Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
24.06.2025 / 10:44:35
Виртуозы "Метелицы" в Самарканде![]() В памятный всем день, 22 июня сего года в гостеприимном Самарканде в одном из лучших Дворцов культуры «Нуровшон», расположенном в посёлке Суперфосфатного завода» блистательно выступил уникальный оркестр русских народных инструментов «Метелица» из Санкт-Петербурга под управлением основателя оркестра, Художественного руководителя Заслуженного артиста РФ Игоря Тонина и лауреата международных конкурсов молодого, но очень талантливого дирижёра Виталия Силиванова. Прежде чем начался концерт автору этих строк удалось взять экслюзивное интервью у Игоря Тонина. Одним из первых вопросов этой беседы прозвучал так:-Как появилась идея повторить выступление вашего оркестра в Самарканде через три года, имея жёсткий график гастролей и насколько это трудно реализовалось? Ответ художественного руководителя оркестра был буквально неожиданно приятным- Да в первый свой приезд мы посетили пять городов Узбекистана и нам так понравилась ваша отзывчивая публика, ваши залы, погода, гостеприимная и хлебосольная страна, что мы поставили себе задачу обязательно вновь встретиться с этой благодарной, замечательной отзывчивой публикой и исполнить для неё новую программу, где не повторяется ни один номер из прошлого выступления. Исключение составляют произведения на бис, например «Коробейники». Как показало наше выступление накануне в Ташкенте новая программа была принята очень душевно. Надеюсь вашей изысканной публике она тоже придётся по вкусу(улыбается). Второй вопрос: Откуда приехал ваш оркестр в Узбекистан? На что Маэстро очень живо ответил: Оркестр приехал из Твери, где выступал на Пушкинском празднике (где поэт достаточно долго жил и творил) совместно с артистами театра «Святая крепость» из Выборга с музыкально-литературной композицией «Медный всадник». Но следующий вопрос застал моего собеседника врасплох: Знаете ли Вы, что Самарканд имел много разных названий в разные времена, Мараканда, Согдиана и в том числе, что Самарканд называли Южным Санкт-Петербургом и почему? Поражённый дирижёр ответил отрицательно –Нет, но я заметил, подъезжая к гостинице накануне выступления здание удивительно напоминающее петербургские старинные здания конца XIX века, где была вывеска Краеведческий исторический Музей. Заинтриговав нашего героя, пришлось открыть неведомую ему тайну. В конце XIX века в связи с пребыванием здесь представителей царской администрации генерала Кауфмана многие самаркандские зажиточные купцы евреи выписывали архитекторов из Санкт-Петербурга, которые начали строить так называемый новый город взяв за основу европейский образец градостроительства. Примером для вас является тот самый музей, который вы видели. Это бывший дворец купца Калантарова, построенный к не состоявшему визиту царя Николая II, во многом повторяющий Зал в Мавританском стиле Эрмитажа и даже печки напоминают лучшие изразцы печек Царского села. В нашей нетривиальной беседе И. Тонин на очередной вопрос сколько лет Самарканду, предположил, что наш Самарканд ровесник Исуса Христа. И был сражён возрастом города, куда он приезжает во второй раз. Ровесник Рима, Самарканд, которому около 3 тысяч лет вдруг открылся нашему собеседнику совершенно удивительным образом. «Метелицу» нередко называют оркестром солистов, ведь все его музыканты- признанные мастера своего искусства, лауреаты международных конкурсов, все обладают неповторимым стилем и часто выступают с сольными номерами, демонстрируя свой высокий профессионализм и виртуозное мастерство. Глубоко информативным оказался ответ на следующий вопрос: Каким образом вы находите таких блестящих исполнителей солистов виртуозов? Или это исключительно заслуга дирижёров вашего оркестра? И. Тонин ответил следующим образом: В наш оркестр попасть довольно сложно, т.к. у нас камерный оркестр нового типа, где самих музыкальных инструментов используется гораздо больше, чем самих музыкантов. Поэтому один из критериев отбора в наш оркестр- это владение сразу несколькими инструментами на высоком профессиональном уровне как соло, так и в ансамбле, и в оркестре, т.е. универсальные исполнители. Второй момент- это стабильный коллектив, где редко происходят замены, в основном связанные с семейными обстоятельствами типа декрета или выходом по возрасту на пенсию. Тогда объявляется набор на конкурсной основе с испытательным сроком. Не у всех получается легко перестроиться с сольного выступления на оркестровое или ансамблевое. С такими исполнителями мы вынуждены попрощаться. Но главное, особое условие для принятия в состав оркестра -это проникнуться главным Кредо оркестра--идеей и атмосферой национального русского оркестра, стать членом большой семьи. А то, что он должен быть блестящим исполнителем, даже не обсуждается. В работе нашего оркестра много уделяется внимание акустическим возможностям инструментов, идеальному синхронному исполнению различных штрихов и техник. Есть и игровые моменты, связанные с необходимостью выступать в других костюмах в праздничные дни или с тематическими концертами. Маэстро так же поделился ближайшими планами. А именно поставить балет на основе музыки Н. А. Римскского Корсакова, партитура которого уже готова и премьера которого намечена к проведению будущей Маслиницы Подготовить концерт-ремикс, посвященный группе «Ленинград» и её солисту Виктору Цою. Поучаствовать в качестве члена жюри на фестивалях «Лазоревское Сочи» и «Кубанский казачок», поучаствовать с оркестром на замечательном празднике татар «Сабантуй» в пределах Ленинградской области и тут во время его отсутствия огромную помощь ему окажет молодой перспективный помощник-Виталий Силиванов, который ещё до поступления в оркестр И. Тонина ходил на все концерты и репетиции оркестра, будучи сам дирижёром ансамбля «Морошко». Желание расти дальше, постичь секреты идеальной синхронности исполнение оркестра «Метелицы» дали свои результаты. Окончательно Силиванов был принят в этот коллектив после одного случая, когда Маэстро пришло предложение выступить на Белгородской конференции и одновременно возник концерт, посвященный появлению первой письменности на Руси в конце мая и Епархия попросила их поддержать. И тут Игорю Тонину пришла крамольная идея -доверить свое детище, свой оркестр новичку на неделю. Необходимо было поехать в Епархию и самостоятельно подготовить намеченную программу. Если ты справишься с этим, считай ты принят в оркестр! И он справился. Поскольку и оркестр, и я сам очень востребованы мне просто был необходим помощник. На сегодняшний день Виталий Силиванов настолько влился в коллектив, что многие его считают моим духовным сыном. После столь содержательной беседы прошел на душевном подъёме великолепный концерт, где оркестр продемонстрировал для самаркандских слушателей идеально выстроенную программу и где прослеживалось две линии, две темы которые прекрасно переплелись в стройную композицию. Первая была посвящена «русской тематике, великой русской земле и её народу», а вторая – знаменательной дате -80-летию Великой Победы весны 1945 года над фашисткой Германией и вкладу Узбекистана в общую Победу всех народов бывших республик Советского Союза. Всем известно, что наш солнечный гостеприимный Узбекистан стал вторым домом для многих беженцев из пострадавших регионов и именно здесь нашли материнскую любовь и заботу тысячи детей сирот, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Мы будем помнить об этом всегда. Под управлением В. Силиванова концерт открыла «Праздничная увертюра» Н. Будашкина, в которой распахнулась перед слушателями во всей красе русская душа великой страны –России, её бескрайние поля с колышущимися на ветру колосьями и очарование русской природы. C первых тактов захватив зрителей торжественными аккордами этот небольшой камерный оркестр потрясающе передал всю русскую мощь Матушки России, словно играл большой симфонический оркестр Надо отметить что в программе по закону жанра чередовались выступления солистов и оркестра. Так вслед за «Праздничной увертюрой» прозвучала обработка русской народной песни «Кольцо души девицы» А. Иолова в исполнении солиста, известного виртуоза балалаечника Амвросия Тарасова. Как известно балалайка -это музыкальный символ России. И Амвросий Тарасов покорил наших зрителей тончайшей ньюансировкой всех исполнительских штрихов и динамических оттенков. Не менее виртуозно было исполнено оркестром двух самостоятельных произведений одного и того же композитора. П. Куликова «Русский пляс» и «Липа вековая», под управлением И. Тонина и замечательное лирическое произведение основателя первого профессионального коллектива русских народных инструментов Василия Андреева-Вальс «Грёзы». Поразительная синхронность и чувство ансамбля всех участников оркестра, профессионализм доведённый до совершенства вызвали истинное уважение и восхищение публики. В исполнении двух великолепных солистов: Любови Саматовой (гусли) и Андрея Касьянова (балалайка) прозвучала «Лирическая и разудалая» В. Городовской. Характерные для русских народных песен подголоски и переклички с оркестром и между солистами вызвали восторг публики. Блестяще прозвучали: в исполнении солиста оркестра Е. Желинского соло на балалайке «Выйду на улицу» В. Городовского, неотразимый дуэт солистов -домбры (родной сестры балалайки) Л. Ахмедовой и О. Галаевой исполнивших «Песню и танец, а также «Melange» М. Галаева. И не менее потрясающе прозвучало хрустальное соло на гуслях Л. Саматовой «На улице дождик» С. Плеханова. Теме Великой Победы было посвящено выступление Заслуженной артистки РФ Елены Курской, которая не просто порадовала зрителей великолепным вокалом, но трогательно исполнила «Синий платочек», Е. Петербургсокого, задорно «Ах эти тучи в голубом» В. Темного и до мурашек вызвав ком в горле и слёзы песню «Снег седины» Г. Понамаренко. Её необыкновенно богатый насыщенный тембр, то напоминал нежный голос В. Толкуновой, то властный сильный голос Л. Зыкиной. Но абсолютно по-своему Елена Курская исполнила знаменитую «Катюшу» М. Блантера, спев её с публикой на высоком подъёме все четыре куплета, при этом предоставляя порой публике петь самостоятельно, чем покорила всех своей открытостью и доверием. Заключительные песни в её исполнении Г. Заволокина «От печки» и русская народная песня «Я на горку шла» буквально «завели» публику, вызвали острое желание танцевать самых активных слушателей прямо перед сценой. Это был потрясающий успех. Судя по названию произведения автора А. Пьяцоло «Violutango» исполненного солистом А. Кузьминовым главному дирижёру оркестра И. Тонину не чужд дух экспериментирования с различными жанрами и стилями классической и современной музыки. Что значительно расширяет не просто репертуар, а привносит новые краски в традиционное представление об исполнительских возможностях оркестра русских народных инструментов. А завершил этот насыщенный концерт на бис выступление оркестра знаменитой русской народной песней «Коробейники» в обработке В. Дителя. Зрители были в эфории, крики браво и овации долго не прекращались и Маэстро обещал вновь посетить наш любимый Самарканд и привезти новую программу со своим прекрасным оркестром виртуозов. преподаватель Самаркандской специализированной школы искусств Емельянова Э.Г.
| ![]() |
![]()
|