Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.06.2020 / 14:38:34

Программа "Ахборот" в моей жизни. И почему продолжение следует


 БОРИС БАБАЕВ, журналист, телеведущий

Мое появление в редакции информации на нашем ТВ где-то в 1989 году, представление на большой летучке директора программ телевидения вызвало в коллективе, особенно у руководства «Ахборота», некоторое замешательство. И почему бывший радиожурналист, бывший помощник председателя хочет в эту редакцию?.. Тем более что пришел сразу на позицию заведующего отделом. Я понял, что все будет непросто для меня. Нужно было, чтобы устоявшийся и очень сильный коллектив русского «Ахборота», его руководители захотели со мной работать, приняли меня как достойного коллегу. Ситуация четко отслеживалась руководителями программы Бабуром Алихановым и Анваром Рашидовым...

Как я быстро убедился, они были настоящими профессионалами, отлично знали и делали свое дело. Потому «Ахборот» работал без выходных и с очень большой нагрузкой. В 19.30, перед началом эфира, все и везде буквально замирало. Тем более что редакции дозволялось работать в прямом эфире, а этого нет даже сейчас.

Мы знали, что руководитель страны смотрит все выпуски и, если посчитает нужным, немедленно реагирует. Принимая во внимание все это, наш ведущий диктор, народная артистка Узбекистана Галина Мельникова, сказала однажды, что выходя в эфир, она чувствует себя как перед расстрелом. Ни много ни мало. В самом деле, это было очень ответственно.

А меня тем временем проверяли на прочность, знали хорошо о каждом моем шаге, где был, что делал… Примеров приводить не буду, но так было. Как оказалось, делать сюжеты на телевидении даже несколько проще, чем у нас на радио республиканском, в «Последних известиях». Мы уже знали довольно хорошо, что такое оперативный повод, как брать интервью и как это делать качественно, быстро, и даже очень быстро. У меня все нормально получалось. Я все больше радовался тому, что работаю в главной информационной программе страны, и моя группа в составе журналистов очень высокого класса Жанны Захаровой, Наташи Арабовой, Володи Дремачева успешно справлялась со всеми поставленными задачами.

Когда в редакции, в нашей группе, появилась очень талантливая молодая журналистка Севара Зиявутдинова, я ее сразу предупредил, что на работе надо работать и с самой полной отдачей. Для этого у меня были некоторые основания… Она не только сделала правильные выводы, стала у нас потом одной из лучших в редакции, но и запомнила это мое пожелание на всю жизнь. Об этом говорили с ней недавно, когда собирались работники нашей старой редакции.

Совершенно справедливо недавно написали на fb, это была золотая команда «Ахборота». Да, именно так, сегодня об этом можно сказать с уверенностью. Мои коллеги Римма Гуссаковская, Жанна Захарова, Саида Давлетова, Нодир Туляганов, Ира Глухова, Тамара Саломатина, Алишер Азимов, Рахимджан Махкамов, Таня Литвиненко и другие работали просто отменно, можно сказать, лучше всех. Бок о бок с нами, рука об руку трудились в «Ахбороте» наши коллеги из узбекской редакции – Гульнора Махкамова, Фарход Махмудов, Садриддин Суяров, Махаматнозим Мавлянов, Шерзод Кудратходжаев, Озод Хамидходжаев и многие другие.

 

Время было совсем непростое. После объявления независимости Узбекистана в молодой стране было немало проблем, в их решении многое зависело и от уровня информированности населения, а значит – работы прессы. Из «Ахборота» люди узнавали все самое главное о том, что произошло и происходит у нас в республике, потому на нашу редакцию в какой-то степени опиралось руководство. Ведь мы были, можно сказать, проводниками намеченного курса развития и обновления. Не было конца заданиям в Ташкенте и командировкам по всему Узбекистану. Собкоры в областях тоже были хорошие профессионалы, но мы ездили тогда, когда они не успевали, или не могли сделать что-то сами, или когда надо было прилететь, снять, взять нужные интервью и улететь обратно в Ташкент и сделать немедленно нужный редакции сюжет.

Один конкретный пример. Где-то в 1992 году в Ташкент совершенно неожиданно прилетает госсекретарь США Бейкер. После переговоров с руководством в Ташкенте он должен отправиться на следующее утро смотреть Самарканд . Мы прилетаем накануне вечером, с трудом устраиваемся в гостинице, не просто было тогда и просто поесть… Но вот все задачи решены, съемка сделана, летим обратно. Вхожу на территорию редакции, смотрю на часы – 19.15. До эфира 15 минут. Думаю, что покажут только завтра. Но все меняется в одну секунду. Главный – Бабур Алиханов – кричит мне: немедленно в студию, собрать главные кадры и под эту картинку, во время прямого эфира, кратко рассказать о визите высокого гостя в древний Самарканд… Можете себе это представить! Счет шел на минуты, потом на секунды, но задание редакции было успешно выполнено.

Таких сложных ситуаций в редакции было немало, и коллектив справлялся! Наверно поэтому в 1999 году группа журналистов «Ахборота», в том числе и я, были отмечены правительственными наградами. Мой орден «Дустлик» дома на самом почетном месте, и я им очень горжусь.

Много лет всей нашей редакцией руководил замечательный человек и журналист просто экстра-класса Анвар-ака Таджиев, он был у нас главным редактором 22 года. На смену ему пришел Тура Тешабаевич Рахимов, кстати наш коллега из радио, он тоже старался как мог. После того как Бабур Алиханов был назначен директором программ, нашу редакцию возглавил вполне закономерно всеми уважаемый и, можно сказать, любимый Анвар Рашидов – сын выдающегося тележурналиста того времени Фарида Кибировича Рашидова. Работать с Анваром было одно удовольствие. Высокий, представительный, очень спокойный, красивый и уверенный в себе человек, бесконечно влюбленный в свою профессию, он пользовался у нас очень большим авторитетом. Наверно поэтому и тогда редакция работала с полной отдачей. В выпусках становилось все больше и больше хороших новостей со всей страны.

Хорошо помню один случай, связанный с Анваром. Он заболел и оказался в больнице. Собираемся и идем его навещать. Обо всем поговорили, узнали, что он идет на поправку, сказали, что ждем с нетерпением в редакции. И он обращается ко мне, говорит: «Борис Рахимович, вот возьмите мой мобильный телефон, он сейчас вам нужнее, чем мне». А ведь в те годы мобильный был еще редким и дорогим  аппаратом, тогда это был очень щедрый жест и проявление уважения к коллеге, который вместе со всеми делает совсем нелегкую работу. Взял, искренне поблагодарил, пользовался им до возвращения А. Рашидова из больницы.

Потом сменился курирующий зампред, с ним работать стало трудно, особенно во время трактов, перед выходом в эфир. Он был из газетчиков и проявлял чрезмерную осторожность во всем. Таким образом Анвар вскоре оказался в ташкентской редакции, а я, его заменивший в качестве замглавного, вскоре подал в отставку, когда увидел, что этот человек совсем меня не понимает. Меня заменила Жанна Захарова, и вскоре вроде бы все наладилось.

 Но вот беда, Анвар Рашидов снова заболевает и вскоре уходит из жизни. Для всех нас – ахборотовцев, это стало страшным ударом. Не смогли мы уберечь нашего друга, коллегу и просто блистательного тележурналиста… Он ушел еще совсем молодым человеком. А как много еще мог сделать на телевидении, в нашем «Ахбороте». Сегодня, как и раньше, уже не один год, очень популярна воскресная информационная программа «Тахлилнома», в которой подводятся итоги недели. А человеком, который ее инициировал и был ее первым ведущим, является Анвар Рашидов. Только тогда она называлась иначе – «День за днем». И мне довелось быть в числе ее ведущих. Об Анваре до сих пор очень тепло вспоминаем.

