Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
02.10.2020 / 20:09:36

Настоящее искусство – вечно


Кадыр Муминов – знаменитый балетмейстер, педагог-хореограф, легендарный артист. Закончил классическое отделение Ташкентского Хореографического, а затем ГИТИС в Москве. Воспитанник ансамбля песни и танца «Шодлик», в настоящее время художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного Ансамбля песни и танца «Узбекистан». 

Воспитал ряд выдающихся хореографов, Заслуженных артистов Республики: Гульмиру Ширинову, Эркина Каххарова, Сунната Каримова, Гульнару Каххарову. Также среди его учеников талантливые танцовщицы, которыми он может по-настоящему гордиться – это Заслуженные артистки страны: Саида Мансурходжаева, Фируза Азатова, Гульшода Абдиева, Нигина Нигматова.

Кадыр Ташкенович любезно согласился ответить на вопросы специально для «Культуры Уз.»

-Кадыр Ташкинович, почему вы решили посвятить свою жизнь именно танцевальному искусству?

-Говорят, бог посылает предназначения каждому из нас - кому- то быть ученым, кому-то земледельцем, а кому-то творить искусство. Видимо одним из этих людей оказался и я! Хотя, по молодости очень активно занимался спортом, но в какой-то момент танцы меня настолько увлекли, что стали и профессией, и увлечением, и любовью всей моей жизни.  Для меня главное быть на сцене, танцевать, передать через эмоции, через движение, экспрессию, через темп и ритм то, что у меня внутри. И как оказалось, выбор я сделал правильный.

- А когда впервые, вы почувствовали вкус успеха?

-Честно говоря, я сейчас точно не помню, но будучи 12-13 летним ребенком, первый раз в кружке самодеятельности станцевал русский зажигательный танец. Хотя, внешность у меня  восточная, но видимо руководитель кружка, увидела во мне  особую экспрессию. Мне тогда долго аплодировали зрители. Тогда я очень гордился собой. Наверное, это и был мой первый успех.

- А успех в более сознательном возрасте?

-Успех в более сознательном возрасте пришел ко мне на 4-Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Я с моей партнершей, Диляфруз Джаббаровой (ныне народная артистка), получили 4-место. Я считал, что это огромное достижение в Советском Союзе, ведь среди 15 Республик той огромной страны, занять 4 место — это был колоссальный успех.

-Что вы считаете своим самым большим достижением? 

-Пожалуй, это то, что я учился в хореографическом училище у великих мастеров танцевального искусства Узбекистана. И потом, то, что я попал по отбору в ГИТИС на балетмейстерский факультет. Те знания, которые получил в стенах училища и в стенах института, это и есть мое достижение. Благодаря этому я сейчас и стал тем, кто я есть.

-Кадыр Ташкинович, можете назвать имена ваших педагогов?

-Конечно. Моя первая учительница - Раиса Соломоновна Галямова, она преподавала во Дворце школьника, Заслуженная артистка Узбекистана - Белла Артемовна Арутюнова, которая привила любовь к национальному танцу. После, я перешел в русский балет, где нам преподавал танцы народов мира - Михаил Яковлевич Левин. Далее, уже в хореографическом училище по классическому танцу - это Лев Александрович Засс и Иван Матвеевич Проценко, педагоги по характерному танцу - Григорий Владимирович Ижицкий  и Тамара Григорьевна Литвинова, учителя узбекского танца- Белла Башировна, Зинаида Анатольевна, Народная артистка Узбекистана Розия Каримова, Заслуженный работник культуры Узбекистана Раиса Юсуповна Хаджисаидова.  В институте я учился у Академика хореографии - Ростислава Владимировича Захарова, у человека, который создал на балетной сцене «Пушкиниану». По народному танцу у меня были педагоги: Тамара Степановна - Народная артистка России, Анатолий Васильевич Борзов - Заслуженный артист России и Тамара Степановна Ткаченко. По композиции классического танца у меня был педагог - Заслуженный артист России Ярослав Данилович и Заслуженная артистка России – Ольга Георгиевна Тарасова. Я всех их помню, и помню с большой благодарностью. Это те люди, которые сформировали меня, как балетмейстера. 

-Бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение? (теряете ли вы веру в себя?)

- Веру в себя я не теряю. Но бывает так, что вдохновение покидает, это и хорошо, потому что, каждый творческий человек иногда должен давать отдых и отпуск своим «мозгам», чтобы потом через определенное время начать новый этап.

-Какой образ в танце вам ближе всего?

-Я всегда любил исполнять танцы сюжетные, в которых передается образ. Будь то «образ человеческий», или «образ обособленный», или «образ животного», не важно, но, чтобы обязательно был Образ. Бессюжетные танцы меня практически не волновали. Наверное, как актер я любил играть, в танце создавать определенный сюжет, историю, да так чтобы это трогало, волновало зрителя. Не голая техника, не просто движения, а смысловые движения, поэтому я всегда стараюсь ставить танцы со смыслом и вкладывать в каждое движение душу. Ну и потом, основа танца – это музыка, надо ее слушать и она сама откроет тебе извечные жизненные сюжеты, которые тронут зрителя - в этом залог успеха.

-Что вы думаете о современном танце и о современной молодежи?  Необходимо ли в институте открыть отделение современного танца?

-Сейчас молодежь, как мне кажется, из одной крайности впадает в другую. А хотелось бы, чтобы у этих молодых людей появилась определенная цель. Когда в жизни существует конкретная цель, тогда и в голове, и в сердце, и в творчестве появляется возможность добиться желаемого. Но, я понимаю максимализм нашей молодежи. Они хотят все и сразу. Хотят попробовать себя в уличных танцах, брейк-дансах и т.д.- это как мода.  А отделение современного танца можно открыть, почему нет. Мы должны шагать в ногу со временем. Мне кажется, из любого вида искусства можно взять и полезное, и нужное.  Но, я все- таки истинный представитель классического танца, классического танцевального искусства и считаю это настоящим искусством - оно будет всегда во главе! Классический балет и народный танец - жили, живут и будут жить! А все остальное будет меняться. Как говорил мой педагог Ростислав Владимирович Захаров: «Все эти телосложения, теловычитания, телоумножения, телоделения- это все временное явление, а настоящий танец, настоящий балет будут жить вечно!» Танцы Игоря Моисеева, танцы Надежды Надеждиной, танцы Курбета, танцы нашей Мукаррам-опы, танцы Исахара Акилова – они живы и будут жить через столетия, потому что это и есть настоящее искусство.

-По вашему мнению, какими качествами должен обладать балетмейстер?

-Качества балетмейстера необъятны, но прежде всего балетмейстер должен быть человеком с большой душой и, конечно же, с большим сердцем! Он должен любить свою работу, с уважением относиться к ученикам. Само собой, балетмейстер должен быть организатором, человеком с тонким вкусом, человеком талантливым, потому что, только талантливый балетмейстер и педагог создаст и уникальный танец и воспитает способных достойных учеников.

-И напоследок. Вы уже многого добились в своей профессии, какие советы вы можете дать начинающим хореографам?

-Начинающим, молодым хореографам, хотелось бы пожелать больше изучать наследие, потому что наши предшественники они ставили правильные, грамотные танцы.  Необходимо больше изучать историю, географию, обязательно литературу. Они должны быть всесторонне развитыми, потому что, ставя национальные танцы, например, ферганские, хорезмские, бухарские и при этом не знать историю, традиции и обычаи народа - невозможно поставить полноценный, грамотный танец. И ещё, балетмейстеры должны изучать и разбираться в изобразительном искусстве. Они сейчас, к сожалению, этого всего не знают. Наверное, поэтому, у нас хромает искусство балетмейстера. Порой, смотря на работы молодых хореографов, я просто поражаюсь, откуда мог появиться этот налет, не присущий узбекскому танцу. Я противник того, чтобы наши девочки-узбечки валялись на сцене, если это не предусмотрено номером. Да, в «Бахоре» был танец «Пахта» - номер сюита, но девочки изображали коробочки хлопка, они сидя танцевали - это было предусмотрено сюжетом номера. А когда, просто выходят и начинают «валяться на полу», тем более танцуя «маком» - то это опять-таки не знание истории, не знание национальных  обычаев, а мы не должны отходить от традиций.

Каждая женщина, девушка – узбечка должна быть достойной, должна быть благородно сдержанной, показать это - задача балетмейстера. «Потому что наши узбечки – они всегда были символом преданности, верности и чистоты. Я бы хотел, чтобы молодые балетмейстеры обращали на это внимание. И хочется пожелать, чтобы они расширяли круг своих знаний по всем предметам - были образованными и высокоинтеллектуальными людьми. Вот это и будет балетмейстер и педагог с большой буквы. 

Кадыр Ташкинович Муминов –  как раз и есть педагог, человек, балетмейстер с большой буквы. Пример для подражания. Отмечен многими государственными наградами, внес огромный и неоценимый вклад в пропаганду и развитие узбекского национального танца и танцевального искусства в целом. Балетмейстер, который всецело предан классическому балету и народным танцам, человек, который считает это искусство вечным. 

 

Камилла Хакимова выпускница
Государственной Академии 
Хореографии Узбекистана    
 




Другие материалы рубрики

01.10.2020 / 20:12:27

В Государственной академии хореографии Узбекистана состоялась Международная онлайн научно-практическая конференция

Главная тема состоявшегося основательного и конструктивного разговора "Перспективы культурного сотрудничества народов Центральной Азии". При этом отмечалось, что это жизненная необходимость и только развивая тесное, плодотворное сотрудничество можно добиваться успеха в этом важном деле Далее...

22.09.2020 / 12:17:53

Профессор Фируза Абдурахимова. Слово о наставнике

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного оркестра народных инструментов "Согдиана" Фируза Абдурахимова преданно служит искусству, отдавая всю себя без остатка Далее...

22.09.2020 / 12:13:31

В Грозном состоялся Международный фестиваль-конкурс танца имени Махмуда Эсамбаева

В нем приняли участие представители 22 регионов Российской Федерации и 10 стран мира, в их числе представители; Болгарии, Египта, Сербии, Белоруссии, Грузии, Украины, Южной Осетии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана Далее...

20.09.2020 / 19:27:41

Концерт великого грузинского композитора Гия Канчели в Ташкенте в 2002 году: как "играть, слушая тишину"

Когда весной 2002 я узнал, что в Ташкент прилетает выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, очень обрадовался и задался целью подготовить сюжет для телепрограммы "Ахборот", где тогда работал. В соответствии с программой фестиваля, сначала в только что отстроенной неподалеку от телевидения консерватории должна была состояться творческая встреча Канчели со студентами и преподавателями, а потом – концерт из его произведений в зале театра "Ильхом"... Далее...

18.09.2020 / 12:13:58

Вспоминая Батыра Закирова. О чем мы говорили с великим узбекским певцом в последнем интервью

Он прожил всего 49 лет, но какой невероятный след оставил на земле, как много успел! Певец с поистине волшебным голосом, можно сказать, сладкоголосый соловей, которого мы все так любили... Далее...





27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 
22.03.2024 / 15:06:37
"С тобой, Навруз, мир светом озарится!", так называется новый впечатляющий вернисаж, который открыт в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) Академии художеств Узбекистана
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте