| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
28.12.2025 / 17:38:48
Бетховенский карнавал: концерт студентов класса Н. Ш. Полатхановой![]() Вечер фортепианной музыки в зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана превратился в настоящий бетховенский карнавал: студенты класса профессора Наргиз Шамильевны Полатхановой вынесли на сцену жемчужины, от которых зал то взрывался аплодисментами, то замирал в благоговейной тишине. Шесть вариаций на оригинальную тему фа мажор. Это произведение редко звучит в концертах, и напрасно: каждая вариация — как новая планета: от лёгкой, почти моцартовской грации первой вариации до мистического Adagio пятой, где время будто замирает. Исполнитель Азизбек Максудов провёл этот калейдоскоп характеров так, что было ясно и понятно, как Бетховен ломает привычные рамки вариационной формы и создаёт нечто абсолютно новое. Соната № 4 ор. 7 ми-бемоль мажор — редкий гость на сцене, но какая это драгоценность… Она была сыграна с таким размахом и юношеским огнём, что ранний Бетховен предстал перед нами во всём величии: мощные аккорды, певучие темы, неожиданные драматические повороты. Молодая исполнительница Назима Абдураззакова сумела показать в своей интерпретации, что и в 23 года композитор был уже титаном. «Рондо-каприччиозо» ор. 129 «Ярость по поводу потерянного гроша» — да, того самого, где Бетховен в шутку выплёскивает всю свою гениальную ярость по поводу пропавшей монетки. Шукириллаева Оминабону весьма достойно справилась с этой миниатюрой. Зал оценил этот юмор и услышал: вот он, Бетховен — хулиган, которого мы не так часто слышим.
Величественная соната № 26 ор. 81a ми-бемоль мажор «Прощание». Исполнительница Ясмин Якубова провела драматическую арку произведения: щемящее одиночество первой части «Прощание», тоскующую задумчивость «Разлуки» и ликующую радость финала «Свидание». Интерпретация поражала внутренней сосредоточенностью и глубиной. Цикл из семи багателей ор. 33, исполненных Марией Вахрушевой, предстал не как «мелочи», а как маленькие шедевры, полные характера и глубины. Здесь и искрящийся юмор, и лирическая нежность, и виртуозный блеск. Молодая пианистка передала бетховенский контраст настроений, сохранив при этом лёгкость и прозрачность фактуры. И кульминация вечера — соната № 31 ор. 110 ля-бемоль мажор. Здесь уже не было ни капли шуток. Последняя часть с её фугой после всех бурь прозвучала как настоящее духовное завещание Бетховена. Молодая пианистка Лемара Абляева сумела довести свою интерпретацию до такого уровня концентрации и внутреннего света, что в зале стояла абсолютная тишина — даже дышать боялись. Когда после финального аккорда прозвучала пауза, а потом взорвались овации, многие вытирали слёзы. Это был не просто концерт. Это был триумф молодости и таланта. За всем этим стояла колоссальная работа Наргиз Шамильевны Полатхановой — педагога редкого дара, который умеет не просто научить играть ноты, а воспитать настоящих музыкантов, способных проникнуть в самую суть композиторского замысла. Её ученики играют не «правильно», а вдохновенно, с подлинным бетховенским духом — свободно, страстно, интеллектуально. Молодые артисты подарили публике не просто отличное исполнение, а подлинное духовное переживание великой и бессмертной музыки Бетховена. Браво ученикам и бесконечная благодарность их учителю! Габриелян Николя
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
