 

Документальный фильм «Ташкент – родина телевидения» – важный этап моей творческой жизни в период работы в «Ахбороте»

 Об этом стоит рассказать отдельно. Многолетняя работа в нашей редакции самых горячих, самых оперативных новостей научила нас многому. Сделать сюжет, подготовить комментарий, даже расширенный, для нас не было проблемой. Но чтобы сделать фильм…

Вот тогда посчастливилось и фильм сделать именно в период работы в «Ахбороте». А дело было так. Пригласил на беседу осенью 2005 года председатель Гостелерадио Алишер Джуракулович Хаджаев и предложил взяться за создание документального фильма «Ташкент – родина телевидения». Это было потрясающее предложение, я взялся за дело. Началась работа в Центральном архиве Узбекистана, где есть 11 папок с материалами о том, как летом 1928 года ташкентским изобретателем, инженером Борисом Грабовским впервые в мире была получена видеокартинка. Было заснято движение трамвая в районе нынешнего Центрального Телеграфа. Другое дело, что Грабовскому потом не дали дальше продвинуться в этом направлении, хотя даже Юлдаш Ахунбабаев, руководитель Узбекистана того времени, понял всю значимость этого проекта и дал поручение Таштраму изыскать средства для изготовления в нынешнем Питере первых электронных ламп.

Все было настолько серьезно, настолько интересно, что я решился в кадре комментировать эту невероятную историю научного подвига группы инженеров и специалистов связи под руководством Бориса Грабовского. Тогда нашли еще немало свидетельств того, что этот подвиг был совершен именно в любимом нами всеми Ташкенте.

Очень много сил для того, чтобы фильм состоялся, приложил режиссер картины, мой коллега по «Ахбороту» Шавкат Исраилов. Спасибо ему. Спасибо Алишеру Джуракуловичу Хаджаеву за доверие и возможность создать такой фильм.

Весной 2006 года фильм был представлен на международный телевизионный фестиваль «Лучшие ленты Содружества». Первый этап проходил в Москве, а награждение победителей и призеров состоялось весной 2006 года не где-нибудь, а в самом Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Именно там мне посчастливилось получить за наш фильм «Ташкент – родина телевидения» специальный приз «За вклад в расширение информационного пространства Средней Азии». Почетная награда, врученная мне, находится в Музее НТРК, а музыкальный центр от фирмы «Филлипс» до сих пор исправно служит мне дома.

Благодаря работе на телевидении я узнал и увидел многое. Мне посчастливилось вести репортажи для «Ахборота» с открытия Всемирных выставок – ЭКСПО-2000 и ЭКСПО-2005 в Ганновере и японском городе Аичи, из Нью-Йорка и Парижа, Берлина и Будапешта, Софии и столицы Греции Афин. Разве это забудешь…

Что же дальше… В силу определенных обстоятельств, после «Ахборота», поработал на спортканале НТРК несколько лет в качестве заместителя директора, завотделом, создал там довольно популярную спортивную информационную программу «Хабарлар», а также воскресную программу, которая называлась «Олимпийский метроном». Это тоже был период очень интенсивной и очень интересной работы, а также обучения целой группы молодых журналистов. Теперь могу гордиться, что в числе моих учеников есть такие известные  ныне люди, как Мурат Садыков, Нилуфар Сатыбалдыева и другие. За это время многое узнал о мире узбекского спорта, о наших самых лучших спортсменах и о том, как можно прожить долго и счастливо, если регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Для кого-то наступает пора золотого пера, как писал неповторимый Александр Фанйберг, а для кого-то – период ухода на пенсию… Наступил он и для меня в 2011 году. Но все время возникали какие-то проекты и дел было много. И наш сайт kultura.uz, и создаваемые все время документальные фильмы отнимали немало времени и сил.

И тем не менее, когда год назад из НТРК поступило предложение взяться за создание новых телепрограмм, отказаться было просто невозможно. Вновь пришел в свой второй родной дом, вновь встретился со многими прежними коллегами, было о чем вспомнить, о чем поговорить. А мои новые телепрограммы «Узбекский характер» и «…И это все о нем» выходят в эфир, бесконечно радуя и автора, и моих многих друзей и коллег, надеюсь и телезрителей на нашем прекрасном канале «Маданият ва марифат».

Позади более полувека работы на радио и телевидении. И лет-то уже немало, но работать на нашем национальном ТВ хочется, потому продолжение следует… Тем более что возможности НТРК растут постоянно. Первоклассное оборудование, отличные камеры, великолепно оборудованные студии и столько самых разных телеканалов. Сегодня даже в условиях довольно больших ограничений из-за карантина мои коллеги делают свое дело, радуют телезрителей все новыми и новыми телепроектами. Я горд, что работаю и что  в этом строю есть  и мои  телепрограммы.

 

  БОРИС БАБАЕВ, журналист, телеведущий

 

 

 





Другие материалы рубрики

07.06.2020 / 17:01:23

Сегодняшняя телепрограмма "Узбекский характер посвящена 100-летию со дня рождения писателя Саида Ахмада и новому телесериалу "Сабр-у садокат"

Смотрите новый выпуск программы "Узбекский характер" сегодня, 7 июня 2020, в 18.30. Канал "Маданият ва маърифат" НТРК... Чтобы вспомнить добрым словом любимого у нас в стране писателя и драматурга Саида Ахмада , поговорить о его столетнем юбилее и новом спецпроекте "Узбеккино" – сериале "Сабр-у-садокат", в основе которого хф Назима Аббасова "Саид и Саида", мы собрались в Музее истории кино Узбекистана Далее...

07.06.2020 / 13:43:21

Разработанная Концепция развития узбекского кино до 2030 года открывает очень большие перспективы. Об этом говорилось на новом заседании Киномедиасовета при "Узбеккино"

Повестка дня заседания "Узбекское кино: У порога нового времени, проблемы и решения" во многом определила направление того большого разговора, который состоялся в "Узбекино" c участием прессы Далее...

04.06.2020 / 23:29:33

Маликов о возрождении Ташкентского кинофестиваля: кино не терпит изоляции

Узбекский режиссер Рашид Маликов рассказал, как идет работа над возрождением Ташкентского кинофестиваля, прерванная пандемией коронавируса, и чем этот проект поможет местной киноиндустрии Далее...

02.06.2020 / 16:41:23

"Ильхом Каримов. Жизнь и судьба". Послесловие

Так называется документальный фильм, который мне посчастливилось создать в 2020 году вместе с моей коллегой Наврузой Бейназовой. Сделать его на достойном уровне было для нас делом чести. И, я думаю, мы достигли поставленной цели. Ильхом Каримов был не только моим многолетним другом, но и одним из наставников по жизни Далее...

01.06.2020 / 13:50:23

В преображенном за последний год здании НА "Узбекино" свое особое место занимает Музей киноискусства Узбекистана

Здесь удивляет и поражает буквально все увиденное. Можно сказать, что в экспозиции этого музея , на втором этаже этого здания, нашел отражение весь большой путь пройденный узбекским кино за многие годы Далее...





02.08.2020 / 02:07:18
Фирудин Сафаров: режиссёр, музыкант, человек
 
30.07.2020 / 14:57:40
Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева: "Жизнь – это вечное развитие"
 


11.08.2020 / 22:54:38
Пару строк о Морисе Равеле
 
09.08.2020 / 00:43:31
Не стало известного композитора и дирижёра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Анвара Эргашева
 


07.08.2020 / 00:48:41
В Бухаре разработана концепция мобильного приложения для туристов
 
05.06.2020 / 16:30:02
Азиз Абдухакимов: Узбекистан запускает новую систему безопасного туризма
 


07.08.2020 / 16:45:53
Библиотеки во время пандемии. Случай Испании
 
07.08.2020 / 00:54:30
Антон Чехов: "Ничто не проходит"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте