Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.11.2022 / 10:48:18

Динора Азимова. Дорога в Рим и обратно в Ташкент


Сентябрь пролетел над головой – будто и не было его. Хоть и осенний месяц по календарю, для меня, как и для многих на востоке, сентябрь – продолжение лета. Но первый месяц осени пролетел, вот уже и октябрь дополз до середины. Пора бы спустить лето на воду, да и отпустить вниз по течению, а оно не отпускает. Обволакивает запахами пиниевого леса, шумит платановыми аллеями, ласкается у ног сине-голубой волной…

Нет, не хватит сил сказать: «Прощай, прекрасное лето!», пока не будет на то твоего согласия, дорогой мой читатель. Тихим прохладным вечером хочу поделиться с тобой памятью драгоценных минут, а потом, так тому и быть -  впустить в сердце осень.

Памятное лето постучалось в мое окошко еще зимой. 31 декабря 2021 года прилетела из Алматы доченька, следом за нею - сын из Киева. Багровое зарево накрыло Алматы уже через день. Через несколько недель очередь дошла до Киева, но в первые дни января там было относительно тихо. Хотя по обе стороны границы уже построились в боевые ряды.

Дочь весь день перезванивалась с подругами, соседями… - живут они неподалеку от мэрии, той самой, что горела всю ночь, пока не сгорела дотла. И вот в те неспокойные дни дети сделали мне подарок. Они знали, что родина Возрождения манит меня давно, да все как-то не судьба. Италию сильно потрепал ковид, да и в январе пандемийные страхи ещё цепко держались за берега Апеннинского полуострова. Видимо поэтому, аренда на курортах оказалась приемлемой. Подешевле Амирсоя. И забронировали комнату в Виареджио на две июльские недели. Вот это был Новогодний подарок! Неужели же увижу Тоскану? Пройдусь по залам музея Уффици? Полюбуюсь древней Пизой с крыши пизанской башни?

Как покупать авиабилеты? Да конечно же, через Вечный город! Через Рум, как его называли в сказках моего детства. С остановочкой, пожалуйста, чтобы успеть полюбоваться закатом, прогуляться по набережной Тибра, и - заглянуть в крошечное и гордое государство в самом сердце Италии  - в Ватикан. Да будет так! 

А когда Аллах щедр, он дает двумя руками. И выпала мне рабочая поездка на в мае на экологический форум. Коротенькая, а зато в предместья Рима.

И вот я уже на пороге Ватикана, охраняемого швейцарскими гвардейцами. Их красочную форму придумал сам Микеланджело Буонарроти.

Статуя Скорбящей матери создана воображением и мастерством все того же великого Микеланджело. Она оказывается, теперь отделена от зала стеклом, но все равно вы приклеитесь и еще долго не сможете сойти с места. Неистовому Мастеру исполнилось только 23 года, когда он закончил работу. Единственную, где поставил подпись, причем прямо на ремешке, что вьётся от левого плеча святой Марии к центру. Она поддерживает Иисуса правой рукой, её левая ладонь приподнята к небу, будто вопрошая: «За что такая судьба? За что!» Нежная кожа лица… совсем юная, да ей от силы двадцать! Густые складки ткани вокруг груди (трудно поверить, что мастер работал с мрамором) не скрывают форм, четко очерчивая фигуру. Подождите-ка…  так ведь это же грудь молодой матери -- грудь, наполненная молоком! Через этот знак Микеланджело, похоже, подтверждает тяжкую миссию её материнства. Почему-то вспомнилось узбекское прощание сыном, когда бедная мать должна непременно сказать: «Болам, берган сутимдан розиман!» Это значит: не ропщу и не взыскую за то молоко, коим вскормила тебя…  А если не найдет она в себе силы сказать, что согласна с горькой своей судьбой, говорят, сын её будет страдать. Мучиться будет он там, куда уходят навеки.   

Вы знаете такую мать, что сумела бы удержать торс 33 - летнего сына «одной правой»? Даже 13-летнего не удержишь так, разве что 3-летнего малыша… Вот это и хотел выразить мастер: Сын для нее – беззащитное дитя, ребенок. И оттого свершившееся только умножает неправедность его исхода. А еще – показать величественную силу, не истаявшую даже в минуту небывалого горя.  

Сколько же здесь собрано красоты! Незатейливая моя сотка умудрилась уловить изысканность, которой нипочем ни время, ни толпы людей, ни политические перемены.

Если исповедаться тебе, дорогой читатель, до конца, так в собор Святого Петра я шла адресно. Мне нужно было увидеть скульптуры Антонио Кановы. Для главной церкви вечного города он выполнил скульптурную группу Климента XIII, а еще – памятники шотландской веточки династии Стюартов.

Имя Кановы было на слуху задолго до того, как ступить на землю Италии. Самая известная его работа знакома ташкентцам лет так сто, а то и больше. Зимой и летом, в любую погоду копия его «Венеры с яблоком» встречала почитателей ленивой полуулыбкой сразу у входа в наш музей искусств, прямо в вестибюле.

Обнаженная красота возлежала на мраморной рекамье еще со времен Худжума, когда на нее задумчиво взирали фигурки, укутанные в паранджу. В наши дни она выбрала место подольше, перебравшись на второй этаж музея, неподалеку от лестницы.

О, это яблочко в искусительно - нежной руке! Столь знакомое, такое родное… Хоть и мраморное, а ни дать, ни взять – из Ферганской долины. Ну да, вы как всегда правы: не просто так ведь Канова вложил в ее левую кисть яблоко искушения, из-за которого Ева – вкупе с Адамом – изгнаны были из Рая.

Однако шайтан-скелетик с часами в руках, вынырнувший из-под парчового занавеса, вернул меня в настоящее время. Ну да, не в ладу я с ними, как нередко многие из вас. Стеклянная песочница в костлявой руке набитая золотым песком чистейшей пробы, напоминает о ценности каждой минуты. Терпеть не могу царство времени, особенно по утрам, и когда припаздываю… и на все 100 согласна с великим Бернини: лукавый бес, держащий в бесплотных руках часы с золотыми, стремительно убывающими секундами - самое точное определение упрямых стрелок.

А чертиков тут немало. Они напоминают, устрашают, остерегают… Хотя, когда вы погружаетесь в бездну красоты, это тот самый случай, когда «сам черт не страшен».

 

Кстати, зацепила краем глаза сценку переоблачения сановитых ватиканцев. После величественной службы они превращаются в неотличимых от других смертных жителей Рима. В считанные минуточки. Не верите? Да вот, взгляните-ка.

Побродив несколько часов по Ватикану, вышла, оглушенная впечатлениями. Высокие колоннады тосканского ордена замыкали площадь Петра. «Крабовая клешня» направила ровненько на виа Кончиляционе, а та уже довела до левобережья Тибра (Tivere).

В этой реке безуспешно пытались утопить близнецов Ромула и Рэма, которых нашла и вскормила капитолийская волчица. Ромул – старший двойняшка – основал город, получивший его имя (Roma). Хотя дело было почти 3 тысячи лет назад, римляне описывают события так, будто все происходило вчера.

Набережная плавно огибает Замок Ангела, Corte Suprema (Верховный суд), от которого как-то сразу захотелось уйти на правобережье. 

 

Пересекаю мост Умберто, и ноги сами ведут на Пьяцца делл’Орсо.

И вот надо же такому случиться: оказалось, здесь то и была итальянская обитель семьи Бонапарта, а сейчас это музей Наполеона. Смотрительница, поймав взгляд, приветливо помахала рукой, так что пройти мимо уже невозможно. Она же объяснила мне, что в музейных витринах можно увидеть наряды самой Жозефины Бонапарт. И то, что избранница Наполеона отличалась отменным вкусом станет для вас неоспоримым фактом, даже если Вы не принадлежите к числу ее почитателей.

Заплутав в бесконечных зеркалах, украшающих стены дворца, невольно поверите в Зазеркалье. А через час блужданий уже ничуточки не удивитесь, завидев Наполеона, отразившегося в патиновом блеске трельяжа. Ого, а у него тоже была тюбетеечка!

И до чего же отрадно встретить здесь её, родную! Наверняка Наполеон одевал её на свою венценосную макушку. Обратите внимание, даже символы на ней знакомые, восточные. Обозначают они парность, четыре стороны света вкупе с землей и небом, стихии воды, огня, воздуха и ветра. Однако бойсунская, по моему, ничуть не хуже. Надеюсь, согласны?

А завершилась майская поездка курьезом. В римском аэропорту помахали на прощание мне Леонардо с Джокондой. Вот такие:

С надписью: «Второе (воз)рождение – улететь подальше от ковида». Да Винчи… в наколках, с часами Гуччи на руке, с девушкой (Джакондой назвать не возьмусь!) в джинсовой курточке. Оба - в фирменных очках и рекламных наклейках. М-да… И ладно бы, повстречалась эта парочка где-то в каменных джунглях Нью Йорка…

Но в Италии! Но в Риме!! О, времена!!!  

(продолжение следует.)

 

Первая часть
Вторая часть
Третья часть

 





Другие материалы рубрики

06.11.2022 / 19:17:53

Время требует новых подходов к науке

Наука — двигатель прогресса. Эта аксиома очень актуальна для современного Узбекистана. Страна твердо встала на путь инновационного развития, которое невозможно без кардинальной перестройки науки и образования. На каком этапе сейчас находится наука Узбекистана? Какие ориентиры видят перед собой ученые страны? Об этом беседа с президентом Академии наук, лауреатом Государственной премии доктором физико-математических наук Бехзодом ЮЛДАШЕВЫМ Далее...

06.11.2022 / 19:13:06

Леонид Елизаров. В Фергане прошла Вторая Международная конференция журналистов

Актуальные проблемы современной журналистики обсуждались на Второй Ферганской конференции, прошедшей на минувшей неделе в Узбекистане. Участники форума – журналисты из США, Южной Кореи, Китая, Киргизии, Афганистана, России, Израиля и других стран обменивались опытом, Далее...

05.11.2022 / 21:58:30

Круглый стол на тему Человеческое развитие и перспективы достижения Узбекистаном целей устойчивого развития

1 ноября 2022 года в стенах Университета мировой экономики и дипломатии состоится круглый стол на тему "Человеческое развитие и перспективы достижения Узбекистаном Целей устойчивого развития". Данный круглый стол приурочен к открытию Центра Устойчивого развития Далее...

05.11.2022 / 11:22:33

Beeline Uzbekistan с помощью Big Data посчитал туристов из других стран

Компания Beeline Uzbekistan проанализировала данные о мобильной активности гостей Узбекистана, посетивших страну в туристический сезон-2022. С марта по сентябрь в популярных у туристов местах интернет-трафик вырос в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Далее...

05.11.2022 / 11:17:59

"… МОЙ ПУТЬ" — история жизни узбекского журналиста

В "Узэкспоцентре" в рамках 3-Международной книжной выставки состоялась презентация новой книги известного журналиста Бориса Бабаева "Борис Бабаев: МОЙ ПУТЬ" Далее...





17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


19.04.2024 / 14:13:05
В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана с большим успехом прошло выступление Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева
 
18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте