунт в Парме! Восстанье в Турине!
И Римскому Папе привет!..

Вот так, Федерико Феллини.
Гасите, товарищи, свет»

 

И получилось, что  чем больше я находил материала о мастере, тем больше мне открывалось неизведанного. Приходилось буквально контурно обозначать на условной карте «Атлантиду  Аббасова». Вырезанная почти серия  под давлением цензуры «Ташкента – города хлебного» в 1968 г. и как следствие -  несколько месяцев в больнице с отказавшими от нервов ногами. Открытие ассоциации независимого кино в конце далёких 80-ых и не осуществленные планы новых картин.  «У меня есть несколько проектов. Один из них – картина о великом астрономе, внуке Амира Темура - Мирзо Улугбеке. Для осуществления этого проекта необходимо воссоздавать эпоху того времени, эпоху возрождения культуры, науки и зодчества, чтобы показать ее во всем своем богатстве. Вторая задуманная картина - это продолжение моей же «Махалли» - о людях, об отношениях разных поколений.

     Эта вечная тема. Несмотря на то, что картина будет новой, жанр останется прежним. Опять об этом будет говорить вся махалля». Он не боялся делиться творческими планами. А еще  Шухрат Салихович Аббасов был неистовым футбольный болельщик,  истинный гурман восточной кухни и тонкий джаз-меломан. А ещё завзятым книголюбом.  Отдельный его пункт  - обожание Иоганна Гёте и Шарля Бодлера, цитировать которых Шухрат Салихович был готов и днём и ночью. Перечислять его, по словам ещё одного любимого писателя Аббасова- А.П. Чехова - «составляющие души»,  можно было бы часами, но так и не вывести главного. Что же такое, что помогало  ему  в свои серьёзные годы быть таким на редкость живым и настоящим человеком, без малейшего налёта бронзы?  Наверное, кроме всего вышеперечисленного то, что Шухрат Салихович никогда не разрешал своей душе лениться. Ни своей, ни душам тех, кто находится рядом- работать, переживать, искать ежедневно, ежеминутно.

       И если какой-то секрет я и разгадал за эти несколько дней у письменного стола, то это что, Шухрат Салихович Аббасов мог, не останавливаясь в своём многогранном духовном творчестве, останавливать своё обыденное, физическое  время. То есть жить и  творить, общаться, радовать и радоваться, открывать самому  и открывать для других, учить и учиться (наиредчайшее сегодня качество у многих состоявшихся педагогов) и при этом, ничуть, ни на йоту – не стареть. И этих его всех качеств мне лично и, уверен многим из нас, сегодня очень не хватает. Спасибо, что успели частью  из них поделиться со мной.

                                Долгой  светлой памяти вам, Шухрат Салихович.

 

                                                                               АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ





Другие материалы рубрики

02.12.2023 / 12:10:50

В Доме кино "Ренессанс" прошел незабываемый вечер памяти известного узбекского кинорежиссера и кинодраматурга, писателя Джасура Исхакова

Его украсила также презентация книги "Как подскажет сердце". Далее...

23.11.2023 / 09:42:05

Искусство кино очень сближает народы, так и должно быть

В штаб-квартире СНГ в Минске состоялось заседание рабочей группы по кинематографии государств – участников Содружества Независимых Государств. В режиме видео-конференц-связи участие в мероприятии приняли представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ. Далее...

09.11.2023 / 15:31:03

Контракт со студентом на прокат его фильмов в Америке

Вице-президент Adler & Associates Entertainment Марк Беласко подписал контракт с Саидом Тулягановым на прокат его фильмов "Холодная гонка" (The Cold Rase) и "Восхождение на Килиманджаро" (The Lessons of Kilimanjaro). Далее...

03.11.2023 / 21:53:16

В Самарканде стартовал фестиваль итальянских фильмов

В организованном по этому случаю в кинотеатре "Шарк юлдузи" торжественном мероприятии приняли участие представители отечественной и итальянской кинематографии, а также зарубежные гости. Далее...

01.11.2023 / 17:32:29

Роман Полански, вечный беженец

У всемирно известного режиссера случился солидный юбилей Далее...





28.04.2024 / 14:20:53
Украшением программы Международного фестиваля оперы и балета в ГАБТе им. А.Навои - "Тошкент бахори" стал показ оперы Джузеппе Верди "Риголетто"
 
28.04.2024 / 11:09:27
ГАБТ имени Алишера Навои в мае порадует зрителей разнообразным и захватывающим репертуаром.
 


29.04.2024 / 13:02:16
В Ташкенте вновь звучат мелодии мирового джаза. Центром проведения нового международного фестиваля джаза стала летняя площадка Дворца международных форумов "Узбекистон"
 
27.04.2024 / 12:01:08
Во Дворце профсоюзов Узбекистана с успехом прошли концерты известного узбекского композитора Султан Али Рахматова.
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте