Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.10.2020 / 18:51:50

Опера "Сельская честь" с успехом открыла 91-ый театральный сезон в ГАБТ им. А. Навои


Третья премьера новой сценической редакции оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь" была удостоена открыть 91-ый театральный сезон ГАБТ им. А. Навои. Обновлённый спектакль был посвящён светлой и негасимой памяти недавно ушедших выдающихся деятелей искусства нашей страны . Это - замечательный композитор, дирижёр Большого театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат Государственной премии Анвар Эргашев и главный художник театра, заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров. Уже на первых звуках оркестрового вступления на спектакле 3 октября 2020 г. на большом экране, установленном на сцене ГАБТ имени А. Навои, зрители ещё раз увидели дорогие сердцу лица в ореоле поминальных свечей – дань памяти незабвенным преданным служителям Мельпомены – и мысленно сердечно пожелали их душам вечного умиротворения...

Перед спектаклем заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним в эксклюзивном интервью сайту «Культура. Уз» поделился своими размышлениями об этом спектакле :

- Мы очень рады, что после долгого вынужденного перерыва  вновь встречаемся с нашими дорогими зрителями, рады снова ощутить тепло их сердец и доброе сопереживание. Да и наши добрые и внимательные зрители, несомненно, соскучились по живому восприятию наших спектаклей. Мы пережили весьма непростые 190 дней самоизоляции и работы в удаленном режиме. Нам удалось выпустить несколько удачных проектов онлайн – но это, вне сомнения, ни в какой мере не может заменить удивительного феномена живого спектакля с излучением эмоций и энергетики со сцены – и встречной энергией зала. В период  карантина  безвременно ушли из жизни два выдающихся деятеля искусств Узбекистана: Анвар Эргашев и Зубайдулло Батыров. Они безвременно  покинули нас...

Многие замечательные спектакли нашего театра хранят их удивительную незабываемую творческую энергию. И   недавняя премьера новой сценической редакции оперы "Сельская честь" - также отличный результат  их высокой одарённости и вдохновения. И мы посвящаем наш спектакль их светлой и негасимой памяти и ещё раз воздаём должное их удивительным талантам и самобытному творчеству, которое оставило глубокий и яркий след в истории нашего театра и всего искусства Узбекистана. 

Напомним, что в целях безопасности мы вынуждены временно заполнять зал лишь на 30%, причём, зрительские места в нашем зале размечены по принципу соблюдения необходимой дистанции. Мы верим, что эти меры - временные, и просим нашего дорогого зрителя с пониманием отнестись к ним. Все мы глубоко надеемся на то, что с желанным уходом пандемии мы сможем возвратиться к привычной встрече со зрителем в традиционном и полном объёме. Премьера знаменитой оперы «Сельская честь» на сцене ГАБТ им. А. Навои в декабре прошлого года определила её дальнейшую судьбу. По стечению обстоятельств, 13 марта мы должны были сыграть третью премьеру нашего спектакля – однако решение о самоизоляции нарушило наши планы. Но мы решили при первой возможности возобновления регулярного репертуара сыграть этот спектакль именно в том составе, который по независящим от него причинам не смог выйти на сцену в феврале этого года...

Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе всемирно известный кинорежиссёр, автор знаменитого фильма «Ночной портье», Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти. 

Сценическая предыстория знаменитой оперы такова. «Сельская честь» (итал. Cavalleria rusticana) — опера Пьетро Масканьи, созданная в 1890 году по одноимённой новелле Дж. Верги. Впервые «Сельская честь» была представлена публике в Риме 17 мая 1890 года и имела большой успех. Первая постановка в Великобритании состоялась 19 октября 1891 года (театр Шафтсбери, Лондон), а 16 мая 1892 года «Сельская честь» представлена в «Ковент Гарден». В США опера впервые поставлена в 1891 году в Филадельфии, а затем почти сразу в Чикаго и Нью-Йорке. В «Метрополитен Опера» «Сельская честь» выдержала более 650 представлений, первое из которых состоялось 30 декабря 1891 года.

Первая постановка в России была осуществлена в 1891 году в Москве (итальянской труппой) и Екатеринбурге (Музыкальным кружком). На профессиональной сцене «Сельская честь» появилась в 1892—1893 годах в Казани и в Москве. 18 января 1894 года опера представлена публике в Мариинском театре. Большим поклонником оперы был П. И. Чайковский.

Итальянская опера неоднократно ставилась в Большом театре. Последняя постановка в Большом театре относится к 1985 г. С 2001 года «Сельская честь» идёт в театре «Новая опера», а 25 января 2008 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы в постановке Лилианы Кавани. «Сельская честь» не сходит с мировой сцены, в главных её партиях выступали крупнейшие артисты — Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, Е. Образцова, З. Соткилава и др. В честь персонажа оперы Лолы назван астероид Лола, открытый в 1900 году. В фильме «Крестный отец» сын Майкла Корлеоне, Энтони, поёт именно в этой опере.

Внимание режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, Андрея Слонима к творчеству Масканьи можно объяснить его интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер этого направления характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Но в сердцевине этой кажущейся простоты (как и в душах героев отнюдь не аристократического, а самого, что ни на есть – простого происхождения!)  – бушуют страсти огромного масштаба и силы, буквально, испепеляющие их души. Кредо веризма – это предельное обнажение острейших противоречий человеческой натуры, раскрытие каждого характера в его личных устремлениях – и непременно в переступании неких принципиальных границ допустимой морали. Герои веризма в открытом разгуле своих страстей расцвечены самыми различными «тонами», и, право же, трудно определить, кто в произведении такого рода «положителен», а кто – негативен. Веризм жёстко смешивает все эти тона – и драматические коллизии судеб героев и сюжета углубляют эти противоречия, непременно доводя их до рокового конца, когда исправить что-то уже просто невозможно! 

Опера Масканьи — один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои — простые люди, жители села. Сюжет развивается в сицилийской деревне. На сцене задействованы крестьяне и крестьянки, слуги трактира, священник, артисты хора, миманса и детской вокально-хоровой студии театра, придавшие всенародный масштаб происходящему действию - от первой до заключительной сцены.

Андрей Слоним сжал в два действия напряжённый сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается как бы тривиальная и одновременно полная неизменной пронзительности и открытости бушующих чувств история любви-измены-тайны, которую режиссёр-постановщик ГАБТ им. Навои смог поднять до важного философского обобщения. Герои оперы совершают неразумные и далеко не добрые поступки, а позднее – они испытывают раскаяние за свои грехи и жестоко расплачиваются за них. И что особенно трагично – все эти роковые страсти закипают в полную мятежную силу в день великого праздника Пасхи, когда души людей должны быть необычайно чисты и обращены к Всевышнему. А люди, как и во все времена, – попадают в рабство собственных страстей и амбиций...

В обновлённом памятном спектакле ГАБТ оркестром дирижировал Садык Гаибов. Конечно, в его исполнении спектакля ощущались черты своего видения нюансов, темпов и штрихов, но в целом, музыкальный облик спектакля, унаследованный от музыкального руководителя и дирижёра Анвара Эргашева имел своё «лицо» и ярко выраженную экспрессивность исполнения. Садык Гаибов с оркестром ГАБТ сумел передать всю палитру драмы чувств, выраженную итальянским композитором правдиво, сильно. Сочетание реалистически-бытовой картины крестьянской жизни, переданной в красочных декорациях готической архитектуры, ярких красочных национальных сицилийских костюмах незабвенным художником-постановщиком, заслуженным работником культуры Республики Узбекистан Зубайдулло Батыровым, с музыкой, впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект нового решения известной оперы. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы передать колорит народной среды: его ненавязчиво, органично воспроизводит хор – живой и прекрасно действующий на сцене  (главный хормейстер –  народный артист Республики Узбекистан Сулейман Шадманов, хормейстер – Наталья Куприянова). Волей и мастерством балетмейстера, заслуженной артистки Республики Узбекистан Амины Бабаджановой, артисты хора органично и уверенно совершают непростые движения народных танцев – что вносит еще большую динамику в массовые сцены. Торжественно и с большим чувством была исполнена знаменитая месса – воззвание к Творцу, ярко прозвучавшая в исполнении хора и солисток.

И конечно же, особенно хочется отметить обновлённый исполнительский состав спектакля. Наших зрителей приятно поразили три дебютанта – яркие и красивые голоса исполнителей в сочетании с эмоциональной жизнью на сцене неподражаемо раскрылись в этом спектакле и доставили зрителям в его общей палитре особенную радость. В роли Туридду впервые предстал молодой тенор Бекзод Садыков; в образе Альфио - ещё один талантливый представитель творческой молодёжи, баритон Ришат Решитов. 

Молодой Бекзод Садыков в сложнейшей вокальной партии и образе Туридду уже в первом выступлении убедительно решает весьма непростые вокальные и образные задачи, ведя своего героя, буквально, сквозь сети охвативших его противоречивых страстей. Он уверенно приводит героя к трагической расплате за совершённые необдуманные поступки. В партии Сантуццы -  знакомая нам по предыдущим постановкам замечательная солистка ГАБТ Марина Полякова, чья роль особенно сложная, полная отчаяния отверженной любви, мести и раскаяния за поспешное необдуманное желание отомстить своему возлюбленному, предавшему её. Марина Полякова обладает красивым и выразительным драматическим сопрано – и уверенно, и внятно лепит образ своей противоречивой героини в излучении подлинного драматизма. Ришат Решитов порадовал и эмоциональным звучанием своего яркого баритона, и осмысленной фразировкой, и явственно читаемым «портретом» богатого возчика Альфио – то самодовольно упивающегося своим благополучием и счастьем с красавицей женой Лолой, то ожесточенно агрессивного в жажде мести изменившей ему супруге и Туридду, то саркастически унижающего соперника перед смертельной схваткой...  Образ Лолы впервые раскрыла раскрепощённая и неудержимая в своей страсти Галина Голубкова. А образ Мамы Лючии, полный драматизма, великолепно, многопланово сыграла в спектакле талантливая солистка ГАБТ - Рада Смирных, хорошо запомнившаяся зрителям по прошлым постановкам этой замечательной оперы. В кульминационной сцене прощания – её дуэт с сыном Турриду – вызвал у зрителей слёзы прощения бездумного ловеласа, осознавшего свой грех в преддверии смертельной дуэли и предчувствии неизбежного конца. Просветлённый Турриду просит мать позаботиться, как о своей дочери, о своей брошенной возлюбленной Сантуцце. В этой сцене Бекзод Садыков достиг необходимого в драме катарсиса – исповедального покаяния и очищения души, который растопил сердца зрителей. Все артисты смогли показать своих персонажей не в замороженном виде, а в «живом» психологическом развитии, принёсшем особый успех и постановке в целом, и этому спектаклю. Во всём течении спектакля ощущается детальная углубленная работа и молодых, и опытных артистов с постановщиком, их стремление как можно более полноценно раскрыть его замысел, пропустив его через себя. И ещё один факт и ярок, и особенно ценен. Все исполнители, кроме Галины Голубковой, – питомцы замечательной вокальной школы нашего большого мастера оперы и замечательного вокального педагога, заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой. Её ученики с большим успехом служат искусству оперы не только в Узбекистане, но и далеко за пределами нашей страны. 

...Представляется очень ценной и финальная находка режиссёра-постановщика Андрея Слонима в показе поединка двумя огромными тенями главных героев, сражающихся на фоне грозового неба. И в этой режиссёрской находке предельно сконцентрирован драматизм текущего момента. А далее – ужас толпы. И небесный гром... Прибежавшая Лола отчаянным криком сообщает о гибели Туридду. Лишившаяся жизни Сантуцца падает замертво. Окровавленное тело Туридду, смертельный ужас поражённого народа и разразившийся надо всем небесный гром... Так завершается этот истинно ужасный день Пасхи, в котором люди, забыв о Высшем – стали рабами и пленниками своих тёмных и пагубных страстей. Зрители, стоя, долго аплодировали всем ярким и запоминающимся участникам, наконец, состоявшейся третьей  премьеры спектакля, и особенно - режиссёру-постановщику Андрею Слониму. 

Вся драма развёртывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Драматизм музыки, её напевность, свежесть красок, экспрессивное решение, на редкость выразительное пение  дебютантов и артистическая игра ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои определили успех состоявшейся новой премьеры. Многие зрители говорили, что этот спектакль смотрится как кинофильм по обилию тонких деталей и своеобразной «раскадровке действия».  Хочется верить в дальнейшую счастливую судьбу этого захватывающего спектакля, который неизбежно оживят и другие яркие артисты театра.  Публика в количестве предъявляемых требований к ней «полагающегося» по правилам пандемии 30% заполнения зала в шахматном порядке –   своими горячими рукоплесканиями во время действия и в финале - в едином порыве - не только высоко оценила мастерскую работу постановщиков и исполнителей, но и предопределила дальнейшую добрую и плодотворную судьбу оперы «Сельская честь» на сцене нашего любимого театра... «Мы будем очень рады встрече с вами, дорогие наши зрители, на спектакле "Сельская честь" и других  новых оперных и балетных постановках  в ближайшем будущем!», - завершил своё обращение к поклонникам Мельпомены А.Е. Слоним на открытии 91-го  театрального сезона в ГАБТ им. А. Навои. 

 

Гуарик Багдасарова

Фото: Юрий Полянский

 





Другие материалы рубрики

23.09.2020 / 13:42:19

Открытие 91-го театрального сезона ГАБТ в новых условиях

Спустя 190 дней вынужденного карантина артисты ГАБТ им. А. Навои, наконец-то, встретились с ташкентскими зрителями и гостями узбекской столицы на гала-концертах 19 и 20 сентября 2020 года в честь открытия 91-го театрального сезона. Эти концерты были посвящены доблести героев борьбы с коронавирусом Далее...

18.09.2020 / 22:32:43

Исполнением "Праздничной увертюры" Сулеймана Юдакова в Большом театре Узбекистана им. А. Навои начнется программа гала-концерта, посвященного открытию 91 сезона

Можно смело сказать, что ГАБТ им. А. Навои это флагман нашего искусства. У него богатейшая история, о нем знают во всем мире, каждая новая постановка здесь, год за годом становится событием в культурной жизни столицы Далее...

09.09.2020 / 15:45:07

Театр "Ильхом" возвращается: 19 сентября стартует юбилейный 45-й сезон

Количество мест в зрительном зале сокращено до 50-ти для соблюдения правил социального дистанцирования. Все поверхности регулярно обрабатываются антисептическими средствами Далее...

05.09.2020 / 20:41:35

В Ташкенте начался 12 традиционный онлайн фестиваль кукольных театров Узбекистана, посвященный 29-летию независимости Республики

В мероприятии, организованном Министерством культуры Республики Узбекистан, совместно с Союзом театральных деятелей, принимают участие творческие коллективы кукольных театров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Далее...

25.08.2020 / 21:47:54

О первом ректоре Театрального института

этом году исполняется 75 лет со дня основания Ташкентского театрального института. Этот творческий вуз был первым высшим учебным заведением, где обучались актеры, режиссеры, театроведы со всего центральноазиатского региона. С 1954 года в институте открылся и художественный факультет. Многие выпускники Института стали впоследствии крупнейшими деятелями искусства в своих странах, составили ядро художественной культуры Узбекистана второй половины 20 – начала 21 веков Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте